Решение по делу № 2-115/2020 от 27.11.2019

УИД: 66RS0045-01-2019-001973-87

Дело № 2-115/2020

Решение в окончательной форме

принято 5 февраля 2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2020 года Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Полухиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазырина В.М., Глазыриной Л.В., Ковальской А.Н., Половинкиной Л.Д., Копысовой Л.Е., Фарнина В.А., Салий Г.В., Шахминой Н.В., Ющенко Н.А. к АО «Расчетный центр Урала», ОАО «Полевская коммунальная компания» о защите прав потребителей и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Глазырин В.М., Глазырина Л.В., Ковальская А.Н., Половинкина Л.Д., Копысова Л.Е., Фарнин В.А., Салий Г.В., Шахмина Н.В. и Ющенко Н.А. обратились в суд с иском к АО «Расчетный центр Урала», ОАО «Полевская коммунальная компания» о защите прав потребителей и компенсации морального вреда, мотивируя это тем, что являются потребителями коммунальных услуг, предоставляемых ОАО «Полевская коммунальная компания», как управляющей организацией. Платежные документы за содержание жилья и оплату коммунальных услуг предоставляет АО «Расчетный центр Урала».

В нарушение подпункта «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, ответчики не указывают в платежных документах общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Кроме того, в нарушение пункта 17 приложения № 2 указанных выше Правил, ответчики при исчислении размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производит исходя из площади мест общего пользования с учетом подвала.

Кроме того, ответчики АО «Расчетный центр Урала» и ОАО «Полевская коммунальная компания», осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», не используют специальный банковский счет для осуществления расчетов, они использует обычные банковские счета и АО «Расчетный центр «Урала» перечисляет собранные средства так же на обычный счет ОАО «Полевская коммунальная компания».

Действиями ответчиков, нарушающих их права как потребителей коммунальных услуг, выразившимися в несоблюдении приведенных выше правовых норм, им причинен моральный вред.

Истцы просили признать незаконными действия АО «Расчетный центр Урала», ОАО «Полевская коммунальная компания», выразившиеся в нарушении обязательных требований, установленных п.п. «е» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, в части неуказания в платежных документах общего объема каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленного в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, суммарного объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, за период с 1 января 2017г. по настоящее время;

- обязать ответчиков указывать в платежных документах за потребленные коммунальные услуги общий объем электроэнергии на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме;

- признать незаконными действия ответчиков, выразившиеся в применении при расчетах платежа за электроэнергию на общедомовые нужды площади подвала многоквартирного дома, и обязать ответчиков при расчете платежа за электроэнергию на общедомовые нужды исключить площади подвала многоквартирного дома,

- обязать ответчиков выполнить им перерасчет платежей за электроэнергию на содержание общего имущества в соответствии с пунктом 17 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ 6 мая 2011г. № 354, за период с 1 апреля 2018г. по настоящее время;

- признать незаконными действия ответчиков, выразившиеся в нарушении требований части 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, части 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», и обязать ответчиков устранить допущенные нарушения;

- взыскать с ОАО «Полевская коммунальная компания» в пользу каждого истца в счет компенсации морального вреда 6 000р. и штраф за неудовлетворение требований потребителей в размере 50% от взысканной судом суммы.

Определением Полевского городского суда от 29 января 2020г. производство по делу прекращено в части иска Глазырина В.М. к АО «Расчетный центр Урала» о признании незаконным действий АО «Расчетный центр Урала», выразившихся в применении при расчетах платежа за электроэнергию на общедомовые нужды площади подвала многоквартирного дома, и обязании ответчика при расчете платежа за электроэнергию на общедомовые нужды исключить площади подвала многоквартирного дома и возложении обязанностей по перерасчету платежей за электроэнергию на содержание общего имущества за период с 1 апреля 2018г. по 6 августа 2018г. в связи с наличием решения суда, вступившего в законную силу, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Определением Полевского городского суда от 29 января 2020г. иск Копысовой Л.Е. оставлен без рассмотрения в части требований к ОАО «Полевская коммунальная компания» в части требований о признании незаконными действий ОАО «Полевская коммунальная компания», выразившихся в нарушении обязательных требований, установленных п.п. «е» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, в части неуказания в платежных документах общего объема каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, суммарного объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, за период с 1 января 2017г. по настоящее время и возложении обязанности указывать в платежных документах за потребленные коммунальные услуги общий объем электроэнергии на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, оставить без рассмотрения в связи с наличием в производстве Полевского городского суда дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

В судебном заседании истец Глазырин В.М., он же представитель истцов Глазыриной Л.В. (по доверенности от 16 декабря 2015г.), Ковальской А.Н., Копысовой Л.Е., Фарнина В.А., Салий Г.В., Шахминой Н.В. и Ющенко Н.А. (на основании письменных заявлений истцов), иск и доводы искового заявления поддержал и пояснил, что между истцами и ответчиком заключены договоры управления многоквартирными домами, по условиям которых имеется обязательство ответчика об электроснабжении жилых помещений собственников и мест общего пользования. Истцы не заключали договоры на оказание коммунальной услуги по электроснабжению с АО «ЭнергосбыТ Плюс». Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги только в случаях, когда не выбран способ управления многоквартирным домом или при непосредственном управлении многоквартирном доме. Управляющая организация, являясь исполнителем услуги, обязана предоставлять любому потребителю письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды. Соответственно, ОАО «Полевская коммунальная компания» обязана дать поручение своему агенту указывать в платежных документах информацию, указанную в подпункте «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг № 354. В Федеральном законе от 29 июня 2015г. № 179-ФЗ, на который ссылается ответчик как на основание включения площади подвалов при расчете электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, отсутствуют какие-либо упоминания об этом. Письмо Минстроя, на которое ссылается ответчик, не является нормативным актом и основанием для нарушения прав потребителей. Доказательств выполнения требований части 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009г. № 103-ФЗ ответчиками не представлено. Номер специального счета не указан в платежных документах, в нарушение права потребителя знать, как исполнитель выполняет требования Жилищного кодекса РФ.

Истец Ковальская А.Н. иск и доводы своего представителя поддержала и пояснила, что 31 мая 2017г. РЭК Свердловской области введены новые нормативы по электроэнергии на обшедомовые нужды. До апреля 2018г. ответчики делали расчет в соответствии с установленным порядком. С апреля 2018г. в площадь место общего пользования для расчета потребления электроэнергии включены площади подвалов. В этот период платеж определялся по нормативу, а с сентября 2018г. по решению общего собрания плата берется в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета, в связи с чем плата за эту коммунальную услугу существенно увеличилась. Вся необходимая информация в платежных документах имеется, но исковые требования она поддерживает. Он испытывает нравственные страдания от того, что переплачивает за коммунальные услуги.

Истец Копысова Л.Е. иск и доводы своего представителя поддержала, суду пояснила, что испытывает нравственные страдания в связи с увеличением размера платы за жилое помещение.

Истец Фарнин В.А. иск и доводы своего представителя поддержал, дополнив, что испытывает нравственные страдания, поскольку из выдаваемых ответчиками платежных документов он не может почерпнуть необходимую информацию для проверки правильности расчетов. За дополнительной информацией он вынужден ходить к ответчикам самостоятельно.

Истец Салий Г.В. поддержала иск и доводы своего представителя и пояснила, что ответчики предоставляют недостоверные сведения об общей площади дома, площадей жилых и нежилых помещений. Информация о суммарном расходе электроэнергии на содержание общего имущества есть в платежных документах частично. С апреля 2018г. в расчет платежа за электроэнергию на содержание общего имущества незаконно включили площадь подвалов. Это увеличило общий размер платы за жилищные и коммунальные услуги, что повлекло для нее нравственные страдания. Она полагает, что спецсчета у ответчиков отсутствуют, поскольку в новостях распространяется информация о том, что у ОАО «Полевская коммунальная компания» имеется большой долг перед ресурсоснабжающей организаций, что может свидетельствовать о том, что спецсчет отсутствует, не понятно, почему деньги до ресурсоснабжающей организации не доходят.

        Истец Ющенко Н.А. иск и доводы своего представителя поддержала и пояснила, что информацию по потреблению услуг энергоснабжения на общедомовые нужды ответчики должны включать в платежные документы. Ответчики по непонятной причине для расчета платежа за электроэнергию при содержании жилья используют площадь подвалов, определенную по внешнему контуру дома. РЭК Свердловской области подтвердило в своих письмах, что площадь подвалов не должна учитываться в нормативе. АО «ЭнергосбыТ Плюс» предоставил сведения о суммарном потреблении электроэнергии и показаниях общедомовых приборов учета только за четыре месяца 2019г.

Истцы Глазырина Л.В. и Половинкина Л.Д. в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика ОАО «Полевская коммунальная компания» Северина А.Р., действующая на основании по доверенности от 25 декабря 2019г. № 124, иск не признала и пояснила, что исковые требования всех истцов основаны на предположении о нарушении их прав как потребителей. Факт нарушения их прав ничем не подтвержден. ОАО «Полевская коммунальная компания» соблюдены требования к оформлению платежных документов для внесения платы за жилищные и коммунальные услуги. Управляющая организация не является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения. После заключения договоров управления многоквартирными домами потребители стали оплачивать услуги за поставленную электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации АО «ЭнергосбыТ Плюс», которая так же должна соблюдать требования к платежным документам. Об этом управляющая организация неоднократно ставила в известность ресурсоснабжающую организацию. Действительно в адрес ОАО «Полевская коммунальная компания» Департаментом Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области выносилось предостережение о недопустимости нарушения правил оформления платежных документов, однако, с контроля предостережение было снято после представления переписки с ресурсоснабжающей организацией. По жилым домам, где проживают истцы (кроме Копысовой Л.Е. и Ковальской А.Н.), собственниками не приняты решения о внесении платы на общедомовые нужды по показаниям общедомовых приборов учета, соответственно, информация о размере потребленной электроэнергии не имеет значения для расчета им платы, поскольку плата начисляется исходя из нормативов потребления. В домах, где проживают истцы Ковальская А.Н. и Копысова Л.Е., начисление производится по приборам учетам в соответствии с решением собственников помещений в многоквартирном доме, вся необходимая информация в платежных документах имеется. В связи с изменением действующего законодательства расходы на электроснабжение стали учитываться как коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, переведены в состав жилищных услуг, изменен и порядок их расчета. В настоящее время плата за эти услуги определяется по нормативу потребления, исходя из общей площади всех помещений, включая подвалы. Об этом потребители заблаговременно были извещены. В переходный период и до составления паспортов всех многоквартирных домов, уточнения площадей, плата начислялась в прежнем порядке. С 1 апреля 2018г. ответчики стали применять новый порядок. Правильность начислений ранее проверена в судебном порядке Полевским городским судом и Свердловским областным судом в апелляционном порядке. Деятельность ответчиков по приему платежей соответствует действующему законодательству, а требования истцов основаны на предположениях. Поскольку факт нарушения прав потребителей отсутствует, нет оснований для взыскания компенсации морального вреда и штрафа.

Представитель АО «Расчетный центр Урала» Поденко В.А., действующий по доверенности от 1 января 2020г. № 187, иск не признал и пояснил, что АО «Расчетный центр Урала» осуществляет агентскую деятельность на территории Полевского городского округа на основании соответствующих договоров, заключенных с ресурсоснабжающшими организациями и управляющими организациями. Выступая в качестве агента, от имени и за счет принципала общество производит расчет и начисление собственникам и пользователям помещения в многоквартирных и жилых домах платы за жилищные и коммунальные услуги на основании информации, поступающей от принципала. Сведения о размещении которых в платежных документах просят истцы, указаны на странице 2 платежных документов, которые ежемесячно направляются истцам. Федеральным законом от 29 июня 2015г. внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества, исключены из состава платы за коммунальные услуги, путем их включения в жилищный платеж. Расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов. Требования истцов основаны на неверном толковании правовых норм. Размер платы на коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества, определяются по нормативам, утвержденным РЭК Свердловской области, в случае, если отсутствует решение собственников о внесении платы по показаниям общедомовых приборов учета. Ответчик осуществляет деятельность платежного агента в соответствии с действующим законодательством, имеет специальный банковский счет платежного агента, на который перечисляются платежи. Закон не содержит требования о размещении в квитанциях этого номера счета, платежные переводы, поступившие на этот счет, не могут быть приняты к исполнению. Поскольку права истцов ответчиками не нарушены, нет оснований для компенсации им морального вреда и взыскания штрафа.

Представитель АО «Расчетный центр Урала» Дюпина М.И., действующая по доверенности от 1 января 2020г. № 301, поддержала доводы Поденко В.А.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истцы являются потребителями коммунальных услуг в виде жилищных (содержание общего имущества и содержание жилья) и коммунальных услуг (водоотведение, горячее и холодное водоснабжение, отопление) предоставляемых ОАО «Полевская коммунальная компания» на основании договоров управления многоквартирными домами. Услуги ими получаются по адресам в <. . .>: <. . .> (Глазырины В.М. и Л.В.), <. . .> <. . .> (Ковальская А.Н.), <. . .> (Половинкина Л.Д.), <. . .> (Копысова Л.Е.), <. . .> (Фарнин В.А.), <. . .> (Салий Г.В.), <. . .> (Шахмина Н.В.), <. . .> (Ющенко Н.А.).

Глазырин В.М., Глазырина Л.В., Ковальская А.Н., Половинкина Л.Д., Копысова Л.Е., Фарнин В.А., Шахмина Н.В. и Ющенко Н.А. являются собственниками, либо сособственниками жилых помещений по указанным адресам, Салий Г.В. - членом семьи собственника жилого помещения.

Указанные факты подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности (л.д. 13, 27, 38, 39, 54 том 1), копиями правоустанавливающих документов (л.д. 17, 36 том 1), копиями справок ОАО «Полевская коммунальная компания» (л.д. 8, 26, 53 том 1).

В соответствии с агентским договором от 16.12.2011, заключённым между ОАО «Полевская коммунальная компания» и ОАО «Расчётный центр Урала», ОАО «Полевская коммунальная компания» поручило ОАО «Расчётный центр Урала» от своего имени, но за счет принципала составлять расчетные документы (счета, квитанции) на основании самостоятельно формируемой базы данных о потребителях, отражающих информацию об объёмах поставленных энергоресурсов и оказанных услуг потребителям, а также о денежных обязательствах потребителей перед принципалом.

Из копий платежных документов, представленных истцами за период с января 2017г. по декабрь 2019г., следует, что АО «Расчетный центр Урала» формирует платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставлении коммунальных услуг, в которых указана информация о платежном агенте, исполнителе жилищных и коммунальных услуг, расчет размера взноса на капитальный ремонт, справочная информация о площади жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах и площадь мест общего пользования, о суммарном объеме коммунальных услуг в доме, о показаниях общедомовых приборов учета.

Копии платежных документов не всеми истцами представлены помесячно, однако, никем не оспаривается идентичность сведений, указанных в них платежным агентом, в части информации, размещенной в них (не вдаваясь в конкретные данные по каждому потребителю: тариф, индивидуальное потребление ресурсов, размер начисленной платы).

По требованиям Глазырина В.М., Глазыриной Л.В., Ковальской А.Н., Половинкиной Л.Д., Копысовой Л.Е., Фарнина В.А., Салий Г.В., Шахминой Н.В. и Ющенко Н.А. о признании незаконными действий ответчиков, выразившихся в применении при расчетах платежа за электроэнергию на общедомовые нужды площади подвала многоквартирного дома, возложении на ответчиков обязанности при расчете платежа за электроэнергию на общедомовые нужды исключить площади подвала многоквартирного дома, и возложении на ответчиков обязанности выполнить им перерасчет платежей за электроэнергию на содержание общего имущества в соответствии с пунктом 17 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ 6 мая 2011г. № 354, за период с 1 апреля 2018г. по настоящее время, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Положения пункта 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации изложены в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ч. 9 в ред. Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ).

Таким образом, положение о включении расходов на оплату электроэнергии при содержании общего имущества в МКД в состав платы за содержание жилого помещения действует с 01.01.2017.

При этом, согласно ч. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют случаи: 1. Оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, 2. Принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая положения ч. 2 ст. 154, ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание определяется в размере нормативов потребления.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установлено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 48 названных Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306) установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.

Пункт 37 Приложения № 1 к Правилам № 306 предусматривает, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии, в том числе, такой группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, как осветительные установки, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены.

Норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с п. 37 Правил № 306 по формуле № 34, в которой в Sои входят все помещения без исключения, то есть помещения, отнесенные ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

При таких обстоятельствах, при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества правомерно учитывается площадь подвала.

В обоснование своих требований истцы содержатся на разъяснении, содержащемся в письме Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 сентября 2019г. (л.д. 61), направленном в адрес Глазырина В.М., в котором указано, что площади подвалов и чердаков при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не учитывались, поскольку в пункте 27 Приложения к Правилам № 306 указанные помещения отсутствуют.

Судом не может быть принято это письмо в качестве доказательства необоснованности учета площади подвалов в многоквартирных домах, где истцы проживают (имеют в собственности жилое помещение), при расчете размера платы за электроэнергию, поскольку письмо носит разъяснительный характер, по сути, мнение лица, его издавшим, и не является нормативным документом.

Кроме того, пункт 27 Приложение к Правилам № 306 относится к определению норматива потребления иных услуг, помимо электроснабжения (коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды), пункт 37 (формула 34) является специальной нормой, регулирующей порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества, в которой отсутствует указание на площади конкретных помещений в МКД, не подлежащих учету, отсутствует и ссылка на пункт 27. Соответственно, при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества правомерно учитывается площадь подвала.

По мнению истцов, ответчики должны определять размер платы по коммунальной услуге электроснабжения в соответствии с пунктом 17 приложения № 2 Правил № 354, то есть приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.

Между тем, из пояснений истцов и представителей ответчика следует, что многоквартирные дома по адресам, где истцу потребляют коммунальные и жилищные услуги, оборудованы приборами учета электроэнергии, соответственно, формула № 15 (приложение 2 Правил 354) в этом случае не может применяться.

Таким образом, расчет оплаты за электроэнергию на содержание общего имущества производится АО «Расчетный центр Урала» и ОАО «Полевская коммунальная компания» правильно, в соответствии с действующим законодательством, поэтому оснований для удовлетворения иска в этой части нет не имеется.

По требованиям Глазырина В.М., Глазыриной Л.В., Ковальской А.Н., Половинкиной Л.Д., Копысовой Л.Е., Фарнина В.А., Салий Г.В., Шахминой Н.В. и Ющенко Н.А. о признании незаконными действий ответчиков, выразившихся в нарушении обязательных требований, установленных п.п. «е» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, в части неуказания в платежных документах общего объема каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленного в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, суммарного объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, за период с 1 января 2017г. по настоящее время, и возложении на ответчиков обязанности указывать в платежных документах за потребленные коммунальные услуги общий объем электроэнергии на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 71 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2018 N 51074) утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, согласно которому в платежном документе должны быть указаны объемы фактически поставленных коммунальных услуг, в том числе должны быть указаны показания индивидуальных и общедомовых приборов учета, имеющихся в МКД.

Согласно подп. «е» п.69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительств РФ № 354, в платежном документе для внесения платы за ЖКУ указываются следующие сведения:

- общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период,

- показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса,

- суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

По мнению истцов, в платежном документе должны быть указаны суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных отдельно в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. Однако указанными нормами предусмотрена обязанность по указанию лишь суммарного объема каждого вида коммунальных услуг (без деления на жилые и на нежилые помещения).

В приведенных выше платежных документах ответчиками указан суммарных объем коммунальных услуг в многоквартирных домах, информация о показаниях общедомовых приборов учета по коммунальных услугам: отопление, горячее и холодное водоснабжение, общий объем каждого вида коммунальных услуг.

Кроме того, истцы не оспаривают, что расчет за коммунальную услугу электроснабжения в жилых помещениях производится ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», на основании предоставляемых этой организацией платежных документов. На ресурсоснабжающие организации распространяются Правила оформления платежных документов для внесения платы за коммунальные услуги.

Кроме того, поскольку начисление платы за коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества в домах, где проживают истцы Глазырин В.М., Глазырина Л.В., Половинкина Л.Д., Фарнин В.А., Салий Г.В., Шахмина Н.В. и Ющенко Н.А., производится исходя из норматива потребление, отсутствие информации и показаниях приборов учета и объеме их потребления, исходя из этих показаний, каким-либо образом права этих истцов не нарушают.

В домах, где проживают истцы Ковальская А.Н. и Копысова Л.Е., собственники помещений в многоквартирных домах приняли решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В обоснование своих требований истцы ссылаются на факт вынесения в адрес ОАО «Полевская коммунальная компания» предостережения Департаментом Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 9 января 2919г. , о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354. Однако оно было снято письмом от 1 марта 2019г. , поскольку установлено, что требования лицензионных требований жилищного законодательства соблюдены.

Так же ОАО «Полевская коммунальная компания» представлена переписка с АО «ЭнергосбыТ Плюс» относительно необходимости внесения в платежные документы для внесения платы за коммунальную услугу энергоснабжения информации, предусмотренной подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354.

Таким образом, требования истцов в этой части не подлежат удовлетворению.

Требования истцов о признании незаконными действий ответчиков, выразившиеся в нарушении требований части 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, части 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.

В соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Понятие платежного акта установлено в части 2 названного закона. Платежным агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

В соответствии с частью 14 статьи 4 указанного Федерального закона, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Как следует из копии договора от 7 сентября 2010г. , заключенного между ПАО «Сбербанк России», банком, и ОАО « Свердловская энергогазовая компания – Расчетный Центр», клиентом, его предметом является открытия банком клиенту отдельного счета платежного агента в валюте Российской Федерации для осуществления расчетов по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009г. № 103-ФЗ, нормативными актами Центрального банка России, Перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам Сбербанком России и его филиалами, а так же другими условиями договора.

В приведенном выше агентском договоре от 16 декабря 2011г. (пункт 3.1.4.1) содержится условие о том, что полученные от потребителей и иных плательщиков денежные средства не позднее двух рабочих дней, следующих за днем зачислениях этих денежных средств на специальный счет агента, агент обязуется перечислять в размере и порядке, определенных настоящим договором, на расчетный счет принципала ОАО «Полевская коммунальная компания» на банковский счет в ОАО «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» доп.офис «Северский».

Доводы истцов в обоснование иска заключаются в том, что информации о номере специального счета как агента, так и управляющей организации не указан в платежных документах для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги. Однако такой обязанности на ответчиков законом не возложено, необходимые реквизиты в платежных документах указаны. Таким образом, оснований для удовлетворения иска и в этой части нет.

Требования истцов основываются на предполагаемом нарушении прав без приведения каких-либо заслуживающих внимание доводов. Более того сопоставляя пояснения истцов, данные в судебном заседании, с доводами искового заявления, суд приходит к выводу, что истцы не согласны с размером платы за жилищные и коммунальные услуги. Заявленные ими требования не являются способом защиты права, который может восстановить их права в этой части.

Требования истцов о взыскании с ОАО «Полевская коммунальная компания» в пользу каждого истца в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>. и штрафа за неудовлетворение требований потребителей в размере 50% от взысканной судом суммы.

Согласно п.п. 1 и 6 ст. 13 Закона, за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии со ст. 15 Закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку факт нарушения прав всех истцов как потребителей не установлен, отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда и штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска Глазырина В.М., Глазыриной Л.В., Ковальской А.Н., Половинкиной Л.Д., Копысовой Л.Е., Фарнина В.А., Салий Г.В., Шахминой Н.В., Ющенко Н.А. к АО «Расчетный центр Урала», ОАО «Полевская коммунальная компания» о признании незаконными действия АО «Расчетный центр Урала», ОАО «Полевская коммунальная компания», выразившиеся в неуказании в платежных документах общего объема каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, за период с 1 января 2017г. по настоящее время;

- возложении обязанности указывать в платежных документах за потребленные коммунальные услуги общий объем электроэнергии на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме;

- признании незаконными действий ответчиков, выразившиеся в применении при расчетах платежа за электроэнергию на общедомовые нужды площади подвала многоквартирного дома и обязании ответчиков при расчете платежа за электроэнергию на общедомовые нужды исключить площади подвала многоквартирного дома,

- возложении на ответчиков обязанности выполнить перерасчет платежей за электроэнергию на содержание общего имущества за период с 1 апреля 2018г. по настоящее время;

- признать незаконными действий ответчиков, выразившихся в нарушении требований части 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, части 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и обязании ответчиков устранить допущенные нарушения;

- о взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий:         

27.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2019Передача материалов судье
04.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.12.2019Предварительное судебное заседание
21.01.2020Судебное заседание
13.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее