Решение по делу № 2-4274/2024 от 20.06.2024

Дело                                                                                         г. Дзержинск

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    2 декабря 2024 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,

    при секретаре Нефедове Н.В.,

    с участием представителя истца ФИО3, представителя ответчика - ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яшина СС, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к СНТ "Маяк" о признании недействительным протокола общего собрания,

У С Т А Н О В И Л:

Яшин С.С. обратился в суд с иском к СНТ "Маяк", мотивируя тем, что его несовершеннолетний сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является собственником земельного участка с садовым домом, расположенного в СНТ "Маяк" по адресу: <адрес>. 04.05.2024 состоялось очередное очное общее собрание СНТ "Маяк", результаты которого оформлены протоколом. Собрание проведено в отсутствие кворума. Решения по вопросам об утверждении отчета ревизии финансово-экономической деятельности СНТ "Маяк" за период с 01.01.2019 по 31.12.2022 и утверждение финансово-экономического обоснования размера ежегодных взносов на 2022 г., отраженные в протоколе, не соответствуют действительности и не были приняты участниками собрания. При проведении собрания истцом проводилась видеофиксация, на которой видно, что кворум отсутствует, общее число присутствующих на собрании - членов СНТ и собственников земельных участков, не являющихся членами товарищества, не превышает 50 человек, в том числе родственники и дети собственников. Из протокола общего собрания от 04.05.2024 следует, что общее количество членов СНТ "Маяк", подтвержденных и принятых на основании решения правления СНТ "Маяк" по состоянию на 04.05.2024 составляет 90 человек. Общее количество членов СНТ "Маяк", зарегистрированных и принявших участие в очном собрании, 55 человек. Общее количество зарегистрированных и принявших участие в очном собрании собственников без участия в товариществе 22 человека. Решение по вопросу об утверждении отчета ревизии финансово-хозяйственной деятельности СНТ "Маяк" за период с 01.01.2019 по 31.12.2022 принято со следующими результатами: за -111 голосов, против и воздержавшихся нет. Собственники, ведущие садоводство без участия в товариществе, которые были зарегистрированы на общем собрании в количестве 22 человека, голосовали или нет, непонятно. Из имеющейся у истца видеозаписи общего собрания при голосовании участвующих лиц по этим вопросам усматривается, что число голосовавших "за" меньше 90 и 111 человек, как это указано в протоколе, составляет незначительную долю от числа собравшихся, а председателем собрания подсчет голосов не производился. Общее число членов СНТ "Маяк", зарегистрированных и принявших участие в очном собрании, - 55 человек. Общее количество зарегистрированных и принявших участие в очном собрании собственников без участия в товариществе, -22 человека. Итого 77 человек. Если собственники земельных участков все-таки принимали участие в голосовании, но в протоколе это не отражено, тогда неясно, откуда взялись голоса "за" в количестве 90 и 111. Из протокола общего собрания СНТ "Маяк" от 28.05.2023 видно, что количество членов СНТ - 158 человек. Из этого следует, что при проведении общего собрания 04.05.2024 оно было неправомочно, поскольку необходимое для кворума количество составляет 79 членов. Утвержденное финансово-экономическое обоснование противоречит требованиям п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 217-ФЗ, в статье 14 Федерального закона № 217-ФЗ содержится исчерпывающий перечень целей использования членских и целевых взносов товарищества, к которым не относятся расходы на "непредвиденные расходы", ведение бухгалтерского учета. Ведение учета отчетности товарищества отнесено п. 10 ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 217-ФЗ к полномочиям правления. Кроме того, в финансово-экономическое обоснование включена статья расходов на корм собакам, проведение вакцинации и лечение, но на собрании такой вопрос не выносился, решение не принималось, поэтому включение таких расходов в финансово-экономическое обоснование и смету не соответствует требованиям закона. Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества. При проведении общего собрания приходно-расходная смета не утверждалась. Необоснованные статьи расходов, включенные в финансово-экономическое обоснование, составляющие 80000 руб., необоснованно увеличивают размер членского взноса, что нарушает права истца.

Яшин С.С. просит суд признать недействительным протокол очередного общего собрания собственников СНТ "Маяк" от 04.05.2024, признать ничтожным решения очередного общего собрания собственников СНТ "Маяк" от 04.05.2024, взыскать с СНТ "Маяк" расходы по уплате госпошлины 300 руб., расходы на юридические услуги - 20000 руб.

Истец Яшин С.С., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Яшина И.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Суд полагает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель истца по доверенности - ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика СНТ "Маяк" - председатель правления ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в товариществе 156 земельных участка, которыми владеют 154 собственника. Общее количество членов товарищества - 90. В общем собрании 04.05.2024 приняли участие 56 членов СНТ "Маяк" и 22 собственника земельных участков, ведущих садоводство в индивидуальном порядке. Кворум на собрании имелся. Она увидела, что в протоколе от 04.05.2024 допустила ошибку в части указания принявших участие в собрании членов СНТ и в части количества проголосовавших "за" во второму вопросу, поэтому пересоставила протокол и предъявила его в суд. На собрании 04.05.2024 рассматривался вопрос об утверждении отчета ревизии финансово-хозяйственной деятельности СНТ "Маяк" за период с 01.01.2019 по 31.12.2022, утверждалось финансово-экономическое обоснование размера ежегодных взносов на 2022 г. Имеется список присутствующих 04.05.2024 на собрании членов СНТ "Маяк" и список присутствующих собственников, не являющихся членами СНТ. Некоторыми членами СНТ были оформлены доверенности на других собственников для голосования на собрании. По решению суда от 27.09.2023 СНТ "Маяк" обязано представить Яшину С.С. отчет ревизионной комиссии за 2021-2022 г.г., финансово-экономическое обоснование размера взносов за 2022г. Этих документов в СНТ не имелось, они не составлялись действующим в то время правлением, поэтому во исполнение решения суда необходимо было утвердить отчет ревизии финансово-хозяйственной деятельности и финансово-экономическое обоснование размера ежегодных взносов на 2022 г. Просит учесть, что она, как председатель СНТ, одна занимается оформлением решений собраний и организацией собраний, поэтому в силу возраста и занятости допустила ошибки при составлении протокола.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация г. Дзержинска Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица.

    Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

    В соответствии с п.1 ст.181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания (п.3 ст.181.2 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Основания, по которым решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, названы в пункте 1 статьи 181.4 ГК РФ (оспоримость решения собрания).

В силу ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно, в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.

В соответствии с частью 1 и 6 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.

Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества. По вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21 и 22 части 1 и части 29 статьи 17 настоящего Федерального закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в части 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают.

В силу статьи 16 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). Наряду с названными исполнительными органами, в порядке и для целей, которые предусмотрены уставом товарищества, должна быть образована ревизионная комиссия (ревизор).

К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества в соответствии с частью 1 статьи 17 указанного Закона относятся, в том числе, 1) изменение устава товарищества; 2) избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий; 3) определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры; 7) прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества; 11) утверждение отчетов ревизионной комиссии (ревизора); 12) утверждение положения об оплате труда работников и членов органов товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), заключивших трудовые договоры с товариществом; 15) утверждение порядка ведения общего собрания членов товарищества, деятельности председателя и правления товарищества, деятельности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 17) утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения; 18) утверждение отчетов правления товарищества, отчетов председателя товарищества; 19) определение порядка рассмотрения органами товарищества заявлений (обращений, жалоб) членов товарищества; 20) принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества; 21) определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона; 22) утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Лица, указанные в части 1 статьи 5, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества. По вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21, 22, 24 и 26 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в части 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают (пункт 6).

Так, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 29 июля 2017 года "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по вопросам, указанным в пунктах 4 - 6, 21 и 22 части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются с учетом результатов голосования лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, проголосовавших по указанным вопросам в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 19 статьи 17 указанного Закона N 217 общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.

Положениям части 3 статьи 17 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что по вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21, 22, 24 и 26 части 1 настоящей статьи, то есть по вопросам, по которым в общем собрании могут участвовать граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, решения общего собрания членов товарищества принимаются с учетом результатов голосования лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, проголосовавших по указанным вопросам в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, из положений частей 3 и 19 статьи 17 Закона N 217 в их системной взаимосвязи следует, что для признания правомочности общего собрания членов товарищества (для решения вопроса о наличии кворума), достаточным условием является присутствие на общем собрании более 50% его членов, не принимая во внимание количество владельцев земельных участков, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, голоса которых подлежат учету при принятии решений по вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21, 22, 24 и 26 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ, лишь при их явке на общее собрание и участии в голосовании.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 217-ФЗ по вопросам, указанным в пунктах 1 - 6, 10, 17, 21 - 26 части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.

По иным вопросам, указанным в части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества (часть 4 статьи 17 Федерального закона N 217-ФЗ).

    Так, несовершеннолетний ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является собственником земельного участка с садовым домом, расположенного в СНТ "Маяк" по адресу: <адрес>

    04.05.2024 состоялось очередное очное общее собрание СНТ "Маяк", результаты которого оформлены протоколом (л.д. 7). Повестка дня: утверждение отчета ревизии финансово-экономической деятельности СНТ "Маяк" за период с 01.01.2019 по 31.12.2022; утверждение финансово-экономического обоснования размера ежегодных взносов на 2022 г.; разное.

    Из протокола очередного общего собрания собственников от 04.05.2024 следует, что общее количество членов СНТ "Маяк" на 04.05.2024 - 90 человек. В собрании приняли участие 55 членов товарищества, 22 собственника, не являющихся членами товарищества. В ходе рассмотрения дела председателем ФИО1 был представлен протокол общего собрания от 04.05.2024, в котором указано, что в собрании приняли участие 56 членов товарищества (л.д. 109-110), председатель указала, что она допустила ошибку в подсчете принявших участие в собрании членов СНТ, в указании количества голосовавших «за» по первому и второму вопросам. В протоколе указано, что в собрании приняли участие 22 собственника, не являющиеся членами товарищества, что подтверждается соответствующим списком (л.д. 103).

    Из представленного суду списка членов товарищества, принявших участие в собрании, установлено, что в собрании приняло участие 56 собственников (л.д. 104). Следовательно, кворум у собрания имелся.

    Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ СНТ "Маяк" обязано представить Яшину С.С. отчет ревизионной комиссии за 2021-2022 г.г., финансово-экономическое обоснование размера взносов за 2022г.г.

    Как указала председатель ФИО1, этих документов в СНТ не имелось, они своевременно не составлялись правлением и не утверждались общим собранием, поэтому во исполнение решения суда необходимо было утвердить отчет ревизии финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2019 по 31.12.2022 и финансово-экономическое обоснование размера ежегодных взносов на 2022 г.

В соответствии с пп. 9 п. 7 ст. 18 вышеуказанного Закона N 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества относится составление приходно-расходных смет и отчетов правления товарищества и представление их на утверждение общему собранию членов товарищества. Приходно-расходная смета товарищества, составляемая правлением товарищества, должна содержать указание на размер предполагаемых доходов и расходов товарищества, перечень предполагаемых мероприятий и ответственных за их обеспечение должностных лиц товарищества. Приходно-расходная смета может составляться на календарный год или на иной срок, во время которого предполагается осуществление мероприятий, требующих расходов товарищества.

Приходно-расходная смета товарищества составляется правлением товарищества и утверждается на общем собрании членами товарищества, однако, в данном случае суд учитывает, что, как указала председатель СНТ "Маяк", приходно-расходная смета на 2022г. правлением своевременно не составлялась.

По вопросу об утверждении отчета ревизии финансово-хозяйственной деятельности СНТ "Маяк" за период с 01.01.2019 по 31.12.2022 решение было принято большинством голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества, за утверждение проголосовало 56 членов товарищества (л.д. 109-110).

Вопрос об утверждении финансово-экономического обоснования размера ежегодных взносов на 2022 г. принимался большинством голосов от общего числа с учетом голосов присутствующих на собрании членов товарищества и собственников, не являющихся членами товарищества. Как следует из протокола общего собрания от 04.05.2024, представленного истцом, по данному вопросу "за" проголосовало 111 человек, 1- воздержался. При этом, в этом же протоколе указано, что в собрании приняли участие 55 собственников-членов товарищества и 22 собственника, не являющихся членами товарищества. Таким образом, в протоколе допущена явная ошибка. В представленной суду председателем ФИО1 копии протокола общего собрания от 04.05.2024 указано, что по данному вопросу проголосовало "за" 78 голосов (л.д. 109-110).

Доказательств тому, что члены товарищества и собственники, не являющиеся членами товарищества, голосовавшие на собрании, проголосовали против утверждения финансово-экономического обоснования размера ежегодных взносов на 2022 г., против утверждения отчета ревизии финансово-хозяйственной деятельности, Яшиным С.С. суду не представлено.

Частью 5 статьи 14 Федерального закона N 217-ФЗ предусмотрено, что членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:

1) с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;

2) с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;

3) с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;

4) с благоустройством земельных участков общего назначения;

5) с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;

6) с проведением аудиторских проверок товарищества;

7) с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;

8) с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний;

9) с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Вопреки доводам искового заявления, суд полагает, что внесенные в финансово-экономическое обоснование расходы на ведение бухгалтерского учета, на корм собакам, их лечение и вакцинацию, непредвиденные расходы соответствуют требованиям закона, а именно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ. Несогласие истца с включением в финансово-экономическое обоснование этих расходов не является основанием для вывода о недействительности решения общего собрания.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Яшина С.С. в полном объеме.

В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ оснований для взыскания с ответчика в пользу Яшина С.С. судебных расходов не имеется.

Руководствуясь ст. 12, 56, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Яшина СС (<данные изъяты>), действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к СНТ "Маяк" (<данные изъяты>) о признании недействительным протокола общего собрания и признании ничтожными решений общего собрания - оставить без удовлетворения в полном объеме.

                                                                Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.

                                                                Решение изготовлено в окончательной форме 16 декабря 2024 года.

Судья:                                                   п/п                                                   О.Н. Юрова

Копия верна.

Судья:                                                                                                            О.Н. Юрова

2-4274/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Яшин Сергей Сергеевич, действующий в интересах н/л Яшина Романа Сергеевича,
Ответчики
СНТ "Маяк" в лице председателя правления Бадеевой Ольги Анатольевны
Другие
Яшина Ирина Павловна
Администрация г. Дзержинска
Суд
Дзержинский городской суд Нижегородской области
Дело на странице суда
dzerginsky.nnov.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2024Передача материалов судье
26.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.09.2024Предварительное судебное заседание
03.09.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.09.2024Предварительное судебное заседание
31.10.2024Судебное заседание
11.11.2024Судебное заседание
02.12.2024Судебное заседание
16.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее