Решение по делу № 3а-54/2019 от 03.09.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дело № 3а-54/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск 3 октября 2019 г.

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Середы Л.И.,

при секретаре Ивашкиной Е.В.,

с участием:

административного истца – Ширманкина Дениса Николаевича, его представителя Петайкина А.А.,

административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управления Росреестра по Республике Мордовия),

административного ответчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»),

административного ответчика – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Госкомимущество Республики Мордовия),

заинтересованного лица – Правительства Республики Мордовия,

заинтересованного лица – Администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ширманкина Дениса Николаевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости,

установил:

Ширманкину Д.Н. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

здание с кадастровым номером <№>, общей площадью 1323 кв.м, наименование: здание телятника № 2, расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером <№>, общей площадью 5585,7 кв.м, наименование: здание производственного блока, расположенное по адресу: <адрес>.

По состоянию на 17 ноября 2016 г. определена их кадастровая стоимость в размере 426 562 рубля и 1 581 133 рубля соответственно.

Ширманкин Д.Н. считает кадастровую стоимость указанных объектов завышенной, значительно превышающей их рыночную стоимость, в связи с чем увеличивается размер налогообложения.

Согласно отчету № 522/19 от 26 августа 2019 г. об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, составленному оценщиком ООО «Титул», по состоянию на 17 ноября 2016 г., рыночная стоимость здания телятника № 2 составляет 426 562 рубля, здания производственного блока – 1 581 133 рубля.

Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость вышеназванных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 17 ноября 2016 г.

Административные ответчики и заинтересованное лицо возражений относительно рыночной стоимости объектов и отчёта об оценке не представили.

В судебном заседании представитель административного истца Петайкин А.А. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились.

Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие, ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не усматривается, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, а также сообщениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия от 13 сентября 2019 г. № 10123/14-11 и Управления Росреестра по Республике Мордовия от 13 сентября 2019 г. № 07-17/6430 объекты недвижимости:

здание с кадастровым номером <№>, общей площадью 1323 кв.м, наименование: здание телятника № 2, расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером <№>, общей площадью 5585,7 кв.м, наименование: здание производственного блока, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежат с 10 января 2018 г. на праве собственности Ширманкину Д.Н., их кадастровая стоимость по состоянию на 17 ноября 2016 г. составляет 18 206 107 руб. 29 коп. и 31 504 967 руб. 85 коп. соответственно.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть первая).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть вторая).

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть третья).

Следовательно, Ширманкин Д.Н. имел право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением без предварительного обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из вышеуказанных сообщений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия и Управления Росреестра по Республике Мордовия, кадастровая стоимость зданий с кадастровыми номерами <№> и <№> была определена по состоянию на 1 июля 2012 г. и была изменена 17 ноября 2016 г. в связи с изменением общей площади объектов недвижимости органом кадастрового учета в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», утверждённого приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. № 113 (л.д.120-125).

В подтверждение рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости Ширманкин Д.Н. представил отчёт № 522/19 от 26 августа 2019 г. «Об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, составленный оценщиком ООО «Титул» Давыдовой Е.П.

В соответствии с положениями части первой статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца четвёртого статьи 15.1 и части четвёртой статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков.

Юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано страховать свою ответственность за нарушение договора на проведение оценки и ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности на срок не менее чем один год. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности юридического лица, заключившего с заказчиком договор на проведение оценки, не может быть менее чем пять миллионов рублей.

Договор обязательного страхования ответственности заключается членом саморегулируемой организации оценщиков на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причинённого в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Представленный Ширманкиным Д.Н. отчёт утверждён ООО «Титул».

Оценщик Давыдова Е.П. работает оценщиком в ООО «Титул», имеет квалификацию в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости», является членом некоммерческого партнёрства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО»», её гражданская ответственность застрахована в АО «АльфаСтрахование» на сумму 5 000 000 рублей, срок действия договора страхования с 8 декабря 2018 г. по 7 декабря 2019 г., ООО «Титул» застраховало гражданскую ответственность в АО «АльфаСтрахование» на сумму 100 000 000 рублей, срок действия договора страхования с 23 мая 2019 г. по 22 мая 2020 г. (л.д. 17-20).

Согласно данному отчёту по состоянию на 17 ноября 2016 г. рыночная стоимость здания телятника № 2 с кадастровым номером <№> составляет 426 562 рубля, а здания производственного блока с кадастровым номером <№> - 1 581 133 рубля (л.д. 17-91).

Возражения относительно отчёта об оценке и доказательства, опровергающие данный отчёт, суду не представлены.

Лица, участвующие в деле, о назначении судебной строительно-технической экспертизы не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах следует, что оценщик Давыдова Е.П. отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, и её отчёт полный, ясный, сомнений в обоснованности не вызывает.

С учётом изложенного суд не усматривает оснований для несогласия с отчётом оценщика Давыдовой Е.П. и он может быть принят в целях установления рыночной стоимости объектов недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В пункте 7 постановления Пленума № 28 разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

На момент определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (17 ноября 2016 г.) действовал Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утверждённый приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. № 113.

Также на момент определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (17 ноября 2016 г.) действовал приказ Росреестра от 12 мая 2015 г. № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик».

В связи с этим суд пришёл к выводу о том, что поскольку кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности, то административный иск к ФГБУ «ФКП Росреестра» подлежит удовлетворению путём установления кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <№>, равной его рыночной стоимости на 17 ноября 2016 г., в размере 426 562 рубля и кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <№>, равной его рыночной стоимости на 17 ноября 2016 г., в размере 1 581 133 рубля, а административный иск к Управлению Росреестра по Республике Мордовия и Госкомимуществу Республики Мордовия не подлежит удовлетворению.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

С учётом этих разъяснений датой подачи заявления Ширманкина Д.Н. о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, сведения о которых подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, следует считать 3 сентября 2019 г. (дата обращения в суд).

Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

административный иск Ширманкина Дениса Николаевича к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером <№>, общей площадью 1323 кв.м, наименование: здание телятника № 2, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости на 17 ноября 2016 г., в размере 426 562 рубля.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером <№>, общей площадью 5585,7 кв.м, наименование: здание производственного блока, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, на 17 ноября 2016 г., в размере 1 581 133 рубля.

Датой подачи заявления Ширманкина Дениса Николаевича о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, считать 3 сентября 2019 г.

В удовлетворении административного иска Ширманкина Дениса Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                         Л.И. Середа

Мотивированное решение суда составлено 7 октября 2019 г.

3а-54/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ширманкин Денис Николаевич
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ
Государственный комитет имущественых и земельных отношений РМ
ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Середа Людмила Ивановна
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
03.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее