Решение по делу № 33а-3305/2020 от 24.08.2020

Докладчик Шумилов А.А. Апелляционное дело № 33а-3305/2020

Судья Козлов В.А. Дело № 2а-306/25020

УИД 21RS0005-01-2020-000446-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 августа 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Шумилова А.А.

судей Орловой И.Н., Ленковского С.В.,

при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Ахметова Илшата Абзалетдиновича к Ибресинской территориальной избирательной комиссии Чувашской Республики о признании незаконным и отмене решения Ибресинской территориальной избирательной комиссии Чувашской Республики от 8 августа 2020 года № 94/1 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты собрания депутатов Ибресинского района по одномандатному округу № 12 в порядке самовыдвижения Ахметова Илшата Абзалетдиновича», поступившее по апелляционной жалобе административного истца Ахметова И.А. и его представителя Федорова Л.Г. на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 17 августа 2020 года.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ахметов И.А. обратился в суд с административным иском к Ибресинской территориальной избирательной комиссии Чувашской Республики о признании незаконным и отмене решения Ибресинской территориальной избирательной комиссии Чувашской Республики от 08 августа 2020 года № 94/1 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты собрания депутатов Ибресинского района по одномандатному округу № 12 в порядке самовыдвижения Ахметова Илшата Абзалетдиновича».

В обоснование административного иска он указал, что со 2 августа 2020 года он является выдвинутым путем самовыдвижения кандидатом в депутаты собрания депутатов Ибресинского района по Березовскому одномандатному округу № 12.

2 и 3 августа 2020 года для регистрации кандидатом в депутаты собрания депутатов Ибресинского района по Березовскому одномандатному округу № 12 он предоставил в Ибресинскую территориальную избирательную комиссию все необходимые документы, в том числе достаточное количество подписей избирателей в поддержку самовыдвижения (всего подано 14 подписей при необходимых 10). При этом какого-либо замечания от лица, ответственного за прием документов, не поступило.

Решением Ибресинской территориальной избирательной комиссии № 94/1 от 8 августа 2020 года в регистрации его как кандидата в депутаты собрания депутатов Ибресинского района по Березовскому одномандатному округу № 12 в порядке самовыдвижения отказано. Согласно решения комиссии основанием для данного отказа послужило отсутствие даты и подписи сборщика подписей избирателей. Он считает решение Ибресинской территориальной избирательной комиссии от 08 августа 2020 года № 94/1 незаконным, так как решение административного ответчика нарушает его избирательные права, а именно нарушен порядок выдвижения кандидатуры в депутаты собрания депутатов Ибресинского района, что противоречит требованиям статей 32-38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 19-24 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления Чувашской Республики» от 25.11.2003 года № 41.

Из ведомости проверки подписных листов кандидата Ахметова И.А. № 1, являющейся приложением 6 (примерная форма) к Рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов на выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике, следует, что в подписанных листах по выборам депутатов Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики (14 подписей на 3-х листах представлено в избирательную комиссию), проверяющим членом территориальной избирательной комиссии ФИО1 выявлено нарушение, квалифицированное ею по таблице кодов нарушений, являющейся Приложением 7 к указанным Рекомендациям как 9.1 (подписной лист не заверен сборщиком подписей). ФИО1 была допущена ошибка в классификации кода нарушений, указанных согласно Приложения 7, именно по этой причине в документе «Ведомости проверки подписных листов кандидата Ахметова И.А. № 1» отсутствует подпись эксперта. Несмотря на отсутствие в указанном документе подписи эксперта, Ибресинская территориальная избирательная комиссия положила его в основу решения № 94/1 от 08.08.2020, в то время как все три подписных листа заверены сборщиком подписей и указаны даты их внесения. Из-за структуры подписного листа он, как кандидат в депутаты и одновременно сборщик подписей избирателей, намеренно на последней строке подписного листа оставил место для внесения записи «Ахметов Илшат Абзалетдинович» и при этом дублировать подпись и дату не стал, так как при этом он вышел бы за рамки строки в документе.

Кроме того, в итоговом протоколе проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов в депутаты собрания депутатов Ибресинского района, выдвинутого по Березовскому одномандатному округу № 12 в порядке самовыдвижения Ахметова И.А., указано, что количество достоверных подписей, проставленных в листах поддержки кандидата 14.

При этом также рабочей группой и территориальной избирательной комиссией в целом была нарушена процедура принятия решения.

Таким образом, оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты у избирательной комиссии не имелось.

В судебном заседании административный истец Ахметов И.А., его представитель Федоров Л.Г. поддержали административные исковые требования в полном объеме.

Представители административного ответчика - председатель Ибресинской территориальной избирательной комиссии Чувашской Республики Ильмухин А.Ю. и представитель административного ответчика Александрова Т.В. административные исковые требования не признали, пояснив, что рабочая комиссия, работающая в составе территориальной избирательной комиссии, пришла к правильному выводу об отказе в регистрации Ахметова И.А., так как в подписных листах отсутствовала подпись сборщика подписей, а имелась лишь подпись кандидата в депутаты Ахметова И.А.

Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 17 августа 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Ахметова Илшата Абзалетдиновича к Ибресинской территориальной избирательной комиссии Чувашской Республики отказано.

Решение обжаловано административным истцом Ахметовым И.А. и его представителем Федоровым Л.Г. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившегося на судебное заседание административного истца Ахметова И.А., его представителя Федорова Л.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Александрову Т.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, прокурора Овчинникову Н.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства дела, распределил между сторонами бремя доказывания и в полном соответствии с нормами процессуального права постановил решение, отвечающее требованиям законности и обоснованности.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.

Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).

В силу требований пункта 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, обязанного собственноручно указать свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также проставить свою подпись и дату ее внесения.

Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 24 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Пунктом 14 статьи 24 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» от 25 ноября 2003 года № 41 устанавливаются основания признания подписных листов недействительными, в том числе признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (пп. «з»).

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что кандидатом в депутаты районного собрания депутатов Ахметовым И.А. при оформлении подписных листов после строки с данными лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей не был собственноручно заверен подписной лист от имени лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, вопреки требованиям п. 9 ст. 24, пп. «з» п. 14 ст. 24 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления» от 25.11.2003 № 41, п. 4.12 Рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов на выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике.

Указанное обстоятельство, как верно отметил суд первой инстанции, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата.

В обоснование своего иска и апелляционной жалобы Ахметов И.А. сослался на то, что из-за структуры подписного листа он, как кандидат в депутаты и одновременно сборщик подписей избирателей, намеренно на последней строке подписного листа оставил место для внесения записи «Ахметов Илшат Абзалетдинович» и при этом дублировать подпись и дату не стал, поскольку при этом он вышел бы за рамки строки в документе.

Однако данный довод не может являться основанием к отмене решения избирательной комиссии, как не соответствующий установленным судом фактическим обстоятельствам и нормам материального права.

В силу требований пункта 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, абз. 2 п. 9 ст. 24 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и проставлена дата заверения.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, заверяя подписной лист, сборщик подписей, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения. С учетом этого предназначения этапа заверения подписных листов сборщиком подписей федеральным законодателем определен порядок такого заверения - а именно только после внесения подписей избирателей собственноручно сборщиком подписей путем указания требуемых сведений о себе, проставления своей подписи и даты заверения, что должно обеспечить возможность проверки соблюдения порядка заполнения подписных листов и исключить возможность внесения кем бы то ни было исправлений в подписные листы после их заверения уполномоченными на это лицами. Исходя из этого пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает последствия нарушения порядка заверения подписных листов: недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1483-О, от 25 мая 2017 года N 1010-О).

Федеральный закон N 67-ФЗ не содержит запрета кандидату в депутаты самостоятельно осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. Вместе с тем, определяя требования к такому лицу и возлагая на него ответственность за надлежащее оформление подписного листа, не делает никаких исключений, если таким лицом является кандидат в депутаты, не освобождает кандидата, осуществляющего сбор подписей, от выполнения требований пункта 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и соответствующих положений Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике».

Как правильно указал суд первой инстанции, заверение подписного листа отдельно кандидатом и лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, с указанием в подписном листе в полном объеме предусмотренных законом сведений о них, являются самостоятельными требованиями избирательного законодательства, которые Ахметовым И.А., выступавшим в статусе лица, осуществлявшего сбор подписей, в подписных листах не соблюдены, что влечет признание всех подписей в подписном листе недействительными, и, как следствие этого, отказ в регистрации кандидата.

Аналогичная позиция изложена в определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2019 № 52-АПА19-6, от 27.08.2019 № 52-АПА19-7.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, неполнота данных сборщика подписей, а, тем более, незаверение подписного листа сборщиком подписей, являются основанием для признания подписного листа недействительным.

Ссылки апелляционной жалобы об отсутствии у лица, ответственного за прием документов, замечаний, о непредоставлении Ахметову И.А. возможности исправить недостатки подписных листов являются несостоятельными.

Согласно ч. 1.1 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия извещает об этом кандидата. Причем целью такого извещения является предоставление кандидату возможности устранить выявленные нарушения до дня принятия избирательной комиссией решения о регистрации или отказе в регистрации.

Однако в данном пункте законодателем предусмотрен запрет на изменение (замену) подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона.

Аналогичные нормы содержатся и в п. 1 ст. 24 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике».

Таким образом, Ахметов И.А. не вправе был изменять содержание подписных листов и вносить в него исправления после подачи документов в избирательную комиссию.

Изложенное подтверждается также разъяснениями, содержащимися в пункте 1.4 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.

Правомерно суд первой инстанции отверг как необоснованный довод о нарушениях процедуры рассмотрения подписных листов и принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, о наличии технических ошибок в итоговом протоколе, поскольку указанные обстоятельства не названы законом в качестве оснований к отмене решения избирательной комиссии.

Кроме того, они сами по себе не свидетельствуют о незаконности отказа в регистрации кандидата в депутаты Ахметова И.А., поскольку отказ в регистрации соответствует нормам материального права и буквальному значению положениям избирательного законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы также не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену обжалуемого решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы административного истца и его представителя судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 177, ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 17 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Ахметова И.А. и его представителя Федорова Л.Г. - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий А.А. Шумилов

Судьи И.Н. Орлова

С.В. Ленковский

33а-3305/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ахметов И.А.
Ответчики
Ибресинская территориальная избирательная комиссия ЧР
Другие
Федоров Л.Г.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Шумилов А.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
24.08.2020Передача дела судье
26.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Передано в экспедицию
26.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее