РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи А.С. Поляковой,
при секретаре Т.И. Миличенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1789/2019 по административному иску Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Братская детская городская больница» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, ведущему специалисту–эксперту территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г.Братске и Братском районе Корнеевой Оксане Александровне о признании предписания незаконным и отмене в части,
УСТАНОВИЛ:
ОГБУЗ «Братская детская городская больница» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании пункта 3 Предписания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе от 28.02.2019 № 000125 «Об устранении нарушения законодательства в области государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов» - незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование требований указало, что 28.02.2019 ведущим специалистом - экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе Корнеевой О.А. в отношении ОГБУЗ «Братская детская городская больница» было вынесено предписание № 000125 «Об устранении нарушения законодательства в области государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов».
Пунктом 3 указанного предписания учреждению предписывается организовать контроль на этапе приёмки продовольственного (пищевого) сырья путём внедрения и поддержания процедур, основанных на принципах ХАССП в целях обеспечения качества и безопасности пищевой продукции в процессе изготовления части определения в программе производственного контроля параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья, предельных значений параметров, контролируемых в критических контрольных точках и порядок их мониторинга, а также порядок действия в случае отклонения значений показателей от установленных предельных значений.
Считает пункт 3 предписания не обоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
ОГБУЗ «Братская детская городская больница» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения, некоммерческой организацией, основным видом деятельности которого является оказание медицинской помощи населению, а не извлечение прибыли.
Закупки продовольственного (пищевого) сырья и конечных, готовых к употреблению продуктов питания, осуществляются учреждением в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В рамках заключённого контракта от 28.12.2018 № Ф.2018.668499, учреждению был поставлен «Сыр Голландский» как уже готовый к употреблению конечный продукт.
При приёмке сыра учреждением проводилась его идентификация в соответствии с заключённым контрактом, а также в соответствии с требованиям подпунктов 1,2, пункта 3, статьи 6 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», были исследованы все сопроводительные и разрешительные документы, а также была проведена идентификация продукта визуальным и органолептическим методами. В соответствии с Декларацией Евразийского экономического союза о соответствии, а также маркировочной этикеткой сопроводительных документов, данный продукт соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция части её маркировки», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов технологических, вспомогательных средств», ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвёрдые. Технические условия», что подтверждается печатями Изготовителя и Поставщика. Также подлинность и действие вышеуказанной Декларации были проверены учреждением на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация http://fsa.gov.ru/).
В настоящее время законодательно не установлена обязанность государственного учреждения здравоохранения проводить обязательные лабораторные исследования или иной контроль конечных продуктов, поставляемых в рамках заключённых контрактов. Учреждение не изготавливало данный продукт, не являлось производителем (изготовителем), осуществляло только закупку в соответствии требованиями закона 44-ФЗ РФ. Таким образом, учреждение не являете изготовителем и продавцом указанного конечного продукта.
Поскольку при приёмке сыра, а также при его идентификации у учреждения не возникло сомнений в его происхождении и не имелось оснований не доверять Изготовителю и Поставщику, а также представленным документам, он бы допущен к употреблению как конечный и готовый продукт, не требующий каких-либо дополнительных обработок и проведения исследований.
В соответствии с принятой и утверждённой в учреждении Программе производственного контроля за безопасностью пищевой продукции на пищеблоке ЛПО применением принципов ХАССП, осуществляется контроль за приёмкой, хранением, обработкой, процессом приготовления и выпуском в обращение готовых блюд, которые приготовлены на пищеблоке учреждения с использованием продовольственного (пищевого) сырья, а не конечных, готовых к употреблению продуктов, изготовленных сторонними производителями и имеющими все разрешительные документы.
Аналогичную выше позицию в отношении масла сливочного, как конечного продукта, а не пищевого сырья, приобретённого учреждением, высказывал и Арбитражный суд Иркутской области в своём решении от 13.05.2016 по делу № А19-3695/2016 из которого следует, что в понимании статьи 4 Технического регламента о безопасности пищевой продукции выпуск в обращение — это первичный переход продукции от изготовителя к продавцу и (или) потребителю.
14.03.2019 в адрес начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе Иркутской области Боброва С.А. учреждением были поданы возражения на пункт 3 вышеуказанного предписания, о том, что данный пункт вынесен незаконно и подлежит отмене, поскольку по смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, чётким и понятным для его исполнения. Между тем в ответном письме начальника территориального Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе Иркутской области, предписание оставлено без изменения, а возражения, поданные учреждением - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного истца Кузьмин А.А., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ведущий специалист–эксперт территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г.Братске и Братском районе Корнеева О.А. в судебное заседание не явилась, в письменных возражениях указала, что 28.02.2019 по результатам плановой проверки (акт № 000125 от 28.02.2019) ею в адрес ОГБУЗ «Братская детская городская больница» было выдано предписание № 000125 от 28.02.2019, где пунктом 3 указанного предписания юридическому лицу предписывается организовать контроль на этапе приемки продовольственного (пищевого) сырья путем внедрения и поддержания процедур, основанных на принципах ХАССП в целях обеспечения качества и безопасности пищевой продукции в процессе изготовления в части определения в программе производственного контроля параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья, предельных значений параметров, контролируемых в критических контрольных точках и порядок их мониторинга, а так же порядок действия в случае отклонения значений показателей от установленных предельных значений.
Согласно ч.1 ст. 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
В связи с тем, что одним из источников возникновения опасностей является сырье, с целью исключения попадания в готовые блюда, изготавливаемые пищевые продукты некачественного и опасного продовольственного сырья при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции необходимо организовать контроль, в том числе на этапе приемки продовольственного (пищевого) сырья в части производственного лабораторного контроля на определение параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья, определить предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках и порядок их мониторинга, а также порядок действия в случае отклонения значений показателей от установленных предельных значений.
В своем исковом заявлении ОГБУЗ «Братская детская городская больница» указывает на то, что учреждением при приемке сыра были исследованы все сопроводительные и разрешительные документы, а так же была проведена идентификация продукта визуальным и органолептическим методом. Однако указанными методами невозможно определить контаминацию пищевых продуктов химическими и микробиологическими загрязнителями. Проверка пищевой продукции, в том числе продовольственного (пищевого) сырья, по показателям безопасность возможна только аналитическим методом, то есть путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей пищевой продукции признакам, изложенным в определении такой пищевой продукции в настоящем техническом регламенте или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Показатели безопасности пищевой продукции установлены статьей 7 ТР ТС 021/2011.
ОГБУЗ «Братская детская городская больница» являясь изготовителем пищевой продукции, обязано принять все необходимые меры для того, чтобы вся продукция соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней. При этом наличие на продукцию соответствующих сопроводительных документов (сертификатов соответствия и т.п.) не освобождает указанных лиц от производственного контроля за пищевой продукцией, подлежащей реализации.
Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен, просит дело рассмотреть в его отсутствие, в письменных пояснениях изложена позиция, аналогичная обоснованию административного иска, просит удовлетворить требования ОГБУЗ «Братская детская городская больница».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Как следует из Устава ОГБУЗ «Братская детская городская больница», учреждение является государственным бюджетным учреждением здравоохранения, некоммерческой организацией, основным видом деятельности которого является оказание медицинской помощи населению.
28.02.2019 по результатам плановой проверки (акт № 000125 от 28.02.2019) ведущим специалистом экспертом ТОУ Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе Корнеевой О.А. в адрес ОГБУЗ «Братская детская городская больница» было выдано предписание № 000125 от 28.02.2019, где пунктом 3 юридическому лицу предписывается организовать контроль на этапе приемки продовольственного (пищевого) сырья путем внедрения и поддержания процедур, основанных на принципах ХАССП в целях обеспечения качества и безопасности пищевой продукции в процессе изготовления в части определения в программе производственного контроля параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья, предельных значений параметров, контролируемых в критических контрольных точках и порядок их мониторинга, а так же порядок действия в случае отклонения значений показателей от установленных предельных значений.
Оспаривая названный п. 3 предписания, ОГБУЗ «Братская детская городская больница» ссылается на то, что закупки продовольственного (пищевого) сырья и конечных, готовых к употреблению продуктов питания, осуществляются учреждением в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В рамках заключённого контракта от 28.12.2018 № Ф.2018.668499, учреждению был поставлен «Сыр Голландский» как уже готовый к употреблению конечный продукт. При приёмке сыра, учреждением проводилась его идентификация в соответствии с заключённым контрактом, были исследованы все сопроводительные и разрешительные документы, а также была проведена идентификация продукта визуальным и органолептическим методами. Законодательно не установлена обязанность государственного учреждения здравоохранения проводить обязательные лабораторные исследования или иной контроль конечных продуктов, поставляемых в рамках заключённых контрактов. Учреждение не изготавливало данный продукт, не являлось производителем (изготовителем), осуществляло только закупку в соответствии требованиями закона 44-ФЗ РФ. Таким образом, учреждение не являете изготовителем и продавцом указанного конечного продукта. В соответствии с принятой и утверждённой в учреждении Программе производственного контроля за безопасностью пищевой продукции на пищеблоке ЛПО применением принципов ХАССП, осуществляется контроль за приёмкой, хранением, обработкой, процессом приготовления и выпуском в обращение готовых блюд, которые приготовлены на пищеблоке учреждения с использованием продовольственного (пищевого) сырья, а не конечных, готовых к употреблению продуктов, изготовленных сторонними производителями и имеющими все разрешительные документы.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Федеральный закон № 29-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий. Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьей 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 10 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее ТР ТС 021/2011) при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Основная задача, данной системы обеспечение контроля на всех этапах производственного процесса, а также и при хранении и реализации продукции, то есть везде, где может возникнуть опасная ситуация, связанная с безопасностью потребителя. Система менеджмента пищевой безопасности основывается на выявлении критических контрольных точек в целях максимально предотвратить все возможные риски, определении их пределов и постоянному контролю. В настоящее время ХАССП является основным инструментом в обеспечении безопасности пищевой продукции. Смысл внедрения программы ХАССП заключается в том, чтобы выявить и взять под системный контроль все критические контрольные точки предприятия, то есть те этапы приготовления, на которых нарушения технологических и санитарных норм могут привести к неустранимым или трудно устранимым последствиям для безопасности изготавливаемого пищевого продукта. В процессе создания НАССР (ХАССП) анализируют процессы по всей пищевой цепочке - от начального сырьевого сегмента до момента попадания к потребителю. Существует четыре источника возникновения опасностей - это сырье, персонал, оборудование и окружающая среда.
В соответствии с ч.3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры, в том числе определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля; проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля.
Согласно ст. 11 ТР ТС 021/2011 для целей обеспечения соответствия выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции изготовитель пищевой продукции обязан внедрить процедуры обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) такой пищевой продукции.
Организация обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции и проведения контроля осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с участием третьей стороны.
Для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить, в том числе перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы; предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках; порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления); установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений.
Согласно ч.1 ст. 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
В связи с тем, что одним из источников возникновения опасностей является сырье, с целью исключения попадания в готовые блюда, изготавливаемые пищевые продукты некачественного и опасного продовольственного сырья при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции необходимо организовать контроль, в том числе на этапе приемки продовольственного (пищевого) сырья в части производственного лабораторного контроля на определение параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья, определить предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках и порядок их мониторинга, а также порядок действия в случае отклонения значений показателей от установленных предельных значений.
Методическими указаниями 4.1/4.2.2484-09.4.1/4.2 «Методы контроля. Оценка подлинности и выявления фальсифицированной молочной продукции. Методические указания», как и Санитарными правилами 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособностью в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», вопреки доводу жалобы, разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации, где осуществляется организация питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении, поэтому на ОГБУЗ «Братская детская городская больница» также возлагается соблюдение вышеприведенных правил и требований технических регламентов.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ «О техническом регулировании» требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» следует, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Из положений статьи 4, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьи 11, пункта 5 статьи 15, статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, обязаны выполнять санитарные правила и принимать меры по организации и проведению производственного контроля за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ОГБУЗ «Братская детская городская больница» являясь изготовителем пищевой продукции, обязано принимать все необходимые меры для того, чтобы вся продукция соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней.
Утверждение ОГБУЗ «Братская детская городская больница» о том, что качество продукции – сыра «Голландский», при приемке учреждением проводилась его идентификация в соответствии с заключенным Контрактом, а также в соответствии с требованиями «Технического регламента Таможенного союза» (ТР ТС 021/2011), «О безопасности пищевой продукции», не может повлиять на выводы суда, поскольку в силу указанных нормативных актов они распространяются, в том числе, на процессы хранения продукции. При этом наличие на продукцию соответствующих сопроводительных документов (сертификатов соответствия и т.п.) не освобождает учреждение от производственного контроля за пищевой продукцией, подлежащей реализации.
Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемый п. 3 предписания от 28.02.2019 № 000125 Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Учитывая, что судом необходимая совокупность условий, предусмотренная ч. 2 ст. 227 КАС РФ по настоящему делу не установлена, обстоятельства, которые указаны в административном иске, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административного иска ОГБУЗ «Братская детская городская больница».
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Братская детская городская больница» о признании пункта 3 Предписания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе от 28.02.2019 № 000125 «Об устранении нарушения законодательства в области государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов» незаконным и его отмене – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение одного месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.С. Полякова