Решение по делу № 33-708/2020 от 29.09.2020

Судья Куликова Е.А.

Дело № 33-708/2020

Дело № 2-321/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 октября 2020 г.                  г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Тараника В.Ю., Кукшиновой О.М.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области Балаева В.В. на решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 27.07.2020, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» о понуждении к совершению определённых действий удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по ремонту сетей теплоснабжения, а именно проведение мероприятий по замене водопроводной трубы в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 метров погонных, проходящей <...> до котельной № 5, расположенной по адресу: <...> и от <...> до котельной № 5, расположенной по адресу: <...>.

Исковое требование прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» о понуждении к совершению определённых действий оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения прокурора Холманских Т.А., представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - ООО «Южное жкх») Латыпова К.Е., представителя ответчика администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация Смидовичского городского поселения) Шашко Н.О., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Смидовичского городского поселения, ООО «Южное жкх» о понуждении к совершению определённых действий.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой Смидовичского района ЕАО проверки исполнения администрацией Смидовичского городского поселения и ООО «Южное жкх» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что муниципальное имущество теплоснабжения (котельные, тепловые сети) администрацией Смидовичского городского поселения переданы в аренду ресурсоснабжающей организации ООО «Южное жкх» для целей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Письмом в администрацию поселения от 14.02.2020 ООО «Южное жкх» указано на необходимость проведения работ по замене водопроводной трубы в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 метров погонных, проходящей по адресу от дома по <...> до котельной № 5 <...>, от дома по <...> до котельной № 5 <...>. Указанные мероприятия не проведены в рамках подготовки к отопительному периоду 2019-2020 гг.

Уточнив впоследствии исковые требования, просил обязать администрацию Смидовичского городского поселения в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по ремонту сетей теплоснабжения Смидовичского городского поселения, а именно проведение мероприятий по замене водопроводной трубы в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 метров погонных, проходящей по адресу от <...> до котельной № 5 <...>, от <...> до котельной № 5 <...>. Обязать ООО «Южное жкх» в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ремонту сетей теплоснабжения Смидовичского городского поселения, а именно провести мероприятия по замене водопроводной трубы в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 метров погонных, проходящей по адресу от <...> до котельной № 5 <...>, от <...> до котельной № 5 <...>.

Определением суда от 28.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены общество с ограниченной ответственностью «Единые Коммунальные Системы» (далее - ООО «ЕКС»), товарищество собственников жилья «Комфорт» (далее - ТСЖ «Комфорт»), комитет тарифов и цен правительства ЕАО.

В судебном заседании прокурор Киндич А.Ю. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Смидовичского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «Южное жкх» Овчинников В.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Указал, что обязанность по ремонту сетей горячего водоснабжения не может быть возложена на ООО «Южное жкх» ввиду отсутствия инвестиционной программы. Кроме того, сети горячего водоснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>, ООО «Южное жкх» не передавались. Договор аренды от 15.09.2017 № <...> заключён в соответствии с решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности от 15.09.2017 № <...>, а не в результате конкурса. Полагал, что действие Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в части капитального ремонта переданного в аренду имущества на правоотношения сторон в настоящем случае не распространяется.

Представители третьих лиц ООО «ЕКС», ТСЖ «Комфорт», комитета тарифов и цен правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении прокурор Балаев В.В. с ним не согласился, просил его отменить в части отказа в удовлетворении требований к ООО «Южное жкх» и удовлетворить требования к данному ответчику.

Мотивируя представление, указал, что в нарушение требований действующего законодательства на ООО «Южное жкх» не возложена обязанность по проведению работ по замене водопроводной трубы.

Суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что ООО «Южное жкх» представило документы об утверждении тарифовна 2020 - 2021 гг. с учётом включения затрат организации на содержание указанных труб.

В возражениях на апелляционное представление представитель ООО «Южное жкх» Латыпов К.Е. с ним не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

В письменном отзыве представитель Смидовичского городского поселения Новикова С.С. просила удовлетворить апелляционное представление прокурора. Указала, что на момент рассмотрения дела договор аренды имущества с ООО «Южное жкх» расторгнут не был, организация фактически использует данное имущество, в связи с чем должна нести расходы по капитальному ремонту.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Холманских Т.А. доводы и требования апелляционного представления поддержала.

Представитель ответчика администрации Смидовичского городского поселения Шашко Н.О. согласилась с доводами и требованиями апелляционного представления.

Представитель ответчика ООО «Южное жкх» Латыпов К.Е. возражал относительно удовлетворения апелляционного представления.

Представители третьих лиц ООО «ЕКС», ТСЖ «Комфорт», комитета тарифов и цен правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без участия указанных лиц.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления и возражений на него, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утверждённым Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279, смена отельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без изменения диаметра труб относится к капитальному ремонту зданий и сооружений (приложение 8).

В соответствии со статьёй 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счёт капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определён договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта даёт арендатору право по своему выбору:

произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть её в счёт арендной платы;

потребовать соответственного уменьшения арендной платы;

потребовать расторжения договора и возмещения убытков (пункт 1).

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении») передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учётом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 5 статьи 28.1 указанного закона предусмотрено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении» арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан: 1) эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, предоставлять потребителям товары, оказывать услуги в сфере теплоснабжения, обеспечивать при осуществлении деятельности с использованием данных объектов возможность получения потребителями соответствующих товаров, услуг, а также подключать потребителей к данным объектам и (или) новым объектам теплоснабжения; 2) поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Статьёй 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учётом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 1).

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (часть 2).

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6).

Согласно положениям статьи 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, обязан:

1) эксплуатировать указанные системы и (или) объекты в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поставлять абонентам товары, оказывать услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, при осуществлении деятельности с использованием указанных систем и (или) объектов обеспечивать возможность получения абонентами соответствующих товаров, услуг, а также подключать абонентов к указанным системам, отдельным объектам указанных систем и (или) новым централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельным объектам указанных систем;

2) достигнуть плановые значения показателей надёжности, качества, энергетической эффективности;

3) поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности от 15.09.2017 № <...> и постановления администрации Смидовичского городского поселения от 15.09.2017 № <...> администрация Смидовичского городского поселения (арендодатель) и ООО «Южное жкх» (арендатор) 15.09.2017 заключили договор аренды муниципального имущества № <...>, согласно которому арендодатель предоставил во временное пользование ООО «Южное жкх» имущество казны городского поселения, расположенного по адресу: <...>, для оказания населению Смидовичского городского поселения жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению.

Данный договор действует до подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении систем централизованного теплоснабжения, являющихся собственностью Смидовичского городского поселения (пункт 2.1).

Пунктом 3.2.2 договора определена обязанность арендатора содержать арендуемое имущество в исправном состоянии (техническом, санитарном, противопожарном, др.), производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы за текущее содержание имущества.

В пункте 7.1 договора указано, что капитальный ремонт имущества осуществляется арендатором по согласованию с арендодателем. Расходы арендатора на капитальный ремонт являются основанием для зачёта указанных расходов в счёт арендной платы по настоящему договору.

Необходимость проведения капитального ремонта (замены) трубы горячего водоснабжения в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 погонных метра, в связи с её физическим износом, на участке, расположенном от <...> до котельной № 5 и от <...> до котельной № 5, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Разрешая настоящий спор, руководствуясь положениями статьи 210 ГК РФ, суд первой инстанции возложил обязанность по организации проведения мероприятий по замене водопроводной трубы на администрацию Смидовичского городского поселения, как на собственника указанного имущества.

Разрешая требование прокурора о возложении на ООО «Южное жкх» обязанности по замене водопроводной трубы, суд первой инстанции,принимая во внимание, что по договору аренды на ООО «Южное жкх» не была возложена обязанность по проведению капитального ремонта арендованного имущества, исходя из того, что поскольку договор аренды заключён на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, а не по результатам проведения открытого конкурса, в связи с чем положения подпункта 2 пункта 1 статьи 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении», подпункта 3 пункта 1 статьи 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» не могут быть распространены на отношения, связанные с заключением договора аренды от 15.09.2017, в удовлетворении иска в указанной части отказал.

Судебная коллегия не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения искового требования прокурора к ООО «Южное жкх».

Поскольку арендуемое ООО «Южное жкх» имущество (котельная № 5 п. Смидович, тепловые сети от указанной котельной) нуждается в капитальном ремонте, при этом в силу пункта 3.2.10 договора аренды арендатор обязан обеспечить бесперебойное и качественное предоставление соответствующих коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению потребителям, а также в силу пункта 2 части 1 статьи 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении», пункта 3 части 1 статьи 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», требования прокурора о возложении обязанности по проведению капитального ремонта водопроводной трубы на арендатора заявлены правомерно.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что обеспечение теплоснабжением и водоснабжением должно производиться таким образом, чтобы это исключало возникновение чрезвычайных ситуаций.

Вывод суда первой инстанции о том, что поскольку договор аренды между администрацией Смидовичского городского поселения и ООО «Южное жкх» заключён на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям, в связи с чем положения подпункта 2 пункта 1 статьи 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении», подпункта 3 пункта 1 статьи 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» не подлежат применению, является неправильным.

Заключение договоров аренды, согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона.

Так, в исключительном порядке договоры аренды могут быть заключены без проведения процедур конкурсов или аукционов в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» (глава 5 указанного закона).

Заключение администрацией Смидовичского городского поселения договора аренды с ООО «Южное жкх» являлось вынужденной мерой, направленной на обеспечение предотвращения чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для освобождения ООО «Южное жкх» от выполнения обязанностей по договору аренды, предусмотренныхстатьёй 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении», статьёй 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», поскольку в указанных правовых нормах не содержится никаких исключений, связанных с порядком заключения договора аренды.

Ссылка представителя ООО «Южное жкх» Латыпова К.Е. на решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 29.09.2020 по иску прокуратуры Еврейской автономной области в защиту интересов Смидовичского городского поселения в лице его администрации к ООО «Южное жкх», администрации Смидовичского городского поселения о признании недействительными договора аренды муниципального имущества от 15.09.2017 № <...> и дополнительных соглашений к нему, о применении последствий недействительности ничтожных сделок, не является основанием для отказа в удовлетворении иска к ООО «Южное жкх», поскольку на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции решение Арбитражным судом ЕАО вынесено не было, а на момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции решение Арбитражного суда ЕАО не вступило в законную силу.

При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора к ООО «Южное жкх» подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска в указанной части.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смидовичского районного суда ЕАО от 27.07.2020 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство», принять в указанной части новое решение об удовлетворении данного требования.

Изложить 3 абзац резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать общество с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ремонту сетей теплоснабжения Смидовичского городского поселения, а именно провести мероприятия по замене водопроводной трубы в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 метров погонных, проходящей по адресу от дома <...> до котельной № 5 <...>, от <...> до котельной № 5 <...>».

Апелляционное представление прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области Балаева В.В. считать удовлетворённым.

Председательствующий                                                                 Н.С. Серга

Судьи                                                                                               В.Ю. Тараник

                                                                                                         О.М. Кукшинова

33-708/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Смидовичского района
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-коммунальное хозяйство"
Администрация "Смидовичское городское поселение"
Другие
ООО Единые коммунальные системы
Коновалов Дмитрий Николаевич
Комитет тарифов и цен правительства ЕАО
ТСЖ Комфорт
Овчинников Вячеслав Михайлович
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Тараник Владислав Юрьевич
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
30.09.2020Передача дела судье
23.10.2020Судебное заседание
17.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2020Передано в экспедицию
23.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее