Решение по делу № 33-4028/2022 от 10.03.2022

Судья Чайко А.А. Дело № 33-4028/2022 (2-8962/2021)
УИД 52RS0005-01-2021-010989-82

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Нижний Новгород 12 апреля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пятовой Н.Л.,

судей Нижегородцевой И.Л., Чиндяскина С.В.,

при секретаре судебного заседания Веккер Д.В.,    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Нижнего Новгорода

на решение Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода от 23 декабря 2021 г.

по иску Гаврилова Ильи Юрьевича к администрации Нижнего Новгорода, администрации Автозаводского района Нижнего Новгорода, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилья лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения Гаврилова И.Ю.,

установила:

Гаврилов И.Ю. обратился в суд к ответчикам с данным иском и просил обязать администрацию Нижнего Новгорода, Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование иска указал, что распоряжением и.о. главы администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода [номер]-р от 12.09.2005г. над Гавриловым И.Ю. [дата] г.р. установлена опека в связи с тем, что мать умерла, отец находится в местах лишения свободы. Распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Канавинского района № 1036-р от 18.09.2013г. Гаврилов И.Ю. 01.06.1998 года рождения включен в районный список детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Нижнего Новгорода. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Решением Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода от 23 декабря 2021 года на администрацию города Нижний Новгород возложена обязанность предоставить Гаврилову Илье Юрьевичу, [дата] года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, применительно к условиям г. Нижнего Новгорода, общей площадью не менее 30 кв.м. В удовлетворении остальной части исковых требований Гаврилова Ильи Юрьевича к администрации города Нижнего Новгорода, отказано. В удовлетворении исковых требований Гаврилова Ильи Юрьевича к Министерству социальной политики Нижегородской области, отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрации Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при неправильном толковании и применении норм материального права.

Гавриловым И.Ю. принесены возражения относительно апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность судебного решения проверена судебной коллегией по правилам положений, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что матерью Гаврилова И.Ю. является Гаврилова С.Ю., умершая [дата]

Решением Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 19.04.2007 года, вступившего в законную силу 07.05.2007 года, Гаврилов Юрий Иванович лишен родительских прав в отношении дочери Гавриловой Александры Юрьевны, [дата] года рождения, сына Гаврилова Ильи Юрьевича, [дата] года рождения, с Гаврилова Ю.И. взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно, начиная с 19.02.2007 года до их совершеннолетия.

Гаврилов И.Ю., [дата] года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Канавинского района [номер]-р от 18.09.2013г. Гаврилов И.Ю. [дата] года рождения включен в районный список детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Нижнего Новгорода.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что Гаврилов И.Ю. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, у Гаврилова И.Ю. как лица, нуждающегося в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и как имеющим право на получение жилого помещения он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

До настоящего времени жилое помещение по договору специализированного жилого найма Гаврилову И.Ю. не предоставлено.

24.11.2021 года определением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечена администрация Канавинского района г.Нижнего Новгорода.

Разрешая спор по существу и принимая решение о частичном удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на администрацию Нижнего Новгорода обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10 декабря 2004 г. № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от 7 сентября 2007 г. № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.

Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 г. № 315, действовавшим на момент принятия решения суда, утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области – по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.

Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Вопреки доводам ответчика, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения суда.

Решение суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежали применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, соответствующими требованиям закона об их относимости и допустимости. Требования статьи 198 ГПК РФ судом первой инстанции не нарушены.

Основания к отмене решения суда, установленные статьей 330 ГПК РФ, отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 23 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Нижнего Новгорода – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 13 апреля 2022 года.

33-4028/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гаврилов Илья Юрьевич
Ответчики
Администрация города Нижнего Новгорода
Министерство социальной политики Нижегородской области
Другие
Администрация Канавинского р-на г.Н.Новгорода
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Нижегородцева Ирина Львовна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
14.03.2022Передача дела судье
12.04.2022Судебное заседание
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2022Передано в экспедицию
12.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее