Решение по делу № 33-4572/2024 от 01.04.2024

Судья Смольская Т.С. № 33-4572/2024

24RS0038-01-2023-000621-02

2.211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 апреля 2024 года      г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе председательствующего судьи Абрамовича В.В., судей Глебовой А.Н., Александрова А.О.,

при ведении протокола помощником судьи Медведевой П.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В. гражданское дело по иску прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МУП Нижнеингашского района «Альянс» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе ответчика МУП Нижнеингашского района «Альянс»,

на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 24 января 2024 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МУП Нижнеингашского района «Альянс» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУП Нижнеингашского района «Альянс» по эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух без установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Обязать МУП Нижнеингашского района «Альянс» оборудовать установками очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, стационарные источники выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух: котельную, расположенную по адресу: <адрес>, помещение 2; котельную, расположенную по адресу: <адрес> Б; котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>, строение 4, в срок до 15.09.2024».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил суд признать незаконным бездействие МУП Нижнеингашского района «Альянс» по эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух без установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обязать МУП Нижнеингашского района «Альянс» до 15 сентября 2024 года оборудовать установками очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, стационарные источники выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух: котельную, по адресу: <адрес>; котельную, по адресу: <адрес>; котельную, по адресу: <адрес>; котельную, по адресу: <адрес>

Требования мотивированы тем, что прокуратурой 07 ноября 2023 года проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в деятельности МУП Нижнеингашского района «Альянс». Проверкой установлено, что одним из дополнительных видов деятельности предприятия является: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. За МУП Нижнеингашского района «Альянс» на праве хозяйственного ведения закреплены котельные по адресу: <адрес> Котельные используются для производства тепловой энергии и обеспечения теплом потребителей поселка <адрес> проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, МУП Нижнеингашского района «Альянс» эксплуатирует дымовые трубы на 4 котельных расположенных по адресу: <адрес>, а также котельной, расположенной по адресу: <адрес> предназначенных для удаления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие ГОУ.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ответчик МУП Нижнеингашского района «Альянс» просит решение суда отменить, принять новое решение о полном отказе в удовлетворении иска, полагает решение суда является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. При эксплуатации объектов хозяйственной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими требованиями. Оснащение стационарного источника выбросов ГОУ подлежит в том случае, если не соблюдаются нормативы допустимых выбросов или технологические нормативы и нормативы качества атмосферного воздуха. Ответчиком указанные нормативы соблюдаются. Кроме того, требования к котельным, а также связанным с ними процессами проектирования и др. не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к котельным, введенным в эксплуатацию до вступления в силу свода правил СП 89.13330.2016.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав мнение прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Иляскина К.И., возражавшего против отмены решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В силу ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») загрязнением атмосферного воздуха является - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

При эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами (ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч. 5 ст. 16).

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.

Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (газоочистными установками - ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498 (далее - Правила).

Пунктами 8, 9 указанных Правил запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (производственных объектов), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Кроме того, в силу п. 4.1.1.2. «ГОСТ Р 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования», утвержденные постановлением Госстандарта России от 25 октября 1995 года № 553, тепломеханическое оборудование установки котельной, которое включает полностью или частично, в том числе, оборудование для очистки дымовых газов, которое включает полностью или частично: комплектные золовые электрофильтры, золоуловители механические (циклоны, батарейные циклоны, аппараты мокрой очистки), оборудование для удаления золы из-под золоуловителей в пределах установки, установка сероочистки (блок абсорбера, насосы подачи суспензии, воздуходувки, теплообменники жидкостные и газовые для охлаждения и подогрева газов до и после сероочистки, дозаторы известняка, дозаторы гипса, аппараты для приготовления и хранения реагентов), установка азотоочистки (каталитические реактор с системой ввода и распределения аммиачновоздушной смеси, дозаторы аммиака, теплообменники для подогрева газов), дымососы газоочистки, зологазовоздухопроводы в пределах газоочистки, газопроводы от котла до сборных боровов к дымовой трубе, системы автоматизации, управления и технологических защит газоочистки, система технической диагностики газоочистки.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции основной деятельностью МУП Нижнеингашского района «Альянс» является строительство автомобильных дорог и автомагистралей; одним из дополнительных видов деятельности является: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

За МУП Нижнеингашского района «Альянс» на праве хозяйственного ведения закреплены:

- нежилое помещение (котельная), общей площадью 47,5кв.м., по адресу: <адрес>

- нежилое здание (котельная) общей площадью 27,9кв.м., по адресу: <адрес>

- нежилое здание (котельная), общей площадью 301,4кв.м., по адресу: <адрес>

- нежилое здание - котельная с оборудованием, общей площадью 119,5кв.м., по адресу: <адрес>

- нежилое здание - котельная с оборудованием, общей площадью 394.2кв.м., по адресу: <адрес>.

Прокуратурой района 10 ноября 2023 в МУП Нижнеингашского района «Альянс» была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Проверкой установлено, что в котельных, расположенных в п. Нижний Ингаш и в с. Верхний Ингаш установлены отопительные котлы, снабженные топкой с ручным забросом топлива. В котельной, расположенной в с.Тины – автоматическая подача топлива. На всех котельных топливом служит уголь. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется через дымовые трубы высотой не более 30 метров. При этом на котельных п. Нижний Ингаш и с. Верхний Ингаш газоочистительное оборудование не установлено, очистка и обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не осуществляется.

Указанные котельные, являются стационарными источниками выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, используются для производства тепловой энергии и обеспечения теплом потребителей поселка Нижний Ингаш, с. Верхний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края и их эксплуатация осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования, что является нарушением п. 4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 «Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования», и приводит к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу.

Дав надлежащую оценку доказательствам по делу, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что при эксплуатации ответчиком оборудования указанных котельных через организованный стационарный источник выбросов - дымовую трубу в отсутствие средств очистки газов осуществляется выброс в атмосферу загрязняющих веществ - дымовых газов, образуемых в результате сжигания каменного угля, указанное безусловно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом.

Поскольку п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлен запрет на строительство, эксплуатацию объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих источники выбросов загрязняющих веществ, оборудовать указанные источники установками очистки газа установлена законодательством.

Таким образом, именно на ответчике лежит обязанность по соблюдению обязательных норм по использованию газоочистного оборудования при эксплуатации источников, осуществляющих выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Судебная коллегия учитывает, что любое воздействие хозяйственной деятельности, последствия которой приводят к изменениям качества окружающей среды, является негативным, поступление в окружающую среду загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вне зависимости от соответствия их установленным нормативам, признается загрязнением окружающей среды. Предусмотренные законом меры по охране окружающей среды и воздуха направлены не только на приведение уровня загрязнений до установленных нормативом, но и недопустимость возникновения самого факта загрязнения.

Факт выброса неочищенных загрязняющих веществ, свидетельствует о загрязнении атмосферного воздуха, который с учетом требований ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" является компонентом окружающей среды.

Судебная коллегия отклоняет доводы ответчика о том, что доказательств превышения нормативов выбросов вредных веществ в материалы дела не представлено, поскольку судом установлено, что эксплуатация котельной осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования, что является нарушением п. 4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 "Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования", и приводит к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу.

Выводы суда первой инстанции сделаны с соблюдением требований процессуального законодательства об оценке доказательств; нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке доказательств судом допущено не было. Приведенные в обжалуемом решении суждения мотивированы и в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда не усматривается.

Доводы о несогласии с такими выводами суда относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебного решения.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, были предметом рассмотрения и оценки, не содержат оснований к отмене постановленного судом решения, а повторяют правовую позицию ответчика и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления апелляционная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 24 января 2024 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МУП Нижнеингашского района «Альянс» – без удовлетворения.

Председательствующий судья В.В. Абрамович

Судьи А.Н. Глебова

А.О. Александров

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.04.2024г.

33-4572/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Нижнеингашского района
Ответчики
МУП Нижнеингашского района Альянс
Другие
Администрация Нижнеингашского района
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
15.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Передано в экспедицию
15.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее