Дело № 2- 52/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2018 года г. Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Рыбалка Н.Н.,
при секретаре – Ли Е.В.,
с участием прокурора в лице помощника Углегорского городского прокурора Барановой Н.Н., истца Манахова В.М., представителя ответчика – администрации Углегорского городского округа Филатова А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Углегорского городского прокурора в интересах Манахова Валерия Михайловича к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
23.11.2017 Углегорский городской прокурор обратился в Углегорский городской суд в интересах Манахова В.М. с иском к администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области о возложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное, применительно к условиям Углегорского муниципального района Сахалинской области, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах г.Углегорска Сахалинской области, равнозначное по площади, а именно площадью 42 кв.м., и числу комнат, ранее занимаемому жилому помещению, признанному аварийным.
В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства установлено, что Манахов В.М., зарегистрирован по адресу: <адрес>. По результатам проведенного обследования, в соответствии с заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлено, что жилой дом полностью разрушен. Согласно постановлению администрации Углегорского городского округа от 28.08.2017 №731 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма» Манахов В.М. с составом семьи – 1 человек, принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, с момента признания жилого помещения непригодным для проживания у органа местного самоуправления возникла обязанность по предоставлению жилого помещения. До настоящего времени истец жилым помещением взамен признанного непригодным для проживания не обеспечен.
06.12.2017 представителем ответчика администрации Углегорского муниципального района Буниной Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представлен отзыв, в котором высказано несогласие с исковыми требованиями, по тем основаниям, что жилой <адрес> муниципальной собственностью не являлся, договор социального найма между истцом и ответчиком не заключался, поэтому полагает что оснований возложения на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма в настоящее время не имеется. Также указывает, что в соответствии с постановление администрации Углегорского городского поселения № от 29.07.2014 жилой <адрес> числится в реестре аварийного ветхого жилья и Манахову В.М. будет предоставлено жилое помещение в период до 2020 года, однако площадью 37,4 кв.м. (согласно данных представленных Росреестром, площадь ранее занимаемого помещения).
25.12.2017, до судебного заседания, прокурором представлено суду заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, об уточнении искового требования, согласно которому на день рассмотрения дела прокурор просит суд возложить на администрацию Углегорского муниципального района Сахалинской области обязанность предоставить Манахову В.М. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное, применительно к условиям Углегорского муниципального района Сахалинской области, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах г.Углегорска Сахалинской области, равнозначное по площади, а именно площадью 37,4, и числу комнат, ранее занимаемому жилому помещению, признанному аварийным.
В судебном заседании 16.01.2018 года представителем ответчика Филатовым А.Н. суду представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 20 декабря 2017 года, согласно которой Администрация Углегорского муниципального района переименована в администрацию Углегорского городского округа с внесением изменений в учредительные документы.
Переименование Администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области в администрацию Углегорского городского округа Сахалинской области не влияет на возникшие правоотношения, поэтому суд признает заявленные требования к надлежащему ответчику.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Баранова Н.Н, истец Манахов В.М., исковое требование с учетом его уточнения поддержали по основаниям, приведенным в исковом заявлении, настаивали на его удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Углегорского городского округа Филатов А.Н. действующий по доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Положениями ч.1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий, для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищном законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защитой, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
На основании п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктом 5 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 1 Закона Сахалинской области от 26.12.2016 №120-ЗО «Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области» (далее – Закон Сахалинской области №120-ЗО), Углегорское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Бошняковское сельское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области объединены в городское поселение без изменения границ Углегорского муниципального района Сахалинской области. Городское поселение наделено статусом городского округа – Углегорский городской округ. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают статус муниципальных образований: Углегорское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Бошняковское сельское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 2 Закона Сахалинской области №120-ЗО, со дня объединения Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области и Бошняковского сельского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений, указанных в ч.1 ст.1 настоящего Закона. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области со дня вступления в законную силу настоящего Закона приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения городского округа, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Пунктом 5 статьи 2 Закона Сахалинской области № 120-ЗО, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области осуществляют полномочия, указанные в частях 2-4 настоящей статьи, до дня начала работы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Углегорского городского округа.
Согласно постановлению администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области №8 от 13.01.2017 администрация Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области ликвидирована.
Решением Собрания Углегорского муниципального района от 02.02.2017 № 344 «О правопреемстве органов местного самоуправления Углегорского муниципального района» установлено, что органы местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области являются правопреемниками органов местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области и Бошняковского сельского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области по решению вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах, администрация Углегорского муниципального района Сахалинской области, исполняющая полномочия по решению вопросов местного значения городского округа до дня начала работы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Углегорского городского округа, является надлежащим ответчиком.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 1 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Материалами дела подтверждается, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с 27.09.1978 зарегистрирован Манахов В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из реестра аварийного и ветхого (непригодного для проживания) жилищного фонда Углегорского городского поселения по состоянию на 15.11.2016, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 37,4 кв.м. включено в данный реестр.
Актом и заключением межведомственной комиссии от 02.12.2015 зафиксирован факт того, что жилой дом по адресу: <адрес>, разрушен полностью, восстановлению не подлежит.
В ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжением администрации Углегорского городского округа от 15.08.2017 №-р Манахов В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан малоимущим и постановлением администрации Углегорского городского округа от 28.08.2017 №, Манахов В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, с составом семьи – 1 человек, принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст.51, 52 ЖК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено и стороной ответчика не оспаривалось, что Манахов В.М. иного жилого помещения, кроме признанного аварийным, не имеет.
Федеральным законодательством предусмотрено для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживании и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Жилищным законодательством обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам, чье жилое помещение признано непригодным для проживания и ремонта или не подлежащим реконструкции, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого как из областного или федерального бюджета, и отсутствие либо недостаточность финансирования в данном случае не должны являться основанием для неосуществления органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий.
При этом действующим законодательством право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, причем это право подлежит реализации незамедлительно после его возникновения.
При таких обстоятельствах, исходя из анализа вышеприведенных законодательно закрепленных нормативных положений и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об обоснованности искового требования Углегорского городского прокурора и принимает решение об его удовлетворении.
Довод представителя ответчика, о том, что жилой <адрес> муниципальной собственностью не являлся, договор социального найма между истцом и ответчиком не заключался, поэтому нет оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма вне очереди, не является безусловным основанием для отказа, так как положения ст. 57 ЖК РФ каких-либо ограничений, связанных с формой собственности жилищного фонда не содержат. Основанием для обеспечения жильем в порядке указанной нормы является факт проживания в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, если такое помещение ремонту или реконструкции не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое требование Углегорского городского прокурора в интересах Манахова Валерия Михайловича к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, – удовлетворить.
Возложить на администрацию Углегорского городского округа Сахалинской области обязанность предоставить Манахову Валерию Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное, применительно к условиям Углегорского муниципального района Сахалинской области, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах г.Углегорска Сахалинской области, равнозначное по площади, а именно площадью 37,4, и числу комнат, ранее занимаемому жилому помещению.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурором в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья - Н.Н.Рыбалка