Решение по делу № 2-2319/2023 от 05.06.2023

        Дело

решение

Именем Российской Федерации

<адрес>                                      ДД.ММ.ГГГГ

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего- Шеди А.В.,

при помощнике судьи Могушковой Т.Р.,

с участием представителя истца Гетагазовой Ф.М., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ , представителя МВД по <адрес> Газгиреева М.У., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ажигова И. М. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении жилищных прав,

установил:

Ажигов И.М. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что с 1994 по 2015годпроходил службу в органах внутренних дел по <адрес>. В период прохождения службы поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", снят с учета очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты. Основанием для снятия его с учета послужило наличие у его супруги на праве собственности жилого помещения общей площадью 96,4 кв.м., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, по адресу: <адрес>, с.<адрес>.

Полагая указанное решение необоснованным, просит судпризнать незаконным решение МВД по <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ , в части снятия его с учета очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; обязать МВД по <адрес> восстановить его на учетеочередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральнымзаконом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; взыскать с МВД по <адрес> расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Гетагазова Ф.М.поддержала исковыетребования, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Газгиреев М.У. просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ) данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ.

Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчёта её размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

В пункте 5 Правилпредоставления единовременной социальной выплаты (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления) названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения); копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).

В силу п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления) при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата.

Согласно п. 19Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, в том числе, в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Ажигов И.М. с 1994 года по 2015 год проходил службу в органах внутренних дел по <адрес>. В период прохождения службы поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ изменена дата постановкиАжигова И.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с истец уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 3 ст. 83Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(в связи с болезнью).

ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией МВД по <адрес> принято решение, оформленное протоколом , которым истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1223.

Жилищно-бытовая комиссия МВД по <адрес> установила, что супруге истца на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 96,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, с.<адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Таким образом, согласно выводам ответчика, норматив обеспечения жилой площадью выполнялся (96,4:6=16,07). Кроме того указано, что при подаче документов Ажиговым И.М. представлено уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений о наличии на праве собственности жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, что фактически не соответствовало действительности.

Согласно ч. 1 ст. 56, ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

Как видно из представленных материалов, в том числе учетного дела истца, в настоящее время Ажигов И.М. проживает в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, с.<адрес>, общей площадью 75,74кв.м., жилой площадью 40,3кв.м., принадлежащем на праве собственности Ажигову М.А.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости с 1998 года по настоящее время за Ажиговым И.М.объекты недвижимого имущества не значатся.

Согласно выводам заключения комиссии Ажигов И.М. своего жилья не имеет, нуждается в улучшении жилищных условий (акт обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ).

Исходя из содержания сведений из Единого государственного реестра недвижимости о наличии или отсутствии на праве собственности недвижимого имущества, представленных Ажиговым И.М. на дату подачи заявления о постановке на учет, истец и члены его семьи на праве собственности жилья не имели.

Таким образом, ответчиком суду не представлено допустимых и достаточных доказательств, в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства, свидетельствующих об обоснованности принятого ответчиком решения. При этом суд отмечает, что приходя к выводу об обеспеченности истца жилой площадью в соответствии с нормативом предоставления, ответчик исходил из общей площади домовладения, указанной в вышеназванных документах, а не из жилой площади. Сведения, предоставленные истцом, соответствовали действительности и правомерно послужили основанием для постановки его на соответствующий учет, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что имеет место неправомерное снятие истца с учета очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Между тем, сведения о том, что супруге истца на праве собственности принадлежало жилое помещение были получены ответчиком задолго до принятия решения ЖБК МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Ажигова И.М.с учета очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты.

Суд также полагает необходимым отметить, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Исходя из правового смысла приведенных выше норм закона, законодателем установлены пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии их на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.

При таких обстоятельствах по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения супругой истца принадлежавшего ейжилого помещения, данное обстоятельство не могло служить основанием для снятия его и членов его семьи с жилищного учета.Таким образом, у ЖБК МВД по <адрес> не было правовых оснований для снятия истца с учета очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты.

Установлено, что истец Ажигов И.М. с 2012 года непрерывно находился на учете очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты.

Также суд отмечает, чторешением Магасского районного суда Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Ажигова И.М. к Министерству внутренних дел по <адрес> об изменении даты постановки на учет удовлетворено; судом изменена дата постановки Ажигова И.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 61 названного Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или иномвиде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Таким образом, не допускается оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным постановлением обстоятельств, равно как и повторное определение прав и обязанностей стороны спора, путем предъявления новых исков.

По смыслу закона в его истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, установлена недопустимость пересмотра определенных вступившими в силу судебными постановлениями правоотношений сторон и установленных в связи с этим фактов.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу, установленные районным судом обстоятельства сторонами по настоящему делу оспорены не были.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право, или создающих угрозу его нарушения.

Следовательно, защита прав истца Ажигова И.М. может быть осуществлена только путем возложения на МВД по <адрес> обязанности по восстановлению его на учете очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» отмечено, что судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 ГПК Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле (ст. 94 ГПК Российской Федерации).

Частью 1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Таким образом, гражданское процессуальное законодательство РФ исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования. В связи с чем, лицом, имеющим право на возмещение таких расходов, будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда: истец - при удовлетворении (частичном удовлетворении) иска, ответчик - при отказе в удовлетворении исковых требований.

Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с неерасходов, вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (абз. 2 п. 11).

Согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Ажиговым И.М. и Гетагазовой Ф.М., размер вознаграждения за оказание юридической помощи устанавливается в размере 40 000 рублей. На основании указанного соглашения, истцом в подтверждение перечисления приведенной суммы в соответствии с квитанцией к приходному кассовому ордеру, выплачено 40 000 рублей.

Таким образом, с учетом приведенных нормативных положений, в их совокупности и взаимосвязи с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, основываясь на материалах настоящего гражданского дела, не представляющего особой правовой и фактической сложности, объем проделанной представителем истца работы, его участие в одном судебном заседании, суд полагает необходимым снизить взыскиваемые с ответчика расходы на оплату услуг представителя до30 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

исковое заявление Ажигова И. М. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении жилищных правудовлетворить частично.

Признать незаконным решение МВД по <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ , в части снятия Ажигова И. М. с учета очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Обязать МВД по <адрес> восстановить Ажигова И. М. на учете очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Взыскать с МВД по <адрес> в пользуАжигова И. М. расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Копия верна:

Судья                                             А.В. Шеди

*Решение изготовлено в окончательной форме –ДД.ММ.ГГГГ

2-2319/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ажигов Исраил Магомедович
Ответчики
Министерство внутренних дел по РИ
Другие
Ажигова Макка Салмановна и др.
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Шеди А-Х.В.
Дело на странице суда
magassky.ing.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2023Подготовка дела (собеседование)
29.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.10.2023Судебное заседание
17.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее