Дело № 2-2519/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.10.2020 г. г. Владивосток
Первомайский районный суд в составе:
председательствующего судьи Сахно С.Я.
при секретаре Рябинине К.Ю.
с участием:
представителя истца Авраменко Д.С.,
по доверенности
представителя ответчика Ватагиной Т.Г.,
по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колобовникова Константина Владимировича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первомайскому району г. Владивостока Приморского края о включении периодов работы в специальный стаж
УСТАНОВИЛ
Колобовников К.В. в периоды времени с 09.02.2008 г. по 02.11.2009 г., и с 01.06.2010 г. по 17.05.2013 г. работал в качестве водителя автобуса в ООО «РостТранс».
Колобовников К.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Первомайскому району г. Владивостока (далее по тексту - ГУ УПФ) о включении указанных периодов работы в специальный стаж, указывая, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с учётом указанных периодов работы, однако решением № 611358/19 от 15.01.2020 г. в назначении пенсии ему было отказано в связи с тем, что названные периоды работы не были включены в специальный стаж. Полагает указанное решение ГУ УПФ незаконным в части невключения названных периодов работы в специальный стаж, поскольку названные периоды подтверждены соответствующей справкой работодателя, в связи с чем просит суд обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объёме.
Представитель ГУ УПФ в судебном заседании исковые требования не признал, не оспаривая факт отказа истцу решением ГУ УПФ от 15.01.2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, указал, что действующее законодательство о пенсионном обеспечении предусматривает возможность назначения досрочной трудовой пенсии по старости водителям автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, тогда как данных о подобной работе в ходе изучения документов при рассмотрении заявления истца о назначении пенсии установлено не было. Пояснил при этом, что истец зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, однако указанный истцом работодатель в спорные периоды времени подавали индивидуальные сведения в отношении истца, как сведения о работе в обычных условиях труда. Просит суд в иске отказать.
Истец Колобовников К.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, сведениями об уважительности причин суд не располагает
В силу требований ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности указанных причин, при этом суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Поскольку Колобовниковым К.В. не исполнены обязанности, возложенные на неё ст. 167 ГПК РФ, суд признаёт причины неявки Колобовникова К.В. в судебное заседание неуважительными и, с учётом мнения участников судебного разбирательства, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
Факт отказа ГУ УПФ решением № 611358/19 от 15.01.2020 г. в назначении Колобовникову К.В. досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы Колобовникова К.В., на которых он основывает свои требования и которые исследовались в ходе принятия решения ГУ УПФ, основания отказа и факт наличия у Колобовникова К.В. страхового стажа, превышающего 25 лет, подтверждаются представленными доказательствами и не вызывают сомнения у суда.
Согласно документов, имеющихся в материалах дела, Колобовников К.В. в периоды времени с 09.02.2008 г. по 02.11.2009 г., и с 01.06.2010 г. по 17.05.2013 г. работал в качестве водителя автобуса в ООО «РостТранс».
Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании указанные периоды времени не подлежат включению в специальный стаж Колобовникова К.В. в связи с тем, что не подтверждён факт работы истца в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Действительно, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно разъяснений, изложенных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (действующем в указанные истцом периоды работы) и приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г., № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», в настоящее время постановление Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 утратило силу, действует Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
При этом п. 43 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, и п. 13 Порядка, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г. № 258н, содержат аналогичные положения, в соответствии с которыми периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета).
Поскольку судом установлено, что истец был зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования до спорных периодов времени, а за спорные периоды работы его лицевой счёт содержит поданные работодателями индивидуальные сведения о работе в обычных условиях труда, оснований для вывода включении спорных периодов работы истца в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Кроме того, суд полагает необходимым указать, что Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется «Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда», утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, в силу письма Министерства труда и социального развития РФ от 07.05.1995 г. № 40-326/21 «О порядке подтверждения специального трудового стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2, на предприятиях с особым режимом работы», в качестве документов, подтверждающих специальный трудовой стаж в связи с особыми условиями труда до 01.01.1992 г. могут быть предоставлены стандартные справки установленного образца от предприятий, после введения в действие новых Списков № 1 и № 2, т.е. после 01.01.1992 г., может продолжать иметь место ранее действовавший порядок предоставления режимными предприятиями, учреждениями и организациями справок с указанием в них на специальный стаж в связи с особыми условиями труда на номер списка, раздела, подраздела или пункта.
Вместе с тем, пункты 4, 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., устанавливают, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.
Пункт 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 предусматривает, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочих днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Между тем, представленная истцом справка ООО «РостТранс» № 107/18 от 04.07.2018 г. не содержит ни указания на то, что истец работал водителем автобусов на «регулярных» городских пассажирских маршрутах, ни указания на соответствующую занятость истца в течение рабочего времени.
Таким образом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, как находящиеся в ГУ УПФ, так и выданные в установленном порядке работодателем истца, подтверждающие, что он в спорные периоды времени работал в должности водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, и имеет право на включение указанных периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
При указанных обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Колобовникова К.В., в иске необходимо отказать в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Колобовникову Константину Владимировичу в иске к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первомайскому району г. Владивостока Приморского края о включении периодов работы в специальный стаж отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: