Дело № 2а-340/2021; 33а-7153/2021
59RS0004-01-2020-008476-14
Судья Евдокимова Т.А.
2 августа 2021 г. г. Пермь
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.В.,
судей Титовца А.А., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Греховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тищенко Ильи Владимировича к Прокуратуре Пермского края, Прокуратуре Чердынского района Пермского края о признании незаконным предостережения,
по апелляционному представлению прокурора Чердынского района Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 2 марта 2021 года, которым административный иск удовлетворен.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение представителя прокуратуры Королевой М.В., возражение представителя административного истца Петрачковой Е.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тищенко И.В., являясь директором ООО «Пермьэнергосервис», обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным предостережения от 26.08.2020 № 2-22-20-13, указав, что согласно решению о проведении проверки № 29 от 12.08.2020 прокуратурой Чердынского района Пермского края была проведена проверка ООО «Пермьэнергосервис». Целью проверки являлось соблюдение законодательства в сфере ЖКХ, предметом проверки - организация подготовки котельной «Новой» поселка Ныроб и инженерных коммуникаций к осенне-зимнему отопительному периоду. 26.08.2020 административному истцу было вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона № 2-22-20-13. В своем предостережении прокуратура ссылается на письмо ООО «Пермьэнергосервис» от 28.01.2020 в котором, оно уведомляет о прекращении оказания услуг теплоснабжения потребителям п. Ныроб в отопительном сезоне 2020-2021 гг., на что административный истец в соответствии с частью 7 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» имеет полное право, так как не имеет статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Далее в своем предостережении административный ответчик указывает, что 13.02.2020 главой органа местного самоуправления Концессионеру направлено предложение о заключении дополнительного соглашения, которое отклонено 25.02.2020 со ссылкой на отсутствие софинансирования и неприменение механизмов повышения тарифов, убыточности деятельности, в том числе с ростом цен на твердое топливо. Далее административный ответчик ссылается на письмо ООО «Пермьэнергосервис» № 24 от 24.08.2020 главе Чердынского городского округа, в котором истец указывает на отсутствие финансовой возможности готовить котельную к отопительному сезону и намерении ликвидировать обособленное подразделение, уволить сотрудников в пгт. Ныроб с предложением аренды или выкупа котельной. Котельная принадлежит Администрации Чердынского городского округа на праве собственности, речь идет об оборудовании котельной, установленном ООО «Пермьэнергосервис» на этой котельной. В предостережении далее перечисляются нормы п. 2 статьи 546 ГК РФ, пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг, из которых ответчик делает вывод, что планируемыми действиями ООО «Пермьэнергосервис», по ликвидации обособленного подразделения в пгт. Ныроб создается угроза нарушения прав неограниченного круга лиц - граждан, являющихся потребителями конечной коммунальной услуги в виде теплоснабжения, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги. Административный истец полагает, что для подобных выводов полностью отсутствует законодательная база, прокурором в оспариваемом Предостережении искажены факты. Кроме того, административный истец полагает, что у администрации Чердынского городского округа с января 2020 г. было более чем достаточно времени, решить вопрос с теплоснабжением поселка Ныроб, учитывая, что это ее прямая обязанность, что в материалах проведенной проверки и в оспариваемом предостережении прокурора отсутствуют достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях в действиях директора ООО «Пермьэнергосервис» Тищенко И.В., могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. В предостережении отсутствуют сведения о неправомерных действиях должностного лица, наименование закона, которому они противоречат, наступившие последствия, что является обязательным требованием к прокурорскому акту в силу приложения к Указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона". Письменные объяснения, которые в обязательном порядке должны быть истребованы прокурором в ходе проверки сведений от должностного лица, в данном случае от административного истца не истребовались. После вынесения предостережения, директору ООО «Пермьэнергосервис» Тищенко И.В. оно не вручено, его сущность и право на обжалование не разъяснены, что свидетельствует об неисполнении прокурором требований пункта 2 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона». Предостережение прокурора от 26.08.2020 нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку его неисполнение могло повлечь привлечение к ответственности, предусмотренной законом, о чем прямо указано в части 2 статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и в пункте 3 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», согласно которому прокуроры должны обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении, и применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Чердынского района просит отменить решение, считая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют действительности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, причины неявки административного истца Тищенко И.В., представителей заинтересованных лиц ООО «Пермэнергосервис», администрации Чердынского городского округа неизвестны.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Удовлетворяя требование, суд первой инстанции пришел к следующим выводам, что ситуация в котельной «Новая» фактически противоречит позиции, изложенной ООО «Пермьэнергосервис» в уведомлении от 24.08.2020 года, внесение предостережения в отсутствие достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях, нарушает права директора ООО «Пермьэнергосервис» Тищенко И.В., в нарушение п. 2 Указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона", в материалах проверки в отношении ООО «Пермьэнергосервис» отсутствуют объяснения директора Тищенко И.В. и иного уполномоченного лица, а также сведения, что указанные объяснения прокуратурой истребовались, что свидетельствует о нарушении процедуры проведения проверки и внесению предостережения, соответственно нарушает права административного истца.
С данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Порядок объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления (вручения), форма официального предостережения (предостережения), а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение), устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов профилактики правонарушений, которые указаны в части 2 статьи 17 настоящего Федерального закона и которым законодательством Российской Федерации предоставлено право объявления официального предостережения (предостережения).
Согласно ч. 2 ст. 17 указанного закона профилактику правонарушений в форме профилактического воздействия - объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, в пределах установленной компетенции вправе осуществлять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации.
Статьей 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.
15.08.2016 между администрацией муниципального образования «Ныробское городское поселение» Чердынского района Пермского края (Концедентом) и ООО «Пермьэнергосервис» в лице директора Тищенко И.В. (Концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Ныробское городское поселение», объектом которого является котельная с оборудованием, расположенная по адресу Чердынский район, п. Ныроб, ул. Лесная, 11.
Согласно предмету договора Концессионер обязуется реконструировать объекты теплоснабжения, принадлежащие Конценденту и осуществлять производство, передачу, и распределение тепловой энергии на территории Ныробского городского поселения.
28.01.2020 ООО «Пермьэнергосервис» в адрес администрации Чердынского городского округа направлено письмо № 04, в котором Общество просит считать расторгнутым концессионное соглашение от 15.08.2016 года по соглашению сторон, о чем направляют дополнительное соглашение. Указывают, что текущий отопительный сезон будет продолжен до даты официального окончания.
Письмом от 13.02.2020 года от подписания дополнительного соглашения администрация отказалась, представив свой вариант дополнительного соглашения.
25.02.2020 ООО «Пермьэнергосервис» в адрес администрации Чердынского городского округа направлено письмо, в котором указано, что по причине низкого установленного тарифа без учета долгосрочных параметров регулирования концессионного соглашения, а также значительного роста стоимости топлива и отсутствия соинвестирования со стороны администрации финансовой возможности проводить реконструкцию не имеется, уведомляют о прекращении оказания услуг теплоснабжения потребителям пгт Ныроб в следующем отопительном сезоне.
ООО «Пермьэнергосервис» также поданы исковые заявления в Арбитражный суд Пермского края о признании концессионного соглашения недействительным и его расторжении (дела № А50-11406/2020 и № А50-21412/2020), которые на день рассмотрения дела судом первой инстанции не рассмотрены.24.08.2020 года ООО «Пермьэнергосервис» в адрес администрации Чердынского городского округа направлено письмо, в котором указано, что у Общества отсутствует финансовая возможность готовить объект к отопительному сезону, в связи с чем планируется ликвидировать обособленное подразделение и уволить сотрудников, кроме сторожей в пгт Ныроб. Предложено срочно рассмотреть вопрос об аренде или выкупе котельной в пгт Ныроб.
26.08.2020 года в адрес директора ООО «Пермьэнергосервис» Тищенко И.В. и.о. прокурора Чердынского района вынесено предостережение № 2-22-20-13 о недопустимости нарушения закона, которым того предостерегли о недопустимости нарушения требований Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 № 190-ФЗ, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и разъясняли, что в случае нарушения действующего законодательства руководитель Общества будет привлечен к ответственности в установленном законом порядке.
Согласно предостережению прокурор указал, что проверкой, проведенной прокуратурой Чердынского района, установлено, что 15.08.2016 между Администрацией муниципального образования «Ныробское городское поселение» Чердынского района Пермского края, выступавшего в роли Концедента и ООО «Пермьэнергосервис» - Концессионера заключено концессионное соглашение (далее - Соглашение) в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Ныробское городское поселение». Согласно Предмета договора Концессионер обязуется реконструировать объекты теплоснабжения, принадлежащие Концеденту и осуществлять производство, передачу, и распределение тепловой энергии на территории Ныробского городского поселения. Котельная, используемая ООО «Пермэнергосервис» по концессионному соглашению, обслуживает 18 многоквартирных жилых домов, 7 частных домов, 4 административных здания (Администрации, Дом Культуры, Отделения полиции, Ныробской прокуратуры по надзору за ИУ). 28.01.2020 руководством ООО «Пермьэнергосервис» направлено в адрес главы Чердынского городского округа уведомление о прекращении оказания услуг теплоснабжения потребителям п. Ныроб в отопительном сезоне 2020- 2021 г.г., предложено решить вопрос с выкупом или арендой котельного оборудования, являющегося собственностью концессионера. 13.02.2020 главой органа местного самоуправления Концессионеру направлено предложение о заключении дополнительного соглашения, которое отклонено 25.02.2020 со ссылкой на отсутствие софинансирования и не применение механизмов повышения тарифов, убыточность деятельности, в том числе в связи с ростом цен на твердое топливо. 24.08.2020 за исходящим №24 Вами и.о. главы Администрации Чердынского городского округа направлено уведомление об отсутствии финансовой возможности готовить котельную к отопительному сезону и намерении ликвидации обособленного подразделение и уволить сотрудников в пгт. Ныроб с предложением аренды или выкупа котельной. Планируемыми действиями ООО «Пермьэнергосервис», по ликвидации обособленного подразделения в пгг. Ныроб создается угроза нарушения прав неограниченного круга лиц - граждан, являющихся потребителями конечной коммунальной услуги в виде теплоснабжения, добросовестно оплачивающих коммунальную услугу. Таким образом, с началом отопительного сезона исполнители коммунальных услуг, а также ресурсоснабжающие организации обязаны приступить к бесперебойному оказанию услуги отопления. Расторжение концессионного соглашения в конце летнего периода, ставит по угрозу начало отопительного периода 2020-2021 в поселке Ныроб, способствует прекращению подачи тепловой энергии жителям 18 многоквартирных жилых домов, 7-ми частных домов, 4-х административных зданий, что может повлечь вред их здоровью, сохранности имущества.
Данное предостережение обосновано положениями ч. 2 ст. 546 ГК Российской Федерации, пунктами 121, 122 пп. «б» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), ч.ч. 3, 5 ст. 20, ст. 6, ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-Фз «О теплоснабжении», ст.ст. 6.1.9, 6.1.31 Технических требований к Тепловым сетям приказа Минэнерго от 24.03.2003 № 115.
Статьей 6 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).
В силу части 1 пункта 1 статьи 6 ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств возложена на органы местного самоуправления городских поселений, городских округов на соответствующих территориях.
Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду осуществляется в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
обеспечивать качество теплоносителей;
организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения
В соответствии с пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
В силу подпункта "б" пункта 122 тех же Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение всего отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Таким образом, в условиях того, что действующее концессионное соглашение на момент предупреждения ООО «Пермэнергосервис» об одностороннем прекращении исполнения обязательства не расторгнуто, в предверии наступающего отопительного сезона прокурором обоснованно вынесено предостережение в адрес директора ООО «Пермэнергосервис» Тищенко И.В., поскольку неисполнение принятого Обществом обязательства по оказанию коммунальных услуг, т.е. приведение в исполнение действий, указанных в письме от 24.08.2020, создает угрозу нарушения прав неограниченного круга лиц - граждан, являющихся потребителями конечной коммунальной услуги в виде теплоснабжения, в том числе в виде причинения вреда здоровью и их имуществу.
Поскольку предостережение является профилактической мерой, направленной в первую очередь на недопущение правонарушения, судебная коллегия считает, что объективно оценив сложившуюся ситуацию развития взаимоотношений между ООО «Пермэнергосервис» и администрацией Чердынского городского округа, с учетом угрожающего содержания письма Общества от 24.08.2020 прокурор вынес оспариваемое предостережение, тем самым с большой долей вероятности не допустил нарушения прав пользователей коммунальной услуги по теплоснабжению вследствие незаконного одностороннего прекращения ООО «Пермэнергосервис» эксплуатации котельной в отопительный период 2020-21 гг..
С учетом изложенного судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что предостережение не основано на достоверных сведениях о готовящихся противоправных деяниях со стороны ООО «Пермэнергосервис» и его должностных лиц.
Нарушение п. 2 Указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона", так как в материалах проверки в отношении ООО «Пермьэнергосервис» отсутствуют объяснения директора Тищенко И.В. и иного уполномоченного лица, а также сведения, что указанные объяснения прокуратурой истребовались, не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку Тищенко И.В. предоставил пояснения по данному акту прокурорского реагирования, а законность и обоснованность предостережения не может быть поставлена под сомнение исключительно по формальным основаниям.
Поскольку решение суда первой инстанции подлежит отмене, то по делу должно быть постановлено новое решение об отказе Тищенко И.В. в удовлетворении заявленного иска.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 2 марта 2021 года отменить, принять новое решение:
Тищенко Илье Владимировичу в удовлетворении административного иска к Прокуратуре Пермского края, Прокуратуре Чердынского района Пермского края о признании незаконным предостережения от 26 августа 2020 года № 2-22-20-13 отказать.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течении 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий -
Судьи краевого суда: