Дело № 3а-173/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 16 августа 2019 г.
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дьяченко Ю.Л.
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Стенникова Александра Александровича к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства (далее – ИП глава КФХ) Стенников А.А. через своего представителя по доверенности Кондрашину М.К. 4 июля 2019 г. обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указано, что ИП глава КФХ Стенников А.А. на основании заключенного с Администрацией Обанинского сельсовета Куртамышского района Курганской области договора № от 26 июня 2018 г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 463804 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 1386 773 руб. 96 коп. Однако, в соответствии с отчетом оценщика ИП К.О.Н. № 77-01/19 от 27 мая 2019 г. рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 358 900 руб.
Указывает, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, тем самым нарушаются права административного истца как арендатора земельного участка, исходя из порядка определения арендной платы.
В судебном заседании административный истец ИП глава КФХ Стенников А.А. и его представитель по доверенности Кондрашина М.К. участия не принимали, о времени и месте его проведения были извещены, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений, о причинах неявки суду не сообщили.
Представители административных ответчиков Правительства Курганской области, Управления Росреестра по Курганской области, заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений, в письменных отзывах их представители по доверенности соответственно Данина М.С., Мясникова М.В. и Вожжикова И.В. возражений против заявленных исковых требований не выразили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители заинтересованных лиц – Администрации Куртамышского района Курганской области и Администрации Обанинского сельсовета Куртамышского района Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены, отзывы или возражения на административный иск не представили, глава Администрации Обанинского сельсовета Куртамышского района Курганской области Корелина С.А. просила рассмотреть дело без ее участия.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, при этом кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП глава КФХ Стенников А.А. на основании договора аренды земельного участка № от 26 июня 2018 г., заключенного с Администрацией Обанинского сельсовета Куртамышского района Курганской области, является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 463804 кв.м, категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование – «для сельскохозяйственного использования», расположенного по адресу: <адрес>. Срок договора аренды установлен по 26 июня 2028 г.(л.д. 11-12).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области 27 марта 2019 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 17 мая 2018 г. составила 1386 773 руб. 96 коп (л.д. 10).
По сведениям Управления Росреестра по Курганской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области, изложенным в их отзывах на административный иск (л.д. 84-85, 93), по данным Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок образован и поставлен на государственный кадастровый учет 17 мая 2018 г., что повлекло расчет его кадастровой стоимости актом без номера от 17 мая 2018 г. Удельный показатель (значение), на основании которого рассчитывалась кадастровая стоимость спорного земельного участка, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 г. № 479 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области, за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений».
Согласно отчету оценщика ИП К.О.Н. № 77-01/19 от 27 мая 2019 г. рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 17 мая 2018 г., то есть на ту же дату, составляет 358 900 руб. (л.д. 13-74).
Таким образом, учитывая существенную разницу между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, у административного истца имелись основания для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как арендатора данного земельного участка.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Участвующие в деле лица достоверность отчета об оценке объекта недвижимости № 77-01/19 от 27 мая 2019 г. не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявили.
Указанный отчет оценщика ИП К.О.Н. соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки, содержит подробное описание объекта оценки, процесса определения стоимости объекта оценки, обоснование применения метода доходного подхода и невозможности применения сравнительного и затратного подхода.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы оценщика ИП К.О.Н. недостоверными и не принимать отчет № 77-01/19 от 27 мая 2019 г. в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Участвующими в деле лицами, представителями государственных органов власти доказательств, опровергающих обоснованность заявленных ИП главой КФХ Стенниковым А.А. административных исковых требований суду представлено не было.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ИП главой КФХ Стенниковым А.А. административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенном согласно отчету № 77-01/19 от 27 мая 2019 г. в сумме 358900 руб. по состоянию на 17 мая 2018 г.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 175-180, 247, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Стенникова Александра Александровича, обратившегося в суд 4 июля 2019 г., об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 463804 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости, а именно в размере 358900 рублей по состоянию на 17 мая 2018 г.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья Ю.Л. Дьяченко