ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18684/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
01 августа 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Федотовой Е.В.,
судей Туляковой О.А., Киреевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 февраля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 мая 2024 г. по гражданскому делу № 2-259/2024 по исковому заявлению ФИО1 к Министерству курортов и туризма Херсонской области, Администрации Губернатора и Правительства Херсонской области, Министерству туризма Херсонской области, председателю ликвидационной комиссии ФИО18 о признании действий незаконными, взыскании заработка за время вынужденного прогула, убытков, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО10 обратился с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству курортов и туризма Херсонской области, администрации Губернатора и правительства Херсонской области, Министерству туризма Херсонской области, председателю ликвидационной комиссии ФИО19 о признании действий незаконными, взыскании заработка за время вынужденного прогула, убытков, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что 08 сентября 2022 г. принят на работу в Министерство туризма Херсонской области на должность главного специалиста отдела по юридической, кадровой работе и делопроизводству. Приказом Министерства туризма Херсонской области от 01 ноября 2023 г. уволен с работы. Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г. восстановлен на работе в прежней должности. Приказом Министерства туризма Херсонской области от 13 октября 2023 г. вновь уволен с работы. Заработная плата за время работы составляла 82 355 руб. в месяц. В ходе рассмотрения Димитровградским городским судом Ульяновской области гражданского дела по его иску к Министерству курортов и туризма Херсонской области, Министерству туризма Херсонской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Херсонской области, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации ему стало известно, что постановлением Правительства Херсонской области от 09 февраля 2023 г. №7-пп «Об увеличении оплаты труда работников государственных учреждений» должностные оклады работников Министерства туризма Херсонской области увеличены на 20%. В связи с этим, его заработная плата после увеличения должностного оклада должна составлять 98 826 руб. в месяц, а не 82 355 руб. в месяц. 05 сентября 2022 г. он запросил у Министерства курортов и туризма Херсонской области справку о его заработной плате в 2022 г. и 2023 г., однако данную справку ему не представили. Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г. с Министерства туризма Херсонской области в его пользу взыскана заработная плата за время вынужденного прогула, которая рассчитана без учета повышения его должностного оклада на 20%. Полагает, что работодатель скрыл от него и суда информацию о повышении заработной платы. Кроме того, из письма прокурора Херсонской области от 28 декабря 2023 г. он узнал, что в соответствии с распоряжением Правительства Херсонской области от 28 октября №54 «Об оплате труда и компенсации расходов сотрудникам органов исполнительной власти и организаций Херсонской области в условиях военного положения» ему должны были выплачивать денежное вознаграждение в размере 50% от должностного оклада за весь период эвакуации.
В связи с этим просил суд признать действия Министерства туризма Херсонской области по сокрытию информации о повышении должностных окладов на 20% и выплате денежного вознаграждения в размере 50% от должностного оклада незаконными, взыскать с Министерства туризма Херсонской области недоплаченную с учетом повышения должностного оклада на 20% сумму заработной платы за время вынужденного прогула в размере 34 053 руб., материальный ущерб в виде невыплаченного денежного вознаграждения в размере 50% от должностного оклада за период с 28 октября 2022 г. по 23 июня 2023 г. в размере 685 181 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., судебные расходы в размере 420 руб.
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 февраля 2024 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству курортов и туризма Херсонской области, администрации Губернатора и Правительства Херсонской области, Министерству туризма Херсонской области, председателю ликвидационной комиссии ФИО20 о признании действий незаконными, взыскании заработка за время вынужденного прогула, убытков, компенсации морального вреда оказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 мая 2024 г. решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 февраля 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО21 ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, полагая их незаконными.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по указанным в материалах дела адресам. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции.
В силу положений статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения и апелляционного определения по доводам жалобы в кассационном порядке.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 08 сентября 2022 г. ФИО11 принят на работу в Министерство туризма Херсонской области на должность главного специалиста отдела по юридической, кадровой работе и делопроизводству.
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. №756 с 20 октября 2022 г. с ноля часов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение.
19 октября 2022 г. начата эвакуация жителей г. Херсона и населенных пунктов, расположенных на правобережье Херсонщины, в том числе работников министерств и ведомств.
19 октября 2022 г. часть сотрудников Министерства туризма Херсонской области, в том числе ФИО12, эвакуированы в г. Анапа Краснодарского края.
На основании приказа временно исполняющего обязанности министра туризма Херсонской области №24-ОК от 01 ноября 2022 г. трудовые отношения с ФИО13 прекращены по пункту 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Приказом временно исполняющего обязанности министра туризма Херсонской области №34-к от 12 апреля 2023 г. истец ФИО14 восстановлен на работе в Министерстве туризма Херсонской области на должности главного специалиста отдела юридической, кадровой работы и делопроизводству с 12 апреля 2023 г.
Согласно пункту 2 данного приказа, трудовой договор от 08 сентября 2022 г. с Чернуцким Н.Н. приостановлен в отношениях, действовавших на момент фактического прекращения выполнения им трудовых функций в период эвакуационных мероприятий.
Вступившим в законную силу решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г. ФИО15 восстановлен на работе в Министерстве туризма Херсонской области в должности главного специалиста отдела по юридической, кадровой работе и делопроизводству с 01 ноября 2022 г.
С Министерства туризма Херсонской области в пользу ФИО1 взыскан утраченный заработок за период с 02 ноября 2022 г. по 11 апреля 2022 г. в размере 432 651,72 руб., оплата за последний рабочий день 01 ноября 2022 г. в размере 4 081,62 руб., компенсация морального вреда в размере 15 000 руб., судебные расходы в размере 5 288,50 руб.
Постановлением Правительства Херсонской области от 09 февраля 2023 г. №7-пп «Об увеличении оплаты труда работников государственных учреждений» с 01 января 2023 г. оплата труда работников государственных учреждений Херсонской области была увеличена на 20%.
Распоряжением Правительства Херсонской области от 28 октября 2022 г. №54 «Об оплате труда и компенсации расходов сотрудникам органов исполнительной власти и организаций Херсонской области в условиях военного положения» сотрудникам органов исполнительной власти и организаций Херсонской области на весь период работы в условиях особого режима, которые эвакуировались с правобережья Херсонской области, при этом продолжают выполнять свои должностные обязанности, устанавливается денежное вознаграждение в размере 50% от должностного оклада на весь период вынужденной эвакуации. Указанным лицам возмещаются дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства, в размере 1 500 руб. на человека в сутки.
Указом Губернатора Херсонской области от 15 августа 2023 г. №95-у Министерство туризма Херсонской области упразднено, создана ликвидационная комиссия, функции упраздняемого Министерства туризма Херсонской области переданы созданному Министерству курортов и туризма Херсонской области.
До настоящего времени Министерство туризма Херсонской области не ликвидировано.
Приказом председателя ликвидационной комиссии Министерства туризма Херсонской области от 13 октября 2023 г. ФИО16 уволен с должности главного специалиста отдела по юридической, кадровой работе и делопроизводству с 13 октября 2023 г.
Материалами дела также установлено, что после восстановления на работе, последним рабочим днем ФИО1 в Министерстве туризма Херсонской области являлся 01 ноября 2022 г. После указанной даты, а также после восстановления истца на работе на основании вышеназванного решения Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г., истец на работу не выходил и свои трудовые обязанности не исполнял.
Доказательств того, что истец не исполнял свои трудовые обязанности в связи с болезнью, материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции, разрешая требования истца в части взыскания недоплаченной с учетом повышения должностного оклада на 20% суммы заработной платы за время вынужденного прогула в размере 34 053 руб., учитывая требования положений статей 15,16, 56, 57, 129,132,135 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца требуемых денежных средств. При этом суд исходил из того, что вступившим в законную силу решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г. истцу был определен в соответствии с требованиями действующего законодательства средний дневной заработок, исходя из которого произведен расчет и взыскан утраченный заработок, в связи чем последующее изменение размера заработной платы незаконно уволенного работника не может повлиять на размер его среднего дневного заработка,
Установив, что истец в период эвакуации свои должностные обязанности не исполнял, что в соответствии с распоряжением Правительства Херсонской области от 28 октября 2022 г. № 54 является обязательным условием для выплаты денежного вознаграждения в размере 50% от должностного оклада, суд первой инстанции не усмотрел оснований для взыскания в пользу истца денежного вознаграждения в размере 50 % от должностного оклада за период с 28 октября 2022 г. по 23 июня 2023 г. в размере 685 181 руб.
Не установив нарушений трудовых прав истца, суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о компенсации морального вреда.
С выводами суд первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Признавая необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжением Правительства Херсонской области от 28 октября 2022 г. № 54 установлено денежное вознаграждением всем эвакуированным работникам, а не только работающим в период эвакуации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что такое мнение противоречит содержанию указанного распоряжения, которым выплата денежного вознаграждения в размере 50% от должностного оклада предусмотрена только эвакуированными работникам, продолжающим выполнять свои должностные обязанности.
Принимая во внимание, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г. установлено, что последним рабочем днем истца в Министерстве туризма Херсонской области являлся день - 1 ноября 2022 г., учитывая, что материалами дела установлено, что после указанной даты, а также после восстановления истца на работе на основании вышеназванного решения Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г. истец на работу не выходил и свои трудовые обязанности не исполнял, приказом Министерства туризма Херсонской области № 34-к от 12 апреля 2023 г. трудовой договор от 8 сентября 2022 г. с ФИО17 приостановлен в отношениях, действовавших на момент фактического прекращения выполнения им трудовых функций в период эвакуационных мероприятий, доказательств того, что истец не исполнял свои трудовые обязанности в связи с болезнью, материалы дела не содержат, учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2571 «Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Министерства туризма Херсонской области отсутствовали обязательства по выплате истцу требуемых денежных сумм.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права.
При установленных обстоятельствах и правовом регулировании спорных отношений у судов, вопреки доводам кассационной жалобы, не имелось оснований для удовлетворения заявленного иска.
При этом, несогласие заявителя с выводами суда первой и апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут являться основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 февраля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Федотова
Судьи О.А. Тулякова
Е.В. Киреева