Судья: Радаева О.И. гр. дело № 33-15001/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2016 года г.о. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Лазарева Н.А.,
судей Самчелеевой И.А., Пияковой Н.А.,
с участием прокурора Сливы Г.Ю.,
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах Климовой М.Н. к администрации городского округа Кинель Самарской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда,
по апелляционной жалобе администрации городского округа Кинель Самарской области на решение Кинельского районного суда Самарской области от 08 сентября 2016 года, которым постановлено:
«Иск Кинельского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Кинель Самарской области предоставить Климовой М.Н. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., заключение прокурора Сливы Г.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кинельский межрайонный прокурор в интересах Климовой М.Н. обратился в суд с иском к администрации г.о. Кинель Самарской области, при участии третьего лица – Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области об обязании предоставить Климовой М.Н. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Требования мотивированы тем, что Климова М.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Постановлением администрации г.о. Кинель от 17.05.2013 № Климова М.Н. поставлена на учет для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. До настоящего времени администрацией г.о. Кинель жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушаются ее права.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Глава г.о. Кинель Чихирев В.А. просит отменить решение, как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального права и не неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны и представитель третьего лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Участвующий по делу прокурор Слива Г.Ю. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 8 указанной статьи закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ч. ч. 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» закреплено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ч. 9 ст. 3 указанного Закона Самарской области, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
В ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 №77-ГД (в ред. от 29.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Климова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит в списках детей, оставшихся без попечения родителей на основании Постановления администрации г.о. Кинель от 17.05.2013 № и поставлена на учет для предоставления жилого помещения по договору найма, то есть нуждается в жилье.
Жилого помещения, пригодного для проживания у Климовой М.Н. не имеется, что подтверждается справкой ГУП СО «ЦТИ» от 21.03.2013 №, уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 08.12.2015 №.
Таким образом, судом установлено, что Климова М.Н. после достижения ею совершеннолетнего возраста, не была обеспечена жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы Главы г.о. Кинель относительно того, что предоставление Климовой М.Н. жилого помещения возможно только после создания в городском округе специализированного жилищного фонда, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит предоставление жилья указанной категории граждан в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий, в том числе и из-за недостаточного финансирования.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Таким образом, действующее законодательство не содержит каких-либо исключающих оснований для органа местного самоуправления по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений по договорам найма специализированно жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, решение суда постановлено законно и обоснованно, оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кинельского районного суда Самарской области от 08 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Кинель Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи: