Дело № 2-475/2018
РЈРР” 32RS0023-01-2018-000527-23
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
13 ноября 2018 года г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Гомоновой М. В.,
с участием:
помощника прокурора Почепского района Брянской области Титоревской Л. В.,
представителя ответчика администрации Почепского района Брянской области Косякова А. Н., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица филиала ПАО «МРСК Центра» -«Брянскэнерго» Вавулина Р. А., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица Управления имущественных отношений Брянской области Малеевой Е. С., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица – главы администрации Краснорогского сельского поселения Почепского района Брянской области Сафоновой Е. В.,
представителя третьего лица ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» Воробьевой Л. Н., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Почепского района Брянской области Бадьин Д. А. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к администрации Почепского района, Брянской области, в котором просил обязать администрацию Почепского района, Брянской области принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости – ЗТП №, расположенный по адресу: <адрес>, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, указав, что проведенной проверкой исполнения требований законодательства о муниципальной собственности и законодательства об энергообеспечении в деятельности администрации Почепского района, Брянской области установлено, что по указанному адресу располагается бесконтрольно функционирующий объект электроэнергетики – ЗТП №, который не числится на балансе администрации Почепского района, Брянской области. Право собственности на него в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано, мероприятия по содержанию и ремонту указанного объекта электроэнергетики ни кем не проводятся, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, а также способствует возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с отключением электроэнергии в данном населенном пункте.
Р’ С…РѕРґРµ судебного разбирательства помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Коберник Рњ. Рћ. РїСЂРѕСЃРёР» привлечь Рє участию РІ деле РІ качестве соответчика Управление имущественных отношений Брянской области РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что земельный участок, РЅР° котором расположено Р—РўРџ в„–, находится собственности субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации - Брянской области, Р° также РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что данное Р—РўРџ в„– обслуживает только музей имени Р¤РРћ5.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, от ДД.ММ.ГГГГ Управление имущественных отношений Брянской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Коберник М. О. просил привлечь к участию в деле в качестве соответчика ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» в связи с тем, что здания, расположенные на земельном участке, где находится спорное ЗТП, находятся в оперативном управлении у данного юридического лица и в связи с тем, что данная подстанция обеспечивает только эти объекты недвижимости.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, от ДД.ММ.ГГГГ ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Титоревская Л. В. просила исключить из числа ответчиков Управление имущественных отношений Брянской области и ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей».
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, от ДД.ММ.ГГГГ Управление имущественных отношений Брянской области и ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» исключены из числа ответчиков и привлечены судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Титоревская Л. В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Почепского района Брянской области Косяков А.Н. исковые требования прокурора не признал, пояснил, что ЗТП № расположено на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся в собственности субъекта Российской Федерации - Брянской области. От спорной ЗТП запитан только один потребитель - ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей». В связи с этим считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Управление имущественных отношений Брянской области.
Представитель третьего лица филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» Вавулин Р. А. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования прокурора, пояснил, что спорный объект электроэнергетики обслуживает деятельность не только музея, но и других потребителей <адрес>. По причине того, что мероприятия по содержанию и ремонту указанного объекта электроэнергетики ни кем не проводятся, это создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, а также способствует возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с отключением электроэнергии в данном населенном пункте.
Представитель третьего лица Управления имущественных отношений Брянской области Малеева Е. С. в судебном заседании исковые просила удовлетворить требования прокурора, представила отзыв на иск, в котором указала, что обязанности выявлять, принимать на учет и подавать заявление в орган регистрации прав об учете бесхозяйного имущества на территории <адрес> в силу закона возложены на Администрацию Почепского района, Брянской области. Спорный объект недвижимости в реестре государственного имущества Брянской области не значится, собственностью Брянской области не является и никогда не являлся. Управление является органом, уполномоченным на управление и распоряжение только тем имуществом, которые относятся к государственной собственности Брянской области. В связи с тем, что право собственности на спорный объект в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано; в реестрах публичной собственности данная подстанция не значится; сведения о правопритязаниях отсутствуют, спорный объект является бесхозяйной вещью.
Представитель третьего лица администрации Краснорогского сельского поселения Почепского района, Брянской области Сафонова Р•. Р’. пояснила, что спорная Р—РўРџ была построена для обслуживания усадьбы имени Р¤РРћ5.
Представитель третьего лица ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» Воробьева Р›. Рќ. пояснила, что спорная Р—РўРџ, РѕС‚ которой запитан литературно-мемориальный музей имени Р¤РРћ5, РЅРµ передавалась РІ оперативное управление ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей».
Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях Л.А. Лысенко, извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представили отзыв на иск, в котором указал, что спорная ЗТП-№ не значится в реестре федерального имущества, третье лицо не имеет правопритязаний в отношении данного недвижимого имущества, просил рассмотреть дело без его участия,
Представители третьих лиц РћРћРћ «ТРРљ-Рнерго» филиала «Брянскэнергосбыт» Р—РњРћ, РњРћ РїРѕ Почепскому, Выгоничскому Рё Жирятинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Брянской области, извещенные своевременно Рё надлежащим образом Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, РІ судебное заседание РЅРµ явились, представили письменные заявления Рѕ рассмотрении дела без РёС… участия.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, представителей 3-их лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 3 Федерального закона РѕС‚ 26.03.2003 РіРѕРґР° в„– 35-ФЗ «Об электроэнергетике», электроэнергетика - отрасль СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, включающая РІ себя комплекс экономических отношений, возникающих РІ процессе производства (РІ том числе производства РІ режиме комбинированной выработки электрической Рё тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления РІ электроэнергетике, сбыта Рё потребления электрической энергии СЃ использованием производственных Рё иных имущественных объектов (РІ том числе входящих РІ Единую энергетическую систему Р РѕСЃСЃРёРё), принадлежащих РЅР° праве собственности или РЅР° РёРЅРѕРј предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Рлектроэнергетика является РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ функционирования СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё жизнеобеспечения.
Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 2 ст. 212 ГК РФ, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно пункта 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей от органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 4, 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено обязательство по включению в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Как установлено в суде из объяснений участников процесса и подтверждается публичной кадастровой картой (л.д. 33) и Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 34), ЗТП № расположена на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности субъекту Российской Федерации – Брянская область.
Как следует РёР· ответа Управления имущественных отношений Брянской области в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° запрос СЃСѓРґР°, РЅР° указанном выше земельном участке находятся объекты недвижимого имущества: сторожка музея Р¤РРћ5, охотничий замок, флигель, 2 жилых помещения, гараж, здание РєРѕСЂРїСѓСЃР° в„–, здание столовой СЃ верандой, контора, здание бани-прачечной, физиокабинет, канализационная линия, РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґ, водонапорная башня, артезианская скважина СЃ насосной, овощехранилище Рё теплотрасса. Данные объекты находятся РЅР° балансе РІ оперативном управлении ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей», что также подтверждается сведениями РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕС‚ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, актом приема-передачи имущественного комплекса зданий Рё сооружений, относящихся Рє объектам недвижимого имущества РћРћРћ «Пансионат СЃ лечением «Красный Р РѕРіВ» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р’ данном акте приема-передачи РЅРµ указана спорная Р—РўРџ в„–.
Согласно сведениям РёР· Единого государственного реестра недвижимости в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, нежилое здание мемориального музея Р¤РРћ5, расположенное РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, находящемся РїРѕ адресу: <адрес>, принадлежит РЅР° праве собственности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Как следует из материалов дела в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения на объект электроэнергетики – ЗТП №, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> (л. д. 11).
Согласно ответа РћРћРћ «ТРРљ-Рнерго» филиал «Брянскэнергосбыт» Р—РњРћ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, РѕС‚ СЃРїРѕСЂРЅРѕР№ Р—РўРџ РЅР° основании контракта в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ запитан ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» (объект «Музей», расположенный РїРѕ адресу: <адрес>) (Р». Рґ. 35).
РР· ответа Почепского Р РРЎ филиала РџРђРћ «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° запрос СЃСѓРґР° следует, что работа СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ объекта без должного обслуживания Рё контроля несет СѓРіСЂРѕР·Сѓ Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ граждан, наносит имущественный Рё репутационный ущерб. Так отсутствие запорных устройств Рё неудовлетворительное состояние дверей РЅРµ исключает возможности проникновения РЅР° такой объект повышенной опасности сторонних лиц СЃ последующим поражением РёС… электрическим током. Также РЅРµ исключена возможность хищения оборудования СЃ последующим отключением РѕС‚ электроснабжения потребителей. РљСЂРѕРјРµ того, отсутствие какого-либо контроля Р·Р° техническим состоянием объекта привело Рє тому, что оборудование Рё само здание подстанции (имеются повреждения кровли зданий Рё протекание РІРѕРґС‹) пришли РІ неудовлетворительное состояние, что вызывает автоматическое отключение питающей линии электропередачи РЅР° центральных подстанциях. РџСЂРё таких отключениях остаются без электроэнергии Рё РґСЂСѓРіРёРµ подстанции, подключенные РѕС‚ РѕРґРЅРѕР№ линии электропередачи, без электроэнергии остаются социально значимые объекты Рё бытовые потребители (Р». Рґ. 65).
В материалах дела имеется справка №, выданная ДД.ММ.ГГГГ ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей», согласно которой спорное ЗТП на балансе учреждения не числится (л. д. 74).
РР· объяснений участников процесса СЃСѓРґРѕРј установлено, что РЅРµ известно, кем Рё РєРѕРіРґР° была построена спорная Р—РўРџ в„–, Рё что отсутствуют документы РЅР° введение ее РІ эксплуатацию.
Как установлено в суде из объяснений участников процесса и подтверждено материалами дела, спорная ЗТП № не значится в реестре федерального имущества, реестре имущества Брянской области и реестре муниципального имущества, а также не находится в оперативном управлении у ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей». В связи с чем она является бесхозяйной и подлежит постановке на кадастровый учет по заявлению ответчика.
Доводы представителя ответчика Касякова А.Н. о том, что спорная ЗТП № находится на земельном участке, принадлежащим на праве собственности субъекту Российской Федерации - Брянская область, в связи с чем данный субъект Российской Федерации должен оформить на нее право собственности, отклоняются судом, как не имеющие правового значения, так как в статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления публичного сервитута под объектами электросетевого хозяйства.
В связи с изложенным, суд находит исковые требования прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Почепского района, Брянской области о понуждении к совершению действий законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 204 ГПК РФ, установление определенных порядка и срока исполнения решения суда при его вынесении является правом суда, которое подлежит реализации в случаях, когда суд с учетом конкретных обстоятельств дела признает это необходимым.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 2 СЃС‚. 206 ГПК Р Р¤, РІ случае, если указанные действия РјРѕРіСѓС‚ быть совершены только ответчиком, СЃСѓРґ устанавливает РІ решении СЃСЂРѕРє, РІ течение которого решение СЃСѓРґР° должно быть исполнено. Решение СЃСѓРґР°, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение СЃСѓРґР°), РЅРµ связанные СЃ передачей имущества или денежных СЃСѓРјРј, исполняется РёС… руководителем РІ установленный СЃСЂРѕРє.
Срок выполнения возложенных на ответчика действий, в рамках исковых требований, с учетом мнения участвующих в деле лиц, исследованных письменных доказательств, а также исходя из характера и объема таких действий, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Почепского района Брянской области РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє администрации Почепского района Брянской области Рѕ понуждении Рє совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Почепского района, Брянской области принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости – ЗТП №, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р. В. Коростелева
Мотивированное решение суда составлено 16 ноября 2018 года