Дело № 2а-2558/2020
УИД: 16RS0050-01-2020-003085-80
Учет № 173а
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 апреля 2020 года
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.И. Саматовой,
при секретаре судебного заседания Э.Э. Тухбатуллиной,
с участием помощника Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Р.Н. Юсупова,
представителя административного истца И.С. Аглеева,
административного ответчика А.А. Никитина,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием системы видеоконференцсвязи, административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан» к А.А. Никитину об установлении административного надзора,
установил:
федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 19 Управления федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан» (далее – ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к А.А. Никитину об установлении административного надзора, мотивируя тем, что административный ответчик имеет непогашенную судимость, за совершение преступления при опасном рецидиве. А.А. Никитин осужден ДД.ММ.ГГГГ Нурлатским районным судом Республики Татарстан по части 1 статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации к одному году шести месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ на основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации частично присоединен приговор Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по пункту «в» части 2 статьи 163 Уголовного кодекса Российской Федерации к двум годам шести месяцам лишения свободы и окончательно назначен срок три года лишения свободы. А.А. Никитин характеризуется отрицательно, за время отбывания наказания допустил восемь нарушений режима содержания, имеет два поощрения, состоит на обычных условиях отбывания наказания.
На основании изложенного административный истец просит установить в отношении А.А. Никитина административный надзор на срок погашения судимости по приговору Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просил его удовлетворить.
Административный ответчик с административным иском согласен частично.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, мнение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично, исследовав письменные материалы административного дела, обозрев материалы личного дела А.А. Никитина, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд: исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 указанного Закона административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную и неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при рецидиве преступлений.
Пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Частью первой статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В соответствии с требованиями пункта 1 части третьей статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.
В силу разъяснений пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Из материалов дела следует, что А.А. Никитин осужден по приговору Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации к одному году девяти месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Установлен рецидив преступлений.
Приговором Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ А.А. Никитин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 163 Уголовного кодекса Российской Федерации, и в соответствии санкции данной статьи ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года шесть месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из мотивировочной части приговора суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отягчающим наказание обстоятельством в соответствии с пунктом «б» части 2 статьи 18 Уголовного кодекса Российской Федерации является наличие в действиях А.А. Никитина опасного рецидива преступлений.
Согласно вышеуказанному приговору А.А. Никитин при совершении преступления находился в состоянии алкогольного опьянения.
Постановлением Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ на основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначенных по приговору Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и по приговору Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ А.А. Никитину окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Административный ответчик отбывает наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ, подлежит освобождению по отбытию срока наказания ДД.ММ.ГГГГ.
Из характеристики, выданной администрацией ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ, следует, что осужденный А.А. Никитин характеризуется отрицательно. За время отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка не признавался, в строгие условия не переводился. Состоит в обычных условиях содержания. За время отбывания наказания допустил восемь нарушений режима содержания, три из которых с водворением в штрафной изолятор. На данный момент имеет шесть действующих взысканий. Имеет два поощрения.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющего обязанности начальника учреждения ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ Р.Р. Нуруллова, к осужденному за нарушение установленного порядка отбывания наказания применена мера взыскания в виде семи суток выдворения в штрафной изолятор.
Установление административного надзора в отношении А.А. Никитина соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», предусмотревшей, в том числе, что административный надзор в отношении лица освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость, при наличии опасного рецидива.
При таких обстоятельствах суд находит административное исковое заявление обоснованным, но подлежащим удовлетворению частично, и для предупреждения совершения А.А. Никитиным преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, с учетом содеянного А.А. Никитиным, его поведения за весь период отбывания наказания, отношения к труду и мероприятиям воспитательного характера, считает необходимым установить административный надзор в отношении осужденного А.А. Никитина на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, и определить ограничения в виде: обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключениями, связанными с осуществлением трудовой деятельности, либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, либо оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членами его семьи; запрещения посещения мест реализации алкогольной продукции в розлив (кафе, бары, рестораны).
Удовлетворение административного искового заявления полностью суд считает нецелесообразным, поскольку это существенно ограничит конституционные права А.А. Никитина, не позволит достигнуть должного воздействия на его поведение и не будет соответствовать целям и задач административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 272-273, 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан» к А.А. Никитину об установлении административного надзора, удовлетворить частично.
Установить административный надзор, после отбытия наказания, в отношении А.А. Никитина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок погашения судимости по приговору Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ.
Срок исчислять с момента постановки осужденного на учёт в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установить ограничение в виде явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установить ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением трудовой деятельности, либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, либо оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членам его семьи.
Установить ограничение в виде запрета посещения мест реализации алкогольной продукции в розлив (кафе, бары, рестораны).
В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня принятия судом решения через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан.
Судья Д.И. Саматова
Справка: мотивированное решение суда изготовлено 23 апреля 2020 года.