Решение по делу № 2а-50/2020 от 27.01.2020

Дело № 2а-50/2020

43RS0025-01-2020-000026-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нолинск Кировской области                  21 февраля 2020 года

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Василькова Д.С.,

при секретаре Гавриловой Р.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Лаптева В.А. к администрации МО «Нолинское городское поселение Кировской области» о признании незаконным решения органа местного самоуправления о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

    

Лаптев В.А. обратился в суд с названным административным иском, обосновывая требования тем, что Распоряжением администрации г.Нолинска <№> от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что занимаемая им квартира не соответствует санитарным нормам по влажности. Постановлением администрации Нолинского городского поселения <№> от ДД.ММ.ГГГГ он снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Административный истец считает данное постановление незаконным, просит его отменить.

В судебном заседании административный истец Лаптев В.А. и его представитель Понарьев В.А. заявленные требования поддержали по основаниям в нем изложенным, дополнив, что административный истец до настоящего времени зарегистрирован по адресу: <адрес>, является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на указанное жилое помещение, другой недвижимости в собственности не имеет. В настоящее время проживает по договору коммерческого найма (оформлен устно) по адресу: <адрес>. В оспариваемом решении отсутствует какая-либо ссылка на снятие Лаптева В.А. с учета по основаниям, предусмотренным ЖК РСФСР. Вместе с тем, орган местного самоуправления не мог снять Лаптева В.А. с учета по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, поскольку административный истец поставлен на учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Представитель административного истца Понарьев В.А. уточнил, что стороны административного истца просит признать незаконным оспариваемое постановление.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Нолинское городское поселение Нолинского района Кировской области» по доверенности Никулина И.В. в судебном заседании с административным иском не согласилась, указав, что Лаптев В.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в связи с тем, что он не проживает по адресу: <адрес> вступил в брак с Лаптевой О.А., у которой имеется другое жилое помещение. Вопрос о соответствии указанного жилого помещения требованиям СанПиН не рассматривался.

Заинтересованное лицо Лаптева О.А., являющаяся супругой административного истца, суду пояснила, что с исковыми требованиями согласна, поскольку у ее супруга в собственности, кроме <данные изъяты> доли в квартире по адресу: <адрес>, других жилых помещений не имеется. Они сейчас проживают на съемной квартире по устной договоренности. Квартира в <адрес> принадлежит ей на праве собственности, куплена до регистрации брака и ее супруг – административный истец Лаптев В.А. каких-либо прав на квартиру не имеет и не зарегистрирован там.

Заинтересованные лица – Шушакова М.А., несовершеннолетняя ФИО1 в лице ее законного представителя Шушаковой М.А., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Уржумском районе в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указав, что с заявлением о проведении обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, никто не обращался.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников административного судопроизводства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст.226 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административный истец обратился с вышеприведенным иском ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Заявленные административным истцом требования административного иска подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ, а не ГПК РФ, что подтверждается Обзорами судебной практики Верховного Суда РФ № 1 и №4 за 2017 год, Кассационным Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2019 г. №88А-1320/2019.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации города Нолинска <№> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан г.Нолинска, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (л.д.4) Лаптев В.А., проживавший по адресу: <адрес>, поставлен на учет по улучшению жилищных условий в связи с тем, что квартира по указанному адресу не отвечает санитарным нормам (по влажности).

Постановлением администрации МО «Нолинское городское поселение Кировской области» <№> от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» Лаптев В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ (л.д.5).

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решения снять с очереди Лаптева В.А. как утратившего основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д.37 об -38).

Согласно ст.55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

    На основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 названного Федерального закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанных выше положений закона, Лаптев В.А., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, что ни в оспариваемом постановлении, ни в протоколе заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не указывалось.

Конкретные основания для снятия административного истца с учета в названном постановлении органа местного самоуправления и протоколе заседания жилищной комиссии не указаны, имеется только ссылка на п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, однако данный пункт части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ по вышеприведенным основаниям не может применяться в отношении Лаптева В.А.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

На основании ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Как следует из материалов административного дела, в частности, адресной справки (л.д.54), Лаптев В.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. С регистрационного учета по указанному месту жительства административный истец не снят, в т.ч. в судебном порядке. В настоящее время снимает квартиру в этом же населенном пункте – <адрес>; имеет <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, иной недвижимости в собственности или по договорам социального найма не имеет.

Доказательств того, что жилое помещение по адресу: <адрес> настоящее время соответствует санитарным требованиям суду не представлено. Напротив, из отзыва ТО Управления Роспотребнадзора в Уржумском районе Кировской области следует, что заявлений об обследовании указанного жилого помещения не поступало. Ходатайство административного ответчика о назначении экспертизы оставлено без удовлетворения, поскольку данное обстоятельство административным ответчиком при принятии оспариваемого решения не рассматривалось.

Кроме того, ни в оспариваемом постановлении органа местного самоуправления, ни в протоколе заседания жилищной комиссии не указано, что Лаптев В.А. снят с учета в связи с утратой такого основания, как несоответствие жилого помещения санитарным нормам.

В постановлении администрации указано на утрату оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, без указания на конкретные основания, которые утрачены. Следовательно, установив, что Лаптев В.А., поставленный на учет до введения в действие ЖК РФ, ни при каких обстоятельствах не мог быть снят с учета по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, и, принимая во внимание, что вопрос о соответствии жилого помещения по адресу: <адрес> требованиям санитарных норм и правил административным ответчиком не рассматривался, суд считает, что при рассмотрении настоящего дела отсутствует целесообразность проведения обследования помещения на соответствие требованиям СанПиН ввиду того, что уточнить основания для снятия административного истца с учета не представляется возможным в связи с тем, что будут нарушены права административного истца.

Административным ответчиком не представлено доказательств законности принятого постановления и его вынесения в соответствии с требованиями законодательства.

    То обстоятельство, что в собственности у супруги административного истца Лаптевой О.А. имеется жилое помещение в <адрес>, в настоящее время юридического значения не имеет, поскольку обеспеченность административного истца жилой площадью на каждого члена его семьи органом местного самоуправления не устанавливалась, данные сведения и такое обстоятельство для снятия с учета отсутствуют в оспариваемом постановлении и протоколе заседания жилищной комиссии, а содержатся только в отзыве административного ответчика.

Учитывая, что решение (оспариваемое постановление органа местного самоуправления в части снятия с учета Лаптева В.А.) не соответствует вышеприведенным требованиям нормативных правовых актов - в частности, Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и, бесспорно, нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает его права на улучшение жилищных условий в установленном законодательством РФ порядке, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и признания постановления незаконным в части.

Права на отмену оспариваемого решения у суда не имеется, согласно полномочиям, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

По смыслу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ способ восстановления права определяется судом, независимо от того, были ли заявлены такие требования административным истцом, суд не связан предложенным административным истцом способом восстановления нарушенного права.

Учитывая изложенные положения КАС РФ, и, принимая во внимание, что суд не вправе подменять соответствующие органы местного самоуправления, требований о восстановлении на учете не заявлялось, и административным истцом не учтены положения Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а утрата оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали административному истцу право на получение жилых помещений по договорам социального найма, административным ответчиком не рассматривалась и не оценивалась, суд считает правильным возложить на административного ответчика обязанность повторно, с учетом требований законодательства, рассмотреть вопрос о наличии (отсутствии) оснований для снятия Лаптева В.А. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Решение суда в силу п.4 ч.3 ст.227 КАС РФ подлежит опубликованию в в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок. Поскольку в судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что официальное печатное издание органов местного самоуправления Нолинского городского поселения отсутствует, суд считает правильным обязать орган местного самоуправления опубликовать решение в информационном бюллетене органов местного самоуправления Нолинского района Кировской области.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Лаптева В.А. удовлетворить.

Признать постановление администрации МО «Нолинское городское поселение Кировской области» <№> от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» незаконным в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Лаптева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

    Обязать администрацию МО «Нолинское городское поселение Кировской области» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства, в т.ч. Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», рассмотреть вопрос о наличии (отсутствии) оснований для снятия Лаптева В.А. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Обязать администрацию МО «Нолинское городское поселение Кировской области» сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в Нолинский районный суд Кировской области и Лаптеву В.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию МО «Нолинское городское поселение Кировской области» опубликовать настоящее решение в информационном бюллетене органов местного самоуправления Нолинского района Кировской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Кировского областного суда в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Нолинский районный суд Кировской области.

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2020 года.

Председательствующий                         Д.С. Васильков

    

2а-50/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лаптев Владимир Александрович
Ответчики
администрация МО Нолинское городское поселение
Другие
Лаптева Валерия Владимировна
Шушакова Марина Александровна
Лаптева Ольга Анатольевна
Понарьев Владимир Александрович
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Уржумском районе по Кировской области
Суд
Нолинский районный суд Кировской области
Судья
Васильков Д.С.
Дело на странице суда
nolinsky.kir.sudrf.ru
28.01.2020Регистрация административного искового заявления
28.01.2020Передача материалов судье
30.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2020Предварительное судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее