УИД 50RS0042-01-2021-005242-86
Дело №2а-3788/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.07.2021 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе судьи Соболевой О.О. единолично,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области к казин св о восстановлении пропущенного срока, взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 786 рублей, пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 72 рубля 19 коп., на общую сумму 4 858 рублей 19 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по г. Сергиев Посад обратилась в суд с административным исковым заявлением к Казину С.В. о восстановлении пропущенного срока, взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 786 рублей, пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 72 рубля 19 коп., на общую сумму 4 858 рублей 19 коп.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что по данным оперативного учета за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за 2018 год. Налоговый орган исчислил налогоплательщику транспортный налог и направил в адрес Казина С.В. налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением в установленный законом срок обязанности по оплате налога административному ответчику выставлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № с сообщением о наличии задолженности по налогу, на которую за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 72 рубля 19 коп., и указанием на то, что задолженность и пени в общей сумме 4 858 рублей 19 коп. надлежит уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, требование не исполнено налогоплательщиком до настоящего времени. Административный истец обращался к мировому судье по месту жительства административного ответчика с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, однако, в связи с поступлением от Казина С.В. письменных возражений относительно исполнения судебного акта судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, налоговая обязанность административного ответчика остается неисполненной, в связи с чем, обратившись в суд, административный истец просит взыскать с Казина С.В. недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 786 рублей, пеней за период с 03.12.2019 года по 12.02.2020 года в сумме 72 рубля 19 коп., на общую сумму 4 858 рублей 19 коп. Кроме того, инспекция просит в случае пропуска срока на подачу административного иска восстановить таковой как пропущенный по уважительной причине со ссылкой на значительный объем документооборота, требующего дополнительное время для формирования административного иска и пакета документов к нему (л.д.5-8).
В административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д.7).
Административный ответчик Казин С.В. к установленному судом сроку возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представил. По существу требований прислал возражения, в которых указал на необоснованное начисление транспортного налога на транспортные средства, поскольку оспаривал факт владения ими в 2018 году со ссылкой на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области, постановленное в 2019 году (л.д.30).
На основании пункта 3 части 1 статьи 291 КАС РФ суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав доводы административного истца и представленные им письменные доказательства, возражения административногоответчика, а также материалы административного дела № 2а-1653/2020 по выдаче мировым судьей судебного участка № 225 Сергиево-Посадского судебного района Московской области судебного приказа на основании заявления административного истца, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из указанных положений Налогового кодекса РФ следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка № 225 Сергиево-Посадского судебного района Московской области 30.06.2020 года, о взыскании задолженности отменен определением того же мирового судьи 10.08.2020 года (л.д.9, административное дело № 2а-1653/2020 мирового судьи).
Административный иск подан в суд 17.06.2021 года (л.д.5), то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока.
При этом, суду не представлено сведений о дате получения налоговым органом копии указанного определения мирового судьи.
Кроме того, административный истец просит восстановить ему пропущенный процессуальный срок в порядке части 1 статьи 95 КАС РФ. В обоснование своего ходатайства ссылается на то, что срок пропущен по уважительной причине, а именно, ввиду значительного объема документооборота, требующего дополнительного времени для формирования данных заявлений и соответствующего пакета документов. Отказ в восстановлении срока на подачу административного искового заявления приведет к потерям бюджета Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
На основании изложенного, суд находит уважительной причину пропуска срока на принудительное взыскание недоимки и пеней, в связи с чем пропущенный срок подлежит восстановлению.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, применения иных мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно досье физического лица Казину С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, на праве собственности принадлежали автотранспортные средства: мотоцикл <данные изъяты>, дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ и автомобиль легковой марки <данные изъяты>, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11).
Сведения о наличии на праве собственности указанного имущества в 2018 году подтверждены органами ОГИБДД УМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу Московской области по запросу суда (л.д.41-46).
Указанное опровергает доводы административного ответчика об отсутствии у него объекта налогообложения в 2018 году.
При этом, суд учитывает следующее.
Учетные данные административным ответчиком в установленном порядке не оспаривались.
Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в Российской Федерации государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях:
1) государственного учета транспортных средств;
2) обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
Государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным (статья 5 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ регистрационные данные транспортного средства – данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы.
Данные о владельце транспортного средства в силу подпункта 8 пункта 2 статьи 11 указанного выше Федерального закона относятся к регистрационным данным транспортного средства.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ, совершение регистрационных действий осуществляется в заявительном порядке на основании письменного обращения (заявления) владельца транспортного средства.
Ответственность за несвоевременное обращение в регистрационное подразделение для совершения регистрационных действий в соответствии с законодательством Российской Федерации несут владельцы транспортных средств, на что прямо указано в статье 27 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ.
Административный ответчик в связи со сменой собственника транспортного средства либо утратой транспортного средства не принял мер к внесению изменений в учетные данные о транспортном средстве в части смены владельца либо снятию транспортных средств с учета, не предъявил основания к изменению таких сведений своевременно, в связи с чем он несет ответственность и правовые последствия сохранения за собой права владения транспортным средством, в том числе, несет налоговое бремя.
Как следует из базы данных суда, в 2019 году Сергиево-Посадским городским судом Московской области не рассматривалось административных дел о взыскании с Казина С.В. недоимки по транспортному налогу за 2018 год либо другие налоговые периоды (л.д.36), при этом, решениями суда, постановленными в 2018 году, с Казина С.В. взысканы недоимки по транспортному налогу, начисленному за те же транспортные средства за налоговые периоды 2014 и 2015 года (л.д.32-35).
По тем же транспортным средствам за 2018 год налоговым органом Казину С.В. начислен транспортный налог, о чем ему почтой направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-17).
В связи с неисполнением в установленный законом срок обязанности по оплате налога административному ответчику выставлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № с сообщением о наличии задолженности по налогу, на которую за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 72 рубля 19 коп., и указанием на то, что задолженность и пени в общей сумме 4 858 рублей 19 коп. надлежит уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14).
Получение налогового уведомления и требования об уплате налога и пеней административным ответчиком не оспорено, однако, требование не исполнено налогоплательщиком до настоящего времени.
Обратившись в суд, ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области просит взыскать с Казина С.В. задолженность по транспортному налогу за 2018 год, срок исполнения требования по которой истек ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со статьями 357, 358 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.361 НК РФ, ст. 1 Закона Московской области от 16.11.2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», ставки транспортного налога устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со статьей 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок, установленный пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Руководствуясь приведенными выше положениями налогового законодательства, административным истцом рассчитан транспортный налог Казину С.В. за 2018 годы, исходя из регистрационно-учетных сведений, которые не отменены и не изменены, в адрес Казина С.В. направлено налоговое уведомление с указанием расчетных данных.
Проверив расчеты административного истца, суд находит их правильными. Расчет административным ответчиком не оспорен.
Доказательств своевременной оплаты ни полностью, ни в части им суду вопреки положениям части 2 статьи 62 КАС РФ не представлено, равно как и не представлено доказательств наличия каких-либо льгот по уплате налогов, а также соблюдения заявительного порядка предоставления льготы (статья 25 Закона Московской области от 24.11.2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»).
В силу статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Административным ответчиком вопреки положениям статьи 62 КАС РФ не представлено доказательств уплаты налогов за 2018 год в установленный срок.
В связи с изложенным, с Казина С.В. в пользу ИФНС подлежат взысканию пени.
Расчет пени административным ответчиком также не оспорен.
В связи с изложенным выше, требования административного истца о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2018 год, начисленных пени, в общем размере 4 858 рублей 19 коп. подлежат удовлетворению.
Согласно статье 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ при подаче иска освобождался от уплаты госпошлины, административный ответчик не представил суду доказательств тому, что имеет льготы по оплате госпошлины, то с Казина С.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей, рассчитанная по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 289-293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области к казин св о восстановлении пропущенного срока, взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 786 рублей, пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 72 рубля 19 коп., на общую сумму 4 858 рублей 19 коп. удовлетворить.
Восстановить инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области срок для принудительного взыскания недоимки по налогам и сборам, а также пеней, начисленных на недоимку.
Взыскать с казин св в пользу инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 786 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 72 рубля 19 коп., на общую сумму 4 858 (четыре тысячи восемьсот пятьдесят восемь) рублей 19 коп.
Взыскать с казин св в бюджет Сергиево-Посадского городского округа Московской области госпошлину за рассмотрение дела 400 (четыреста) рублей.
Разъяснить, что суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Судья | О.О. Соболева |