Дело №2а-852/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2018 года
Гагаринский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Гайдук Н.С.
с участием пом.прокурора Сидоровой К.С.
при секретаре Макаренковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бельского Д. И. к Шибаевой А.А. об отмене регистрации кандидата в депутаты Гагаринской районной Думы,
установил:
Бельский Д.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации Шибаевой А.А. кандидатом в депутаты Гагаринской районной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, указав, что, Шибаевой А.А. в соответствии с действующим законодательством был создан избирательный фонд, однако при финансировании своей избирательной компании, а именно изготовлении, выпуске агитационных материалов помимо денежных средств из собственного избирательного фонда, ею были использованы иные денежные средства, составляющие более 5% от установленного законом предельного размера расходования денежных средств, что является основанием для отмены регистрации кандидата.
В судебном заседании административный истец Бельский Д.И. и его представитель-адвокат Гасанбегова Л.В., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержали в полном объеме, сославшись на обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Шибаева А.А. просила отказать в заявленных требованиях, указав, что 14.08.2018 года на ее избирательный счет были получены средства от анонимного физического лица. 20 августа 2018 года она получила уведомление № от ТИК о допущенных нарушениях при поступлении добровольного пожертвования от физического лица в сумме 8100 рублей. До 23.08.2018 года она устранила нарушения, перечислив 21.08.2018 года указанную сумму в бюджет, о чем уведомила ТИК.
Председатель ТИК МО «Гагаринский район» Смоленской области ФИО7 в письменном отзыве, а также в судебном заседании в поддержание заявленных требований пояснила, 09 сентября 2018 года в г.Гагарине Смоленской области состоятся дополнительные выборы депутатов Гагаринской районной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. Шибаевой А.А. при использовании средств избирательного фонда были допущены нарушения: использование помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более пяти процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного подпунктом «з» пункта 24 статьи 38 ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ, а также допущены нарушения при поступлении денежных средств, установленные пунктами 7,9 статьи 58 указанного закона и пунктами 4,37,9 статьи 34 закона Смоленской области от 03.07.2003 №41-з. На основании выписки из лицевого счета стало известно, что 13.08.2018 года на специальный избирательный счет, открытый кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Гагаринской районной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Шибаевой А.А. для формирования и расходования избирательного фонда при проведении избирательной компании, поступили денежные средства от индивидуального предпринимателя ФИО2 в сумме 8100 руб. в виде пожертвования, без указания полных данных о лице, перечислившим денежные средства. Комиссией ей своевременно было направлено уведомление на устранение допущенных нарушений. Однако, Шибаева А.А. путем зачисления, а потом перечисления денег в бюджет, внесла свои личные денежные средства, при этом полученные ею с нарушением 8100 рублей, она потратила на изготовление агитационной продукции своей избирательной компании. Таким образом, в установленные законом сроки она не исправила допущенное нарушение, и использовала денежные средства, составляющие свыше пяти процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение помощника Гагаринского межрайонного прокурора Сидорову К.С., полагавшую возможным удовлетворить заявленные требования, суд пришел к следующему.
Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулирует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (дела рассматриваются по правилам главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из положений части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.
В силу частей 2 - 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 9 статьи19 Закона Смоленской области от 03.07.2003 №41-з (ред. от 28.06.2018) «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области», основаниями отказа в регистрации кандидата являются: использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Статьей 34 указанного закона определен порядок создания избирательных органов. Так пункт 4 говорит, что избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, которые не могут превышать 15 процентов предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного настоящим пунктом; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые не могут превышать 25 процентов предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного настоящим пунктом; в) добровольных пожертвований граждан, которые не могут превышать для каждого гражданина 0,1 процента предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного настоящим пунктом; г) добровольных пожертвований юридических лиц, которые не могут превышать для каждого юридического лица 15 процентов предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного настоящим пунктом.
При этом из пункта 7 ст. 34 указанного закона следует, что при внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве. А из пункта 9 усматривается, что кандидат, избирательное объединение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 7 и 8 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный настоящим законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный настоящим законом максимальный размер пожертвования, в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления этих средств на специальный счет избирательного фонда, с указанием причины возврата, а пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход местного бюджета в тот же срок. Кандидат, избирательное объединение не несут ответственность за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований.
В силу п.«б» ч.7 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Из материалов дела следует, что 09 сентября 2018 года в г.Гагарине Смоленской области состоятся дополнительные выборы депутатов Гагаринской районной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Постановлением № от 25 июля 2018 территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области (далее ТИК) Бельский Д.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Гагаринской районной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, выдвинутый избирательным объединением Смоленское региональное отделение Политической партии «Единая Россия».
Постановлением № от 20 июля 2018 года территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области (далее ТИК) Шибаева А.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Гагаринской районной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, выдвинутая избирательным объединением Смоленское региональное отделение Политической партии ЛДПР «Либерально-демократическая партия России».
Из имеющихся в материалах дела сведений о поступлении и расходовании денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете избирательного фонда кандидата Шибаевой А.А., банковских ордеров, усматривается, что по состоянию на 13.08.2018 на счет Шибаевой А.А. поступило добровольное пожертвование физического лица - индивидуального предпринимателя ФИО2 в размере 8100 рублей; 14 августа 2018 года произведено снятие денежных средств в размере 8100 рублей на оплату агитационного буклета индивидуальному предпринимателю ФИО9
Указанные денежные средства поступили с нарушением п.4 ст.34 Закона Смоленской области от 03.07.2003 №41-з, поскольку превышают предельную допустимую сумму, которая составляет 100 рублей. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Гагаринской районной Думы пятого созыва по одномандатному округу № составляет 100000, так как численность избирателей по данному округу по состоянию на дату формирования и утверждения схемы избирательных округов составляет 2031 избирателей, на 01.07.2018 численность избирателей по указанному округу составляет 1911 избирателей.
Кроме этого, вышеуказанное пожертвование поступило также с нарушением п.7 ст.58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.7 ст.34 Закона Смоленской области №41-з от 03.07.2003 года, поскольку в платежном поручении № от 13.08.2018 года на сумму 8100 рублей указана только фамилия, имя, отчество ФИО2, осуществившей пожертвования в пользу кандидата в депутаты Шибаевой А.А., при этом не указаны установленные законом сведения: дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве, в связи с чем, данное пожертвование является анонимным и подлежит, на основании п.9 ст. 34 Закона Смоленской области №41-з от 03.07.2003 года, перечислению в доход местного бюджета в срок 10 дней со дня поступления этих средств на специальный счет избирательного фонда.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в связи с выявленными нарушениями, территориальной избирательной комиссией МО «Гагаринский район» 17 августа 2018 года заказным путем с уведомлением в адрес кандидата в депутаты Шибаевой А.А. было направлено уведомление № с указанием допущенных нарушений, невозможности использования Шибаевой А.А. на свою избирательную компанию поступивших с нарушением денежных средств, а также о необходимости перечисления этих денежных средств в доход бюджета МО «Гагаринский район». Данное уведомление получено Шибаевой А.А. 20 августа 2018 года.
Согласно представленных документов: выписки из лицевого счета за период с 25.06.2018 года по 14.08.2018 года, платежного поручения № от 14.08.2018 года, счета на оплату № от 08.08.2018 года, акта выполненных работ от 20.08.2018 года, товарной накладной от 20.08.2018 года и договора на изготовление полиграфической продукции от 08.08.2018 года и др. видно, что Шибаевой А.А., как зарегистрированным кандидатом в депутаты Гагаринской районной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, был заключен договор 08 августа 2018 года на изготовление полиграфической продукции к выборам и предвыборных агитационных материалов, оплата в сумме 8100 рублей за которую была произведена ею 14 августа 2018 года за счет средств избирательного фонда, то есть за счет средств, поступивших с нарушением 13 августа 2018 года.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердила и сама Шибаева А.А., также указав, что 21 августа 2018 года до начала распространения, экземпляр печатного агитационного материала и сведения об его изготовлении и оплате она сдала в территориальную избирательную комиссию, в дальнейшем она указанный агитационный материал распространила среди избирателей.
Доводы административного ответчика о том, что печатный материал она стала использовать после устранения нарушений, а именно ею 21 августа 2018 года были внесены личные денежные средства в сумме 8100 рублей в доход бюджета, о чем она уведомила избирательную комиссию, а поэтому в ее действиях отсутствуют нарушения, суд находит не состоятельными.
Так, согласно платежного поручения № от 21.08.2018, Шибаева А.А. перевела собственные средства на свой специальный счет № в сумме 8100 рублей и платежным поручением № от 21.08.2018 года перечислила вышеуказанную сумму в доход бюджета МО «Гагаринский район» с указанием в назначении платежа: «Возврат средств, внесения средств от анонимного жертвователя», 31.08.2018 ею был отправлен возврат денежных средств по платежному поручению № в бюджет в связи с изменениями реквизитов. Однако, пунктом 9 статьи 34 Закона Смоленской области от 03.07.2003 года №41-з четко определено, что перечислению в бюджет подлежат именно те денежные средства, которые поступили с нарушением, а не поступившие на специальный избирательный счет на законных основаниях. Тем не менее, как было указано выше, фактически денежные средства в размере 8100 рублей, поступившие с нарушениями, Шибаевой А.А. были потрачены на изготовление агитационной продукции, которую она в дальнейшем использовала и использует в своей избирательной компании.
Таким образом, кандидатом в депутаты Гагаринской районной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Шибаевой А.А. фактически не осуществлено в предусмотренные законом сроки перечисление денежных средств, поступивших с нарушениями, по сути, она их использовала для оплаты своей агитационной продукции.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд находит, что Шибаева А.А. использовала при финансировании своей избирательной компании помимо средств собственного избирательного фонда иные денежные средства, составляющие более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, поскольку 8100 рублей составляет 8,1 процент от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности в соответствии со ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Бельского Д.И., обстоятельства административного искового заявления, на которые ссылается административный истец, подтвердились, а потому имеются основания, предусмотренные законом, для отмены регистрации кандидата Шибаевой А.А. в депутаты Гагаринской районной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, соответственно, агитационный материал у неё подлежит изъятию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░