Решение по делу № 2-235/2020 от 03.08.2020

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2020 г. с. Бабаюрт

Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мурзабекова М.Д.,

при секретаре Меджидовой Д.Т., с участием истца Малачевой А.А., её представителя Заурова М.М. и представителя ответчиков Оздемирова Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-235/2020 по иску Малачевой ФИО1 к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан и Управлению ОПФР по РД в Бабаюртовском районе о назначении ей страховой пенсии по старости,

                 у с т а н о в и л:

Малачева через своего представителя Заурова обратилась в суд с иском, в котором, с последующим уточнением, просила признать незаконным решение Управления отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по РД в Бабаюртовском районе от 24 мая 2019 г. об отказе в назначении ей страховой пенсии по старости, обязав данное управление и ОПФР по РД назначить ей эту пенсию со дня обращения за ней – с 6 марта 2019 г., включив в её стаж, дающий право на пенсию, период работы с января 1979 г. по 1999 г. в колхозе «Победа» Кизлярского района РД.

Она просила также взыскать в её пользу с ОПФР по РД в счет возмещения судебных расходов, связанных с выплатой экспертам, 35000 рублей.

В судебном заседании истец Малачева подтвердила свои исковые требования, в обоснование которых пояснила, что с 1979 г. по 1999 г. работала в указанном колхозе сначала телятницей, затем дояркой, однако этот период в её трудовой стаж не включен и в назначении ей страховой пенсии ответчиками отказано.

Представитель истца Зауров поддержал иск и просил удовлетворить его, пояснив, что Малачева 6 марта 2019 г. обратилась с заявлением в УОПФР по РД в Бабаюртовском районе о назначении ей страховой пенсии в связи с достижением возраста, дающего право на пенсию, однако решением от 24 мая 2019 г. ей отказано в назначении указанной пенсии ввиду отсутствия у нее документов, подтверждающих её стаж. При этом управление необоснованно не включило в стаж истца период её работы с 1979 г. по 1999 г. в колхозе «Победа» Кизлярского района РД.

Представитель ОПФР по РД и УОПФР по РД в Бабаюртовском районе Оздемиров просил отказать в удовлетворении иска ввиду того, что решение об отказе в назначении Малачевой пенсии является обоснованным, поскольку в проверенных документах, касающихся её работы в вышеуказанном колхозе, записи сделаны одним днем, одной пастой, что вызывает сомнения в достоверности её трудового стажа.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, а также исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из архивных справок, выданных городским межведомственным архивом г. Кизляра РД на основании книги учета трудового стажа и заработка колхозников колхоза «Победа» Кизлярского района РД, Малачева с 1979 г. по 1999 г. работала в этом колхозе и получала заработную плату. В этих справках указаны количество отработанных истцом трудодней в каждом году этого периода, а также размер полученной ею заработной платы в 1984-1988 гг.

6 марта 2019 г. Малачева обратилась в УОПФР по РД в Бабаюртовском районе с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости.

Решением указанного управления от 24 мая 2019 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документов для подтверждения стажа, а в проверенных документах записи сделаны одним днем и одной пастой, что вызывает сомнения в достоверности её трудового стажа.

Из акта от 25 марта 2019 г., составленного специалистом УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе, усматривается, что по результатам проверки в городском межведомственном архиве г. Кизляра книги лицевых счетов колхозников колхоза «Победа» Кизлярского района РД установлено, что в этой книге значится Малачева ФИО1.

В этом акте также указано количество отработанных истцом трудодней с 1979 г. по 1999 г., соответствующее указанному в архивных справках (за исключением сведений за два года: в 1989 и 1991 гг. истец значится находившейся в декрете (дословно), а в архивных справках имеются сведения о том, что в 1989 г. она отработала 103 трудодня, в 1991 г. – 33 трудодня), а также заработная плата за каждый год. В примечании к акту указано, что в просмотренных документах записи сделаны одним днем, одной пастой, что вызывает сомнения в достоверности трудового стажа работника.

В судебном заседании ФИО1 подтвердила, что в 1989 и 1991 гг. находилась в отпусках по уходу за ребенком и в то же время отработала определенное количество дней.

Согласно заключению эксперта от 28 октября 2020 г. № 4 буквенно-цифровые рукописные записи на развороте страницы 32 книги учета трудового стажа и заработка колхозников колхоза «Победа» Кизлярского района РД, содержащие сведения о работе Малачевой, выполнены одним лицом, разными шариковыми ручками и, вероятнее всего, в период до 2000 года.

Свидетели Курбанова, Гасанова, Нуцалханов и Гусенов, каждый в отдельности, подтвердили, что Малачева в спорный период времени работала в указанном колхозе телятницей и дояркой.

Ввиду изложенного суд находит иск Малачевой подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из данного федерального закона, Федеральных законов от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Частью 1 статьи 4 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных федеральным законом.

Такими условиями, как следует из содержания статьи 8 этого Закона, являются возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.

В силу части 1 статьи 8 указанного Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2018 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), а также при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 этой же статьи Закона).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются в том числе период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Пунктом 3 статьи 14 этого Закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ, предусмотренные его же статьей 11, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены и восстановить их невозможно.

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.

Пунктом 11 этих Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении требований, связанных с порядком подтверждения страхового стажа, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом РФ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием, а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Пунктом 6 этого Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж.

В подтверждение своего трудового стажа в период с 1979 по 1999 гг. Малачева представила в пенсионный орган архивные справки.

Проверяя достоверность сведений, отраженных в этих справках, специалист пенсионного органа пришел к выводу, что в просмотренных им документах (книге учета трудового стажа и заработка колхозников колхоза «Победа» Кизлярского района РД), записи сделаны одним днем и одной пастой, что вызывает сомнения в достоверности трудового стажа работника.

Вместе с тем, согласно заключению эксперта записи в этой книге, содержащие сведения о работе Малачевой, выполнены одним лицом, но разными шариковыми ручками и, вероятнее всего, в период до 2000 года.

Эти выводы эксперта не противоречат объяснениям истца и показаниям допрошенных в суде свидетелей, которые подтвердили факт работы Малачевой в указанный период времени в данном колхозе.

Поскольку в данном случае спорный период имеет место до 1 января 2002 г., то подтверждение факта уплаты страховых взносов не требуется, потому суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, вопреки доводам представителя ответчиков приходит к выводу о доказанности факта работы истца в период с 1979 г. по 1999 г. в колхозе «Победа» Кизлярского района РД и необходимости включения этого периода в стаж, дающий право на страховую пенсию по старости.

Ввиду этого решение Управления ОПФР по РД в Бабаюртовском районе от 24 мая 2019 г. об отказе в назначении Малачевой страховой пенсии по старости нельзя признать основанным на законе.

Исходя из требований ст. 98 ГПК РФ, истцу Малачевой следует присудить судебные расходы, состоящие из суммы, выплаченной экспертам за проведенную по её инициативе экспертизу, в размере 35000 рублей.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

                        

р е ш и л:

    Исковое заявление Малачевой ФИО1 удовлетворить.

Решение Управления ОПФР по РД в Бабаюртовском районе от 24 мая 2019 г. об отказе в назначении Малачевой А.А. страховой пенсии по старости признать незаконным.

Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан включить период работы Малачевой А.А. с января 1979 г. по 1999 г. в колхозе «Победа» Кизлярского района РД в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, и назначить ей страховую пенсию по старости со дня её обращения за её назначением – с 6 марта 2019 г.

Взыскать с ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан в пользу Малачевой А.А. в счет возмещения судебных расходов 35000 (тридцать пять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Бабаюртовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 17 ноября 2020 г.

Председательствующий М.Д. Мурзабеков

    

2-235/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Малачева Азинат Ахмеднабиевна
Ответчики
Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Бабаюртовском районе
Суд
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Мурзабеков Мурзабек Давурбекович
Дело на странице суда
babajurtovskiy.dag.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2020Передача материалов судье
04.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2020Подготовка дела (собеседование)
24.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
03.11.2020Производство по делу возобновлено
10.11.2020Судебное заседание
12.11.2020Судебное заседание
12.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее