УИД № 30RS0008-01-2019-000500-92 А/д 2а-395/2019
Решение
Именем Российской Федерации
20 августа 2019 года с. Икряное Астраханской области
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.В.,
с участием представителя административного истца-помощника военного прокурора Каспийской флотилии Южного военного округа Осипова З.Э.,
представителя административного ответчика Военного комиссариата по Астраханской области Антоненко Е.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Югановой У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Врио военного прокурора Каспийской флотилии Рыбакова Д.В. в интересах Российской Федерации к Военному комиссариату Астраханской области, Военному комиссариату по Икрянинскому, Лиманскому, Наримановскому районам и г. Нариманов Астраханской области о признании незаконными решений призывной комиссии Икрянинского района от <дата изъята> и призывной комиссии Астраханской области от <дата изъята> об освобождении гражданина Симонова Александра Олеговича от призыва на военную службу и зачисления в запас,
установил:
Врио военного прокурора Каспийской флотилии Рыбаков Д.В. в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Астраханской области, Военному комиссариату по Икрянинскому, Лиманскому, Наримановскому районам и г. Нариманов Астраханской области о признании незаконными решений призывной комиссии Икрянинского района Астраханской области от <дата изъята> и призывной комиссии Астраханской области от <дата изъята> об освобождении гражданина Симонова А.О. от призыва на военную службу и зачисления в запас.
В обосновании своих исковых требований указал, что военной прокуратурой Каспийской флотилии проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в военном комиссариате Икрянинского, Лиманского, Наримановского районов и г. Нариманов Астраханской области от призыва на военную службу.
<дата изъята> призывной комиссией Икрянинского района Астраханской области принято решение об освобождении Симонова А.О. от призыва на военную службу, в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья категория «В».
<дата изъята> указанное решение утверждено призывной комиссией Астраханской области.
Решение об освобождении указанного призывника от военной службы принято незаконно и как следствие освобождён от прохождения военной службы незаконно, поскольку данное решение основано на документах, содержащих недостоверные сведения о состоянии его здоровья.
Таким образом, решения призывных комиссий Икрянинского района Астраханской области от <дата изъята> и призывной комиссии Астраханской области от <дата изъята> об освобождении гражданина Симонова А.О. от призыва на военную службу и зачисления в запас, являются незаконными и подлежащими отмене, так как вынесены по документам, не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника и не дающим ему право освобождения от призыва на военную службу.
Решение призывной комиссии об освобождении Симонова А.О. от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации нарушает неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.
Ранее документы, предоставившие освобождение от призыва на военную службу проверке не подвергались, административному истцу о нарушении законных интересов стал известно <дата изъята>, то есть с момента поступления информационного письма руководителя военного следственного отдела по Каспийской флотилии подполковника юстиции ФИО9 от <дата изъята> в связи с чем, срок на обжалование решений призывных комиссий не пропущен.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил признать решения призывной комиссии Икрянинского района от <дата изъята> и призывной комиссии Астраханской области от <дата изъята> об освобождении гражданина Симонова А.О. от призыва на военную службу и зачисления в запас незаконными. Обязать призывные комиссии Икрянинского района Астраханской области и Астраханской области устранить допущенные нарушения путем отмены спорных решений в отношении Симонова А.О. Возложить на военный комиссариат Астраханской области и призывные комиссии Икрянинского района и Астраханской области обязанности по организации мероприятий, связанных с призывом Симонова А.О. на военную службу.
В судебном заседании административный истец уточнил исковые требования, а именно просит суд восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, который исчисляет с момента возбуждения уголовного дела <номер изъят> в отношении врача-терапевта отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Икрянинского, Лиманского, Наримановского районам и г. Нариманова Астраханской области ФИО1 по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ, то есть с <дата изъята>, признать решения призывной комиссии Икрянинского района Астраханской области от <дата изъята> и призывной комиссии Астраханской области от <дата изъята> об освобождении гражданина Симонова А.О. от призыва на военную службу и зачисления в запас незаконными, обязать военный комиссариат Астраханской области и призывные комиссии Икрянинского района и Астраханской области организовать мероприятий, связанных с призывом Симонова А.О.на военную службу.
В судебном заседаниипредставить административного истца-помощник военного прокурора Каспийской флотилии Южного военного округа Осипов З.Э. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Из письменных возражений военного комиссара по Астраханской области Лымарь Ю.- следует, административный ответчик не принимал в отношении Симонова А.О. решений, решение принято призывной комиссией Икрянинского района. Призывная комиссия Икрянинского района Астраханской области является временно созданным органом, возглавляется высшим должностным лицом данного муниципального образования и не является структурным подразделением военного комиссариата Астраханской области. Призывная комиссия, это не юридическое лицо, в связи с указанным Военный комиссариат Астраханской области является ненадлежащим административным ответчиком по делу, заявляет о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением, просит суд отказать Врио военного прокурора Каспийской флотилии в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата по Астраханской области Антоненко Е.Е. в судебном заседание исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении исковых требований отказать, указала, что при вынесении оспариваемых решений призывными комиссиями был соблюден порядок их принятия, выводы призывной комиссии отражали объективное состояние здоровья призывника на момент принятия оспариваемого решения и были основаны на совокупности представленных призывником медицинских документов и обследовании самого призывника, не возражает против восстановления пропущенного процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, который исчисляется с момента возбуждения уголовного дела, то есть с <дата изъята>.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата по Икрянинскому, Лиманскому, Наримановскому районам и г. Нариманов Астраханской области в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суд в известность не поставил, ходатайств об отложении слушания дела не направил.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заинтересованное лицо Симонов А.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства подлежал извещению в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ, посредством направления по месту его жительства, указанном в административном исковом заявлении по адресу:<адрес>, извещения заказным письмом с уведомлением о вручении, однако почтовый конверт, направленный по указанному адресу, не вручен адресату и был возвращен с отметкой почтового узла связи «истек срок хранения», согласно штампу на конверте, кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Икрянинского районного суда Астраханской области http://ikryaninsky.ast.sudrf.ru.
В соответствии со ст. 101 КАС РФ лица участвующие в деле должны сообщать суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения и считается доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживал или не находится.
В соответствии с ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно ч.2 ст.100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Симонова А.О.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, личное дело призывника Симонова А.О., представленного по запросу суда, суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются на предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если пропуск срока имел место без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 приведенной статьи).
Вместе с тем в силу положений части 7 этой же статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено поименованным кодексом.
Из содержания административного искового заявления, пояснений представителя истца в суде следует, что решения призывной комиссии Икрянинского района Астраханской области от <дата изъята> и призывной комиссии Астраханской области от <дата изъята> годаоснованы на документах, содержащих недостоверные сведения о состоянии здоровья Симонова А.О. административному истцу об указанных обстоятельствах стало известно <дата изъята>, то есть с момента возбуждения уголовного дела <номер изъят> в отношении врача терапевта отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Икрянинского, Лиманского, Наримановского районам и г. Нариманов Астраханской области ФИО1 по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ.
Суд исходит из того, что административному истцу стало известно об оспариваемом решении <дата изъята>, а прокурор с иском обратился <дата изъята>.
Следует также учесть, что задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Получение гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод является одним из принципов административного судопроизводства.
В связи с изложенным суд считает необходимым признать, что незначительный пропуск срока для обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен на 2 дня по уважительным причинам, в связи с чем он подлежит восстановлению.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Так же согласно п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 N 663, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Признание гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья влечет освобождение от призыва и зачисление в запас.
В соответствии с пунктом 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565.
В силу положений пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Инструкцией о порядке проведения медицинских освидетельствований, утвержденной приказом Приказ Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23 мая 2001, Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 N 565.
Согласно п. 13 указанного Положения, организация освидетельствования возлагается при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию.
Пунктом 16 Положения, предусмотрено, что персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Из п. 20 Положения следует, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В соответствии с п. 23 Положения, формы документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, а также правила их заполнения определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Разделом 4 Инструкции порядке проведения медицинских освидетельствований, утвержденной приказом Приказ Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23 мая 2001, в п. 33 установлено, что призывники, признанные нуждающимися в обследовании (лечении), а также признанные временно негодными к военной службе, при необходимости могут быть направлены военным комиссаром на обследование (лечение) в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации.
Контроль за своевременностью поступления на обследование (лечение) призывников, признанных нуждающимися в обследовании (лечении), а также признанных временно негодными к военной службе, возлагается на врача военного комиссариата и врача медицинского учреждения, а за полноценностью обследования (лечения) указанных категорий призывников и качеством оформления на них врачебно-экспертной документации - на главного врача соответствующего медицинского учреждения, заведующего (начальника) отделения медицинского учреждения и врача, осуществляющего обследование (лечение) призывников (п. 35 раздела 4 Инструкции).
В силу п. 37 раздела 4 Инструкции, врач медицинского учреждения обязан организовать своевременное обследование (лечение) призывников, признанных при призыве нуждающимися в обследовании (лечении), а также признанных временно негодными к военной службе, у врачей-специалистов соответствующего профиля.
Согласно п. 38 раздела 4 Инструкции, врачом медицинского учреждения, осуществляющим обследование (лечение) призывника, признанного нуждающимся в обследовании (лечении) или признанного временно негодным к военной службе, после проведенного обследования (лечения) оформляется акт исследования состояния здоровья (приложение N 5 к Инструкции). Обследование (лечение) указанных призывников должно быть полноценным с учетом основного и сопутствующих заболеваний. В указанном акте должны быть указаны результаты клинико-инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующие диагнозы. Диагнозы должны соответствовать принятой международной классификации болезней, иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы). Данный акт подписывается врачом, проводившим обследование (лечение), заведующим (начальником) отделением, руководителем медицинского учреждения, после чего его подпись заверяется гербовой печатью медицинского учреждения.
Первый экземпляр указанного акта направляется в военный комиссариат, в котором призывник состоит на воинском учете. Второй экземпляр хранится в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного.
В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 N 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Как следует из п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе Приказ Министра обороны РФ от 02 октября 2007 N 400, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N 32 к настоящей Инструкции, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его неподлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащим представлению призывной комиссии или военный комиссариата. А именно: акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписка из истории болезни, заверенные подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника; карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
В случае признания гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии он зачисляется в запас.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе Приказ Министра обороны РФ от 02 октября 2007 N 400, на рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации представляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения об освобождении от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу.
В силу п. 32 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 N 663, решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5-дневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в отделы (муниципальные).
В судебном заседании установлено, что распоряжением Губернатора Астраханской области №189 р от 30.03.2017 года «О призыве на военную службу в <дата изъята> года граждан Российской Федерации на территории Астраханской области созданы призывная комиссия по Астраханской области и призывная комиссия по Икрянинскому району Астраханской области.
Призывной комиссией по Икрянинскому району Астраханской области от <дата изъята> принято решение об освобождении Симонова А.О. от призыва на военную службу, в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, категория «В» (протоколом <номер изъят> от <дата изъята>).
<дата изъята> указанное решение утверждено призывной комиссией по Астраханской области (протокол <номер изъят> от <дата изъята>).
<дата изъята> Симонову А.О. выдан военный билет серии АК <номер изъят>, что подтверждается учетной карточкой гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Обращаясь с административным иском Врио военного прокурора Каспийской флотилии полагает, что решение об освобождении указанного призывника от военной службы принято незаконно.
Военной прокуратурой Каспийской флотилии проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в военном комиссариате Икрянинского, Лиманского, Наримановского районам и г. Нариманов Астраханской области от призыва на военную службу.
Прокурорской проверкой установлено, что Симонов А.О. <дата изъята> года рождения состоит на воинском учете в военкомате, и подлежал призыву на военную службу.
В ходе медицинского освидетельствования Симонов А.О. в военкомате выдано направление для обследования в ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница».
Согласно актуисследование состояния здоровья, Симонов А.О. находился на медицинском обследовании в ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница» с <дата изъята> по <дата изъята>, где ему были проведены исследования и установлен диагноз: «Сложный близорукий астигматизм в 0,5 Д с максимальной рефракцией в 6,5 Д.
На основании указанного акта врачом-специалистом военно-врачебной комиссии военкомата оформлен лист медицинского освидетельствования от <дата изъята> с указанием проведенных исследований и диагноза, после чего военно-врачебной, в затем и призывной комиссиями вынесены решения об освобождении его от призыва на военную службу в связи с наличием данного заболевания (ст.34 «в»графа Iрасписания болезней (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565), ограниченно годен к военной службе категория «В»
<дата изъята> указанное решение установленным порядком утверждено призывной комиссией Астраханской области (протокол<номер изъят>от <дата изъята>).
Однако, проведенной прокурорской проверкой установлено, что гражданин Симонов А.О. от прохождения военной службы освобожден незаконно, поскольку данное решение основано на документах, содержащих недостоверные сведения о состоянии его здоровья.
Так, согласно акту исследования состояния здоровья диагноз «Сложный близорукий астигматизм в 0,5 Д с максимальной рефракцией в 6,5 Д. установлен ему на основании результатов специальных исследований врачом офтальмологом.
Согласно сообщению, зав. поликлиникой ГБУЗ АО «Икрянинская РБ» ФИО11 установлено, что Симонов А.О. на учете у врача офтальмолога не состоит, за период с <дата изъята> года по настоящее время на прием к врачу офтальмологу не обращался.
Как усматривается из материалов дела, врачами -специалистами военно- врачебной комиссии филиала №2 ФГКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России изучены представленные личные дела призывников, запрошенные по итогам проверки организации медицинского обеспечения подготовки и призыва граждан на военную службу в военном комиссариате Астраханской области, проведенной в период с <дата изъята> по <дата изъята> комиссией Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации с привлечением представителей филиала №2 Главного центра установлено, что в личном деле Симонова А.О. имеются бланки актов исследования состояния здоровья гражданина со штампом и печатью медицинской организации ГБУЗ АМОКБ, которые были откопированы с использованием цветного копировального и в дальнейшем заполнены. Данные акты стали основанием для оформления врачом-офтальмологом листов медицинского освидетельствования и признании граждан ограниченно годным к военной службе.
Высказать мнение об обоснованности вынесенных заключений в отношении указанного лица невозможно, так как требуется проведение проверки факта нахождения его на обследовании в медицинской организации по направлению призывной комиссии.
В рамках проверки Военному комиссару Астраханской области <дата изъята> за <номер изъят> было направлено представление об устранении нарушений законодательства о призыве граждан на военную службу.
Кроме того, <дата изъята> следователем военного следственного отдела СК России по Каспийской флотилии старшим лейтенантом юстиции ФИО13 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 327 УК РФ в отношении ФИО1, <дата изъята> года рождения.
<дата изъята> следователем-криминалистом военного следственного отдела России по Каспийской флотилии старшем лейтенантом юстиции ФИО12 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ в отношении ФИО1, <дата изъята> года рождения.
На основании постановления руководителя военного следственного отдела СК России по Каспийской флотилии ФИО9 от <дата изъята> соединены в одно производство уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 327 УК РФ в отношении ФИО1 и уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ в отношении ФИО1, соединённому уголовному делу присвоен <номер изъят>.
Постановлением следователя военного следственного отдела СК России по Каспийской флотилии старшим лейтенантом юстиции ФИО13 от <дата изъята> прекращено уголовное преследование без прекращения уголовного дела в отношении ФИО1 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления; уголовное преследовании в отношении ФИО1 по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 327 УК РФ продолжено.
Из постановления следователя военного следственного отдела СК России по Каспийской флотилии старшим лейтенантом юстиции ФИО13 от <дата изъята> установлено, гражданин, подлежащий по направлению врача-офтальмолога, закрепленного на период призыва военным комиссариатом конкретного района Астраханской области, второго направления врача районной больницы по месту регистрации, пребывает в консультативную поликлинику ГБУЗ «Александро-Мариинской областной клинической больницы» осматривается врачом -офтальмологом. После осмотра офтальмологом, гражданин, подлежащий призыву, направляется заведующей глазным отделением консультативной поликлиники «Александро-Мариинской клинической больницы», которой производится контрольный осмотр. Результаты произведенных медицинских осмотров в установленном порядке в последующем утверждаются гербовой печатью консультативной поликлиники «Александро-Мариинской клинической больницы».
В настоящее время ведется электронный учет пациентов, который позволяет отследить каждый прием любого пациента, в том числе и повторный.
Вместе с тем, из сообщения заместителя главного врача по КЭР ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница» ФИО14 от <дата изъята> за исх. <номер изъят> следует, что обращение за медицинской помощью к врачу офтальмолога Симонова А.О. не зарегистрировано.
Органами предварительного расследования установлено, ФИО1 в период с <дата изъята> по <дата изъята> осуществлял трудовую деятельность в военном комиссариате Икрянинского, Лиманского, Наримановского районам и г. Нариманов Астраханской области в должности «врач-терапевт отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата».
Согласно распоряжению губернатора Астраханской области <дата изъята> <номер изъят>-р утвержден основой и резервный состав призывных комиссий военных комиссариатов Астраханской области, в том числе военного комиссариата, дислоцированного в с. Икряное Астраханской области.
В составе призывной комиссии военного комиссариата Икрянинскому району врач-терапевт отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата ФИО1 не числился, при этом фактически участвовал на призывных комиссиях в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию.
Весной <дата изъята> года, ФИО1 в период призывных комиссий, желая облегчит свою трудовую деятельность, при выставлении итоговой категории годности 6 гражданам, подлежащих призыву, а именно ФИО15, ФИО16, ФИО17, Симонову А.О., ФИО18. ФИО19, за врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию, использовал заведомо подложные документы-акты медицинского освидетельствования.
В последующем, ФИО1 представил указанные акты членам призывной комиссии, что послужило основанием для принятия призывной комиссией Икрянинского района Астраханской области незаконных решений об освобождении граждан ФИО15, ФИО16, ФИО17, Симонова А.О., ФИО18. ФИО19 от призыва на военную службу.
Вместе с тем постановлением следователя следственного отдела СК России по Каспийской флотилии старшим лейтенантом юстиции ФИО13 <дата изъята> уголовное преследование и уголовное дело <номер изъят> в отношении ФИО1 по факту совершения преступления, предусмотренного ч.3 ст. 327 УК РФ прекращено по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Выше указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Симонов А.О. обследование в ГБУЗ АО «Александро-Мариинской областной клинической больнице» не проходил, на заседание призывной комиссии Икрянинского района Астраханской области не пребывал, а комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан Икрянинского района, подлежащих призыву на военную службу, представлены подложные документы-«Акты исследования состояния здоровья», оснований для установления Симонову А.О. диагноза «Сложный близорукий астигматизм в 0,5 Д с максимальной рефракцией в 6,5 Д не имелось.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришёл к выводу, что принятые решения призывных комиссий Икрянинского района и Астраханской области об освобождении Симонова А.О. от призыва на военную службу являются незаконными и подлежащими отмене.
Доказательств, обосновывающих законность оспариваемых решений призывной комиссии Икрянинского района от <дата изъята> протокол<номер изъят> от <дата изъята> годаи призывной комиссии Астраханской области от <дата изъята> протокол<номер изъят>об освобождении Симонова А.О. от призыва на военную службу, суду представлено не было.
Что касается доводов административного ответчика о пропуске 3-месячного срока для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела, врачами -специалистами военно- врачебной комиссии филиала <номер изъят> ФГКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России изучены представленные личные дела призывников, запрошенные по итогам проверки организации медицинского обеспечения подготовки и призыва граждан на военную службу в военном комиссариате Астраханской области, проведенной в период с <дата изъята> по <дата изъята> комиссией Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации с привлечением представителей филиала <номер изъят> Главного центра установлено, что в личном деле ФИО19 имеются бланки актов исследования состояния здоровья гражданина со штампом и печатью медицинской организации ГБУЗ АМОКБ которые были откопированы с использованием цветного копировального и в дальнейшем заполнены. Данные акты стали основанием для оформления врачом-офтальмологом листов медицинского освидетельствования и признании граждан ограниченно годным к военной службе, после чего составлено заключение от <дата изъята> исх. <номер изъят>.
Кроме того, в рамках проверки Военному комиссару Астраханской области <дата изъята> за <номер изъят> было направлено представление об устранении нарушений законодательства о призыве граждан на военную службу.
<дата изъята> административное исковое заявление Врио военного прокурора Каспийской флотилии поступило в Икрянинский районный суд Астраханской области.
В связи с этим суд приходит к выводу, о том, что предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок административным истцом пропущен по уважительной причине на 2 дня, является незначительным и восстановлен судом.
Согласно пункту 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (далее - отдел (муниципальный), при содействии местной администрации.
Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу начальник отдела (муниципального) участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования, а также на него согласно пункту 18 Положения возлагается контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу.
Контроль за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования возлагается на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
С учетом изложенного требования Врио военного прокурора Каспийской флотилии Рыбакова Д.В. в интересах Российской Федерации к Военному комиссариату Астраханской области, Военному комиссариату по Икрянинскому, Лиманскому, Наримановскому районам и г. Нариманов Астраханской области о признании незаконными решений призывной комиссии Икрянинского района Астраханской области от <дата изъята> и призывной комиссии Астраханской области от <дата изъята> об освобождении гражданина Симонова А.О. от призыва на военную службу и зачисления в запас являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░░<░░░░░ ░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░░<░░░░░ ░░░░░>) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.