Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
город Салехард 17 августа 2023 года
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи: Архиповой Е.В.,
при секретаре судебного заседания: Убушиевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филипповой Д.Г, к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда, Департаменту здравоохранения ЯНАО о возложении обязанности предоставить земельный участок в безвозмездное пользование,
УСТАНОВИЛ
Филиппова Д.Г. через своего представителя обратилась с иском к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда, Департаменту здравоохранения ЯНАО о возложении обязанности предоставить земельный участок в безвозмездное пользование путем заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, указав в обоснование иска, что обратилась в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда с заявлением о предоставлении ей земельного участка в безвозмездное пользование сроком на 6 лет. Ответчик отказал ей в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что истец не относится к категориям лиц, имеющих право предоставление земельных участков в безвозмездное пользование для ИЖС. Полагая наличие у нее права, предусмотренного Законом ЯНАО №39-ЗАО, просила возложить на Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда обязанность заключить с ней договор безвозмездного пользования земельным участком, взыскать с ответчиков судебные расходы
В судебном заседании истец, будучи извещенной надлежащим образом, участия не принимала, ее представитель Кох Е.В., действующий на основании доверенности, подтвердил осведомленность истца о рассмотрении дела, на удовлетворении иска настаивал по основаниям, изложенным в иске, просил взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 80 000 рублей.
Представитель ответчика Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал, о отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения ЯНАО Текутьева О.Н. полагала действия ответчика законными и обоснованными, указав, что по запросу Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда Департаментом здравоохранения ЯНАО была предоставлена информация по должности истца, которой располагал Департамент здравоохранения, дача каких-либо заключений применительно к определению права истца на предоставление земельных участков в пользование – не предусмотрена.
Третье лицо ГБУЗ «СОКБ», будучи извещенным надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимало, представитель Ковальски Р. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии представителя учреждения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.
Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Согласно положений ч.2 ст.1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со ст.129 ГК объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
В силу ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Так, к числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, в соответствии с которым любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч.ч.1, 1.1 ст.24. Земельного кодекса РФ, в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;
2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.
Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
В соответствии с ч.2 ст.13-5 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", в муниципальных округах, городских округах в автономном округе земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях в автономном округе по специальностям, установленным частью 2 статьи 13-6 настоящего Закона, для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 2 ст.13-6 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО установлен перечень специальностей, профессий, и направления подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, работа по которым дает гражданам, указанным в части 2 статьи 13-5 настоящего Закона, право на предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
Как установлено в судебном заседании, в июне 2022 года истец обратилась в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:4996 в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, как медицинскому работнику, осуществляющему трудовую деятельность в муниципальном образовании.
Ответом Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений от 14.06.2022 истцу отказано в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по тем основаниям, что занимаемая истцом должность врача-инфекциониста инфекционного отделения ГБУЗ «СОКБ» не относится к должности, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.
Как следует из копии диплома 89 СПА №, истец имеет квалификацию медицинская сестра по специальности «сестринское дело».
Согласно копии трудовой книжки на имя истца, трудового договора № от 23.07.2012 (в редакции от 01.05.2017), трудового договора № от 17.03.2020, должностной инструкции, Филиппова Д.Г. на момент обращения к ответчику с заявлением осуществляла и на данный момент осуществляет трудовую деятельность в ГБУЗ «СОКБ» в должности медицинской сестры палатной (постовой) в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенный детей перинатального центра.
Ответчиком при рассмотрении заявления истца в письменном ответе сделан вывод о том, что занимаема истцом должность не относится к установленному пунктом 2 ст.13-6 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО перечню специальностей и должностей, дающих право на предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, поскольку инфекционное отделение, в котором истце осуществляет работу, не входит в состав амбулаторно- поликлинической службы медицинской организации.
Вместе с тем, исходя из взаимного содержания положений ст.ст.13-5, 13-6 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО и подпункта 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса, значимым обстоятельством для определения права истца на предоставление ей в безвозмездное пользование земельного участка является установление осуществления ею деятельности в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи.
Как видно из содержания должностной инструкции медицинской сестры палатной (постовой) отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенный детей, утвержденной главным врачом – директором ТЦКМ ГБУЗ «СОКБ» 01.02.2017, в должностные обязанности истца входит в том числе оказание экстренной или неотложной помощи в ночное время, выходные и праздничные дни, согласно графику и (или) путем дежурств на дому.
В соответствии с ч.1,4-7 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.
Согласно приказу Минздрава России от 21.01.2022 N 19н "Об утверждении Типового положения о краевой (республиканской, областной, окружной) больнице", для организации работы больницы предусматривается создание структурного подразделения приемное отделение.
Согласно положению об инфекционном отделении, утвержденному главным врачом ГБУЗ «СОКБ» 03.05.2018г., отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенный детей, в котором истец осуществляет трудовые функции, является структурным подразделением неонатологического стационара перинатального центра.
Как следует из ответа Главного врача – директора ТЦКМ ГБУЗ «СОКБ» от 14.07.2023, Филипппова Д.Г. может оказывать и оказывает пациентам отделения первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента (помощь в дыхании новорожденного пациента с использованием маски, подача кислорода, отсанирование верхних дыхательных путей, выведение содержимого желудка, наложение компресса и т.д.)
Согласно положению, утвержденному главным врачом 15.08.2017, Приемное отделение ГБУЗ «СОКБ» обеспечивает прием и госпитализацию плановых и экстренных больных во все стационарные отделения (кроме отделений перинатального центра и инфекционного блока), а также неотложную амбулаторную помощь после окончания работы поликлиники.
Таким образом, исходя из анализа всех представленных доказательств, суд приходит к выводу, что в должностные обязанности истца входит и ею фактически осуществляется деятельность в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи, соответственно, вывод ответчика в письменном отказе не соответствует требованиям действующего законодательства и обстоятельствам дела, поскольку истец в силу характера и условий осуществляемой ею медицинской деятельности, имеющихся у нее образования и квалификации в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи приобрела право на предоставление ей в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, на Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда должна быть возложена обязанность предоставить истцу земельный участок в безвозмездное пользование в соответствии с ч.2 ст.13-5 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе".
Вместе с тем, задачей суда является не подмена собой внутригосударственных органов власти в осуществлении ими своих обязанностей в отношении вопросов землепользования, а проверка обоснованности требований гражданина в рамках осуществления им защиты своих имущественных прав и интересов, таким образом, требования истца в части возложения на ответчика обязанности заключить с истцом договор безвозмездного пользования земельным участком, как определение формы и способа предоставления земельного участка - не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что каких-либо правоотношений, связанных с предоставлением истцу земельного участка в безвозмездное пользование, между истцом и ответчиком Департаментом здравоохранения ЯНАО не установлено, каких-либо волевых актов относительно права истца на получение земельного участка данным ответчиком не принималось и истцом такие решения не оспариваются, оснований для удовлетворения исковых требований к Департаменту здравоохранения ЯНАО – не имеется.
Стороной истца также заявлено о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)
В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; другие признанные судом необходимыми расходы.
В части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из содержания указанных норм, они не ограничивают виды подлежащих возмещению расходов, понесенных в связи с участием представителя в судебном заседании, а устанавливают лишь критерий при определении размера оплаты услуг представителя, направленный против его необоснованного завышения.
При разрешении вопроса о судебных издержках расходы, связанные с оплатой услуг представителя, как и иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, требуют судебной оценки на предмет их связи с рассмотрением дела, а также их необходимости, оправданности и разумности; возмещение стороне расходов на оплату услуг представителя может производиться только в том случае, если сторона докажет, что в действительности имело место несение указанных расходов, объем и оплату которых, в свою очередь, определяют стороны гражданско-правовой сделки между представителем и представляемым лицом, позволяющей им включить в перечень расходов на оплату услуг представителя в том числе затраты, понесенные представителем в связи с явкой в суд (проезд, проживание, питание и т.д.).
Определяя размер сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 Гражданского процессуального кодекса РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Понятие критерия разумности в гражданском процессуальном законодательстве не раскрывается и определяется судом самостоятельно в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела (степени участия представителя в деле, сложности дела, качества оказанной правовой помощи и других обстоятельств), а также исходя из сложившихся в регионе цен на услуги представителей, доступности юридической помощи и иных, заслуживающих внимания факторов, влияющих на размер оплаты услуг представителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Как указывал Конституционный Суд РФ в постановлении от 23.01.2007 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В.В. Макеева", законодательное регулирование общественных отношений по оказанию юридической помощи должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как гарантирование квалифицированной и доступной (в том числе в ряде случаев - бесплатной) юридической помощи, самостоятельность и независимость судебной власти и свобода договорного определения прав и обязанностей сторон в рамках гражданско-правовых отношений по оказанию юридической помощи, включая возможность установления справедливого размера ее оплаты.
Одним из распространенных видов услуг, оказание которых регулируется главой 39 ГК Российской Федерации, являются правовые услуги, к которым относятся предоставление устных и письменных консультаций, составление юридических документов (исковых заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб и т.д.), экспертных заключений, участие в разбирательстве судебных споров и т.д. Соответствующий договор может быть заключен как с адвокатским образованием (статьи 20 и 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), так и с иными субъектами, которые согласно действующему законодательству вправе оказывать возмездные правовые услуги.
Право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги. Размер этой суммы определяется соглашением сторон. Факт оказания юридических услуг подтверждается платежным документом.
Как видно из дела, между заявителем и представителем Кохом Е.В. заключен договор поручения на оказание юридических услуг № от 20.04.2023, согласно которому исполнитель обязался совершить действия (оказать услуги) по составлению, подаче заявления по настоящему спору, а также услуги, связанные с рассмотрением в суде настоящего спора. Общая стоимость услуг согласно условиям договора составила 80 000 рублей (п.3.1 Договора). Денежные средства в сумме 80 000 рубле были переданы заявителем представителю, что подтверждается распиской от 20.04.2023. Факт оказания юридических услуг подтверждается приведёнными выше документами и материалами дела.
Разрешая вопрос по завяленным представителем истца требованиям о взыскании судебных расходов, суд учитывает объем удовлетворенных исковых требований; категорию и сложность дела, длительность его рассмотрения, объем оказанных представителем Кохом Е.В. услуг, подготовка и подача искового заявления, время, необходимое на подготовку представителем процессуальных документов, заявлений, ходатайств, ознакомление с материалами дела (09.08.2023), количество и продолжительность судебных заседаний (1 судебное заседание суда первой инстанции), соотносимость произведенных расходов с объектом судебной защиты, исходя из существа правоотношений рассмотренного в данном случае спора, фактического процессуального поведения каждой из сторон по делу, в целях обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, оценивая необходимость, оправданность и разумность заявленных расходов, суд считает размер судебных расходов по оплате услуг представителя, подлежащий взысканию с Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации г. Салехарда в размере 10 000 рублей, соответствующим критерию разумности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда обязанность предоставить Филипповой Д.Г, в безвозмездное пользование земельный участок сроком на 6 лет в соответствии со ст.13-5 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе".
Взыскать с Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда в пользу Филипповой Д.Г, в возмещение судебных расходов сумму 10 000 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения ЯНАО отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 24 августа 2023 года.
Председательствующий Архипова Е.В.
копия верна:
Председательствующий Архипова Е.В.