Дело № 2а-650/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2018 года г. Юрьевец Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Гриневецкой Л.С.
при секретаре Абрамовой Л.А.,
с участием:
административного истца Дубовой С.Н.,
представителя административного истца по доверенности Каменевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское административное дело по административному иску Дубовой С.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области о признании действий по взысканию пеней, начисленных на недоимку по налогам НДС и НДФЛ незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Дубова С.Н. обратилась в суд с иском к административному ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области с иском о признании её действий по начислению (расчёту) пеней, указанных в сформированных Требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями): № 4587 от 05.09.2018 года – 7544,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4586 от 05.09.2018 года – 106017,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4648 от 07.09.2018 года – 101162,43 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года,
№ 4649 от 07.09.2018 года – 7199,00 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года,
направленных ей для их уплаты, незаконными.
Свои исковые требования мотивирует тем, что в 2017 году в отношении неё как индивидуального предпринимателя налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка за период 2014-2015 годов, по результатам которой был составлен Акт налоговой проверки № 2 от 17.05.2017 года, на основании которого было вынесено Решение № 9 от 29.06.2017 года о привлечении Дубовой С.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании вступившего в законную силу Решения о привлечении Дубовой С.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговым органом в соответствии с п. 2 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации было сформировано требование № 339 от 24.08.2017 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов на общую сумму 2872590, 69 руб., со сроком исполнения до 13.09.2017 года, которое в адрес административного истца Дубовой С.Н. не направлялось.
В связи с неуплатой налога по требованию № 339 от 24.08.2017 года, материалы налоговой проверки в отношении Дубовой С.Н. были направлены в следственные органы в порядке п. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении Дубовой С.Н. было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации.
13.03.2018 года Решением № 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области исполнение Решения № 9 от 29.06.2017 года о взыскании налога, сбора, пени, штрафа было приостановлено в соответствии с п. 15.1 ст. 101 Налогового кодекса РФ до принятия решения по уголовному делу в отношении Дубовой С.Н. по ч.1 ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации. В настоящее время решение по уголовному делу не принято.
В сентябре 2018 года, в период приостановления исполнения Решения № 9 от 29.06.2017 года, административным ответчиком на невыплаченную недоимку были насчитаны пени, а также сформированы и направлены почтой Требования:
№ 4587 от 05.09.2018 года – 7544,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4586 от 05.09.2018 года – 106017,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4648 от 07.09.2018 года – 101162,43 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года,
№ 4649 от 07.09.2018 года – 7199,00 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года.
Просит суд признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области по начислению (расчёту) пеней, указанных в сформированных Требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
№ 4587 от 05.09.2018 года – 7544,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4586 от 05.09.2018 года – 106017,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4648 от 07.09.2018 года – 101162,43 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года,
№ 4649 от 07.09.2018 года – 7199,00 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года,
направленных ей для их уплаты, незаконными.
В судебном заседании 17.10.2018 года представитель административного истца Каменева О.Н. поддержала административный иск по основаниям, в нем изложенным. Также пояснила, что налоговый орган имеет право начислять пени, штрафы, но не может предъявлять их к взысканию, так как Решением № 1 от 13.03.2018 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области приостановлено взыскание начисленных сумм налогов. В связи с этим просит также признать незаконным предъявление к взысканию Требований об уплате налога, которые перечислены в административном исковом заявлении. Считает, что направление Требования об уплате – это действия по взысканию начисленных пеней.
Впоследствии, в судебном заседании 29.10.2018 года административный истец уточнил свои исковые требования, изложив их в следующей редакции: признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области по взысканию пеней, начисленных на недоимку по налогам: НДС, НДФЛ, путем выставления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей)
№ 4587 от 05.09.2018 года – 7544,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4586 от 05.09.2018 года – 106017,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4648 от 07.09.2018 года – 101162,43 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года,
№ 4649 от 07.09.2018 года – 7199,00 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года,
направленных налогоплательщику Дубовой С.Н. для их уплаты незаконными, в соответствии с п. 15.1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также пояснила, что в остальной части административное исковое заявление поддерживает в прежней редакции. В данном случае сторона административного истца уменьшает объем требований, просит признать незаконным лишь предъявление Требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, не требуя признать незаконными действия административного ответчика по начислению пеней, поясняя, что предмет спора – признание действий незаконными в связи с взысканием начисленных пеней, путем выставления требований, указанных в иске, и направления их истцу для уплаты.
Также позиция административного истца изложена в отзыве на возражения по административному исковому заявлению, приобщенному к материалам дела.
Административный истец Дубова С.Н. в судебном заседании поддержала позицию своего доверенного лица в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности Канашина А.П. в судебном заседании 17.10.2018 года исковые требования административного истца не признала в полном объеме, суду пояснила, что в случае, если имеется просрочка, налог не уплачен, то начисляется пеня, что и было сделано. Дубовой С.Н. действительно направлялись требования об уплате, но они носят уведомительный характер, это не требование к взысканию. Требование об уплате носит форменный характер, и убрать из него что-либо нельзя. Также пояснила, что приостановление начисления пеней законом не предусмотрено, даже если приостановлено взыскание основной суммы. Все суммы будут пересчитаны после принятия решения по уголовному делу в отношении Дубовой С.Н.
В судебное заседание 29.10.2018 года административный ответчик не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, от него поступило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителя.
Более подробно позиция Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области как административного ответчика изложена в письменном отзыве, а также в ходатайстве от 29.10.2018 года, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок на подачу административного искового заявления об оспаривании действий администрации, датированного 28.09.2018 года и фактически поступившего в суд, исходя из штампа входящей корреспонденции 02.10.2018 года, стороной истца не нарушен, иск подан в течение трех месяцев со дня, когда Дубовой С.Н. стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено следующее.
В 2017 году Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области была проведена выездная налоговая проверка за период 2014 - 2015 годов, по результатам которой был составлен акт налоговой проверки № 2 от 17.05.2017 года. На основании данного акта было вынесено Решение № 9 от 29.06.2017 года о привлечении Дубовой С.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным Решением № 9 от 29.06.2017 года было сформировано Требование от 24.08.2017 года № 339 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов на общую сумму 2 872590,69 руб., том числе недоимка – 1967988 руб., штраф 481596,27 руб., пени 423006,42 руб., со сроком исполнения до 13.09.2017 года (л.д.12).
Оплата по данному Требованию Дубовой С.Н. произведена не была, в связи с чем в отношении неё была направлена информация в следственные органы в порядке п. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении Дубовой С.Н. было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, решение по которому на настоящий момент ещё не принято.
В соответствии с п.15.1 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) – физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с п.3 ст. 32 настоящего Кодекса материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
При этом течение сроков взыскания, предусмотренных настоящим Кодексом, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
В случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
На основании п. 15.1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации административным ответчиком было вынесено Решение № 1 от 13.03.2018 года о приостановлении исполнения Решения № 9 от 29.06.2017 года в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д.14).
Таким образом, у налогового органа на сентябрь 2018 года (время выставления оспариваемых Требований) не имелось правовых оснований для исполнения Решения № 9 от 29.06.2017 года.
Однако как установлено в судебном заседании, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области направила административному истцу Дубовой С.Н. следующие Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), начисленных на недоимку по налогам: НДС, НДФЛ, с извещениями,
№ 4587 от 05.09.2018 года – 7544,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4586 от 05.09.2018 года – 106017,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4648 от 07.09.2018 года – 101162,43 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года,
№ 4649 от 07.09.2018 года – 7199,00 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года (л.д. 16-27).
Согласно п.1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В данном случае, нарушение императивных норм Налогового кодекса РФ (п. 15.1 ст. 101 НК РФ) при направлении Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, является основанием для признания таких действий незаконными.
Выставленное с нарушением норм действующего законодательства требование может повлечь нарушение прав налогоплательщика посредством неправомерного принудительного взыскания указанных в нем сумм.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным направления вышеназванных Требований о взыскании налога, об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, как не соответствующее действующему законодательству Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административным истцом административные исковые требования в полном объеме, признать оспариваемые действия налогового органа незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Дубовой С.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области по взысканию пеней, начисленных на недоимку по налогам: НДС и НДФЛ, путём выставления Требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
№ 4587 от 05.09.2018 года – 7544,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4586 от 05.09.2018 года – 106017,51 руб. со сроком исполнения до 25.09.2018 года,
№ 4648 от 07.09.2018 года – 101162,43 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года,
№ 4649 от 07.09.2018 года – 7199,00 руб. со сроком исполнения до 27.09.2018 года,
направленных налогоплательщику Дубовой С.Н. для их оплаты.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Пучежский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 29 октября 2018 года.
Председательствующий: