дело № 2а-268/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 января 2021 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Андреева И.С., при секретаре Сабаниной В.А.,
с участием представителя административного истца Дорофеевой Н.В.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области Усольцевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Носаева Василия Геннадьевича к государственному инспектору Челябинской области по использованию и охране земель Отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Челябинской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным предписания,
установил:
Административный истец Носаев В.Г. обратился в районный суд с административным исковым заявлением к государственному инспектору Челябинской области по использованию и охране земель Отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Челябинской области Хайруллину В.С., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее по тексту – Управление Росреестра по Челябинской области) с требованием о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное государственным инспектором Хайруллиным В.С.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Хайруллиным В.С. вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения земельного законодательства, которым обязал административного истца устранить допущенное нарушение – путем предоставления документа уполномоченного органа государственной власти, подтверждающего изменение (дополнение) разрешенного вида использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> участки с кадастровыми номерами №, <данные изъяты> в случае невыполнения привести использование земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № – для ведения личного подсобного хозяйства, участка с кадастровым номером № – под строительство жилых домов. С предписанием административный истец не согласен, поскольку о проведенной проверке он не был уведомлен надлежащим образом, распоряжение о проведении проверки получил лишь в день ее проведения. Кроме того, государственным инспектором акт проверки был составлен с нарушениями, копия акта проверки не была вручена, а также надлежащим образом акт обмера земельного участка не проводился. Требование предписания является неисполнимым, поскольку не указаны какие конкретные действия необходимо совершить. Указанные обстоятельства нарушают права административного истца на пользование земельными участками, а следовательно оспариваемое предписание подлежит отмене.
Кроме того, административный истец Носаев В.Г. обратился в районный суд с административным исковым заявлением, в котором также просит признать предписание государственного инспектора № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, которым Носаева В.Г. предписывалось устранить допущенное нарушение – путем оформления правоустанавливающих документов на используемый земельный участок, либо освобождения занимаемого земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании административный истец Носаев В.Г. участия не принимал, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Дорофеева Н.В. просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области Усольцева О.С. возражала против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в отзыве.
Административные ответчики, государственный инспектор Челябинской области по использованию и охране земель Отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Челябинской области Хайруллин В.С., руководитель Отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Челябинской области в судебном заседании участия не принимали, извещены.
Заинтересованное лицо ООО «Жилстрой-9» в судебное заседание не явилось, извещено.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав и проанализировав имеющиеся и дополнительно представленные доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
Статьей 71 Земельного кодекса РФ установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (органы государственного земельного надзора).
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 г. № 1.
В соответствии с п. 3 Положения о государственном земельном надзоре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (подпункт а).
В рамках государственного земельного надзора осуществляются организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 6).
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Порядок проведения внеплановых проверок урегулирован Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 г. № 486.
В соответствии с пунктами 63 - 64 Административного регламента проведение внеплановых проверок включает в себя следующие административные действия: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проведение проверки; подготовка акта проверки. Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является распоряжение руководителя Росреестра (территориального органа), изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Челябинской области по использованию и охране земель № от ДД.ММ.ГГГГ в период ДД.ММ.ГГГГ распоряжения о внесении изменений № от ДД.ММ.ГГГГ срок проведения перенесен ДД.ММ.ГГГГ была проведена документарная, выездная внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>.
О проведении проверки административный истец был уведомлен посредством осуществления звонка на телефонный номер административного истца государственным инспектором, что подтверждается представленной в дело телефонограммой и биллингом соединений.
В ходе документарной проверки установлено, что по сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадь <данные изъяты>., границы земельного участка установлены в соответствии с требованием законодательства.
Земельный участок с кадастровым номером № относится к категории под строительство жилых домов, площадью <данные изъяты>., границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Носаеву В.Г., запись о регистрации права внесена в ЕГРН.
В ходе выездной проверки установлено, что указанные земельные участки фактически представляют собой единое землепользование, границы на местности между ними не определены, доступ на земельные участки ограничен, единый участок огорожен забором, по которому произведен обмер земельного участка.
В результате проверки установлено, что фактическая площадь проверяемого земельного участка составляет <данные изъяты>. При сопоставлении фактических границ проверяемых земельных участков с границами, установленными в ЕГРН, путем наложения координат поворотных точек установлено, что административный истец Носаев В.Г. использует земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., находящийся в пользовании юридического лица ООО «Жилстрой № 9».
Правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на используемый земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>. предоставлено не было, что является нарушением требований ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, выразившееся в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке прав.
Также в ходе проверки установлено, что огороженный Носаевым В.Г. земельный участок площадью <данные изъяты> используется не по целевому назначению (земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок с кадастровым номером № – под строительство жилых домов). На земельных участках размещены грузовые и легковые автомобили, запчасти, покрышки, шиномонтажная мастерская.
По результатам проверки был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ где государственным инспектором подробно описано нарушение земельного законодательства административным истцом Носаевым В.Г.
Акт проверки был направлен в адрес административного истца заказным почтовым направлением, которое не было получено административным истцом.
Предписанием государственного инспектора по использованию и охране земель по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № Носаеву В.Г. было предписано устранить допущенные нарушения путем оформления правоустанавливающих документов на используемый земельный участок, либо освобождения занимаемого земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, государственным инспектором вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ г., которым предписывалось привести использование земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером № – для ведения личного подсобного хозяйства, участка с кадастровым номером № – под строительство жилых домов в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 103 Административного регламента закреплено право государственного инспектора по использованию и охране земель выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.
В соответствии с п. 106 Административного регламента срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев.
Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений законодательства.
Из оспариваемых предписаний от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обязанность устранить выявленные нарушения земельного законодательства возложена на Носаева В.Г. как на собственника земельных участков. Форма предписания, а также его содержание не противоречат требованиям земельного законодательства, также соответствуют выявленным в ходе проведения проверки нарушениям, поскольку обязанность использовать земельный участок в соответствии с местоположением границ, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости возложена на собственников земельных участков, согласно виду разрешенного использования земельного участка.
Материалами настоящего дела достоверно подтверждено, что проверка проведена и оспариваемые акты вынесены уполномоченными должностными лицами при наличии на то правовых оснований, в пределах компетенции государственного органа для осуществления проверки соблюдения требований земельного законодательства на указанном земельном участке.
Данные обстоятельства свидетельствуют о законности выданных Носаеву В.Г. предписаний Со стороны государственного инспектора, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области неправомерные действия, повлекшие нарушение прав и свобод Носаева В.Г. допущены не были.
Доводы административного истца о нарушениях допущенных при производстве внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ г. подтверждения в судебном заседании не нашли.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, материалами дела установлена законность принятых мер, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав действиями государственного инспектора и противоречия распоряжения о назначении проверки, акта проверки и предписания действующему законодательству. Приобретая земельные участки в собственность Носаев В.Г., проявив должную осмотрительность, был обязан убедиться в том, что пользуется и владеет земельными участками в отведенных границах и использует его по назначению.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования Носаева В.Г., поскольку права административного истца оспариваемое решение не нарушает, действия государственного инспектора законны, в связи с чем требования Носаева В.Г. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 179, 180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований административного истца Носаева Василия Геннадьевича к государственному инспектору Челябинской области по использованию и охране земель Отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Челябинской области Хайруллину В.С., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с требованием о признании незаконными предписаний об устранении нарушения земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенные государственным инспектором Хайруллиным В.С., отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Андреев