*** Дело № 2-1655/2022
***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2022 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Корепиной О.С.,
при секретаре судебного заседания Лысовой И.А.,
с участием прокурора Пашкевич М.А.,
представителя истца-Лапуть Ю.С.,
представителя ответчика Яблокова В.А. –Курцова В.В.,
ответчика Куприянова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации городского поселения Молочный Кольского района Мурманской области к Яблокову В.А., Куприянову Д.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением,
установил:
Администрация муниципального образования городское поселение Молочный Мурманской области обратилось в суд с иском к Яблокову В.А., Куприянову Д.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением, в обоснование заявленных требований указав, что ответчики постоянно зарегистрированы по адрес***. Данное жилое помещение находится в муниципальной собственности городского поселения Молочный Кольского района Мурманской области. Ответчики длительное время не проживают по указанному адресу, о чем составлен акт о не проживании от ***. Силами управляющей компании оконные заполнения в жилом помещении заколочены фанерой, так как окна отсутствовали и в квартире собирались лица без определенного места жительства, что могло привести к пожару. Электричество отсутствует, к газоснабжению жилое помещение также не подключено. Для заключения договора социального найма жилого помещения ответчики в администрацию поселения не обращались, своих обязательств по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не исполняют. Задолженность по оплате коммунальных услуг перед управляющей организацией за период с *** по *** на *** составляет 830 293 рубля 67 копеек. При этом каких-либо препятствий в пользовании жилым помещением истцом не чинились, ответчики добровольно выехали на другое постоянное место жительства из квартиры в неизвестном направлении, в жилом помещении не появляются. По информации ОМВД России по Кольскому району Мурманской области установить собственников жилья не представилось возможным в связи с их отсутствием по адресу проживания. Из ответов на обращения о предоставлении информации не следует, что ответчики отсутствуют в спорном жилом помещении по независящим от них уважительным причинам, в связи с чем у истца достаточно оснований полагать о добровольном выезде ответчиков в другое место жительства. Кроме того, Постановлением
Правительства Мурманской области от 01 апреля 2019 года № 153-ПП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» в *** годах, городское поселение Молочный является участником Программы. В настоящее время из 6 квартир подлежащих расселению в двухэтажном многоквартирном доме адрес*** расселены 3 жилых помещения. С учетом изложенного, на основании ч.3 ст. 83 Жилищного кодекса РФ просил суд признать Яблокова В.А. и Куприянова Д.А. утратившими право пользования жилым помещением по адрес***.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что жилой дом адрес*** был признан аварийным и подлежащим реконструкции в *** году, с *** года подлежит расселению, в связи с чем собственники жилых помещений в данном доме получают выкупную стоимость, нанимателям должны предоставить другое жилое помещение.
Ответчик Куприянов Д.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что квартира находится в аварийном состоянии в аварийном доме, проживать в ней невозможно, в связи с чем он вынужден снимать другое жилое помещение. Кроме того, на протяжении определенного времени он неоднократно отбывал наказание в местах лишения свободы. В *** году он обращался в администрацию поселения с заявлением о необходимости выполнения ремонта, но его обращение оставили без ответа. Согласен на переселение в другое жилое помещение, готов обратиться в администрацию с заявлением, так как ранее о такой возможности не знал. Ответчик Яблоков В.А. приходится ему сводным братом, где он проживает в настоящий момент неизвестно.
Ответчик Яблоков В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом по последнему известному адресу места жительства –адресу регистрации, местонахождение его установить не представилось возможным.
Представитель ответчика Яблокова В.А.-адвокат в порядке ст. 50 ГПК РФ Курцов В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поскольку дом признан аварийным, признание ответчика утратившим право пользования жилым помещением влечет нарушение его прав, так как он лишиться права на жилье, в то время как администрация длительное время не выясняла место нахождение Яблокова В.А.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с положениями ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, жилое помещение квартира общей площадью ***, расположенная по адрес*** находится в собственности муниципального образования г.п. Молочный Кольского района, на основании свидетельства о государственной регистрации права от *** (л.д. 13).
На основании обменного ордера № от ***, выданного администрацией поселка Молочный в данное жилое помещение была вселена ФИО1, ее муж ФИО2 и сыновья Яблоков В.А., *** года рождения и Куприянов Д.А., *** года рождения, в связи с обменом ранее занимаемого жилого помещения меньшей площади (л.д.10-11).
ФИО1 была снята с регистрационного учета ***, ФИО2-*** (л.д.9).
Согласно справки формы № на данный момент в указанном жилом помещении с *** зарегистрированы Яблоков В.А. и Куприянов Д.А. постоянно (л.д. 8).
Согласно ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В силу статьи 71 Жилищного кодекса Российской Федерации временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Согласно части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что разрешая спор о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, суду надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный характер (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещении со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из спорного жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на иное жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2015 N 78-КГ15-34).
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде/незаселении ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Из объяснений представителя истца в судебном заседании следует, то ответчики добровольно выехали из спорного жилого помещения, коммунальные услуги в добровольном порядке не оплачивают, препятствий в проживании в жилом помещении администрация как собственник им не чинит, в связи с чем считает, что они отказались в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма.
В силу требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем доказательств тому, что выезд ответчиков из спорного жилого помещения носит добровольный, постоянный характер, об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, об отказе ответчиков в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, стороной истца суду не представлено.
Напротив, как следует из объяснений ответчика Куприянова Д.А., данных в судебном заседании, его отсутствие в спорном жилом помещении носит вынужденный характер, поскольку он на протяжении последних десяти лет неоднократно отбывал наказание в местах лишения свободы. В *** году после освобождения обращался в администрацию с заявлением о ремонте занимаемого жилого помещения, в связи с невозможностью проживания в нем из-за ненадлежащего состояния. Проживает в съемном жилье, иного места жительства или жилого помещения в собственности не имеет.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, постановлением администрации г.п. Молочный Кольского района № от *** «О дальнейшем использовании многоквартирных домов и сроках отселения граждан» многоквартирный дом адрес*** признан аварийным и подлежащим реконструкции, срок отселения физических лиц, зарегистрированных на момент обследования домов *** был определен датами, которые будут утверждены в программе Мурманской области по расселению аварийных домов.
Согласно представленной представителем истца выписке из региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» в *** годах, утвержденной Постановлением Правительства Мурманской области от 01 апреля 2019 года № 153-ПП срок расселения квартиры адрес*** этапом *** годы.
Как следует из акта комиссионного осмотра жилого помещения адрес*** от ***, оконные заполнения разбиты, заколочены фанерой, электроснабжение отключено в связи с неоплатой услуг, газоснабжение отсутствует, в связи с чем комиссия пришла к выводу, что в связи с длительным отсутствием/непроживанием Куприянов Д.А. и Яблоков В.А. не выполняют своих обязанностей как наниматели жилого помещения, не поддерживают надлежащее состояние, не производят текущий ремонт, в результате чего жилое помещение приведено в разбитое, аварийное состояние (л.д. 14, 15-16).
Между тем, данный акт осмотра квартиры не может быть признан судом надлежащим и достаточным доказательством добровольного выезда нанимателей из жилого помещения, поскольку он составлен после того, как дом был признан аварийным и невозможность проживания в нем юридически была подтверждена. Кроме того, как усматривается из акта и приложенных к нему фото, представители комиссии администрации в квартиру не заходили, состояние квартиры внутри не осматривали, отсутствие каких-либо личных вещей не зафиксировали, входная дверь в квартиру была заперта, сведений о наличии у комиссии доступа в жилое помещение в акте не содержится, осмотр оконных проемов произведен снаружи здания.
Стороной истца доказательств тому, что ответчики уведомлялись о предоставлении им иного благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма и отказались от него суду не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о признании Яблокова В.А. и Куприянова Д.А. утратившими право пользования спорным жилым помещением не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации городского поселения Молочный Кольского района Мурманской области к Яблокову В.А., Куприянову Д.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением-отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.С. Корепина