ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-8794/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 2 мая 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-838/2022 (УИД 54RS0007-01-2021-006732-87) по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области к Иванову Алексею Владимировичу о взыскании затрат, связанных с выплатой единовременного пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд, компенсации расходов на уплату государственной пошлины,
по кассационной жалобе представителя Иванова Алексея Владимировича – Лачкова Антона Валерьевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения Иванова Алексея Владимировича, представителя Иванова Алексея Владимировича по доверенности Лачкова Антона Валерьевича, поддержавших доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту – ГУ МВД России по Иркутской области, истец) обратилось в Октябрьский районный суд г. Новосибирска с иском к Иванову Алексею Владимировичу (далее по тексту – Иванов А.В., ответчик) о взыскании затрат, связанных с выплатой единовременного пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания, компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенца, в общей сумме 238 729,94 рубля.
Протокольным определением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 10 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту – МВД России в лице ГУ МВД России по Новосибирской области).
Протокольным определением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 13 апреля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГУ МВД России по Новосибирской области, исключено из числа третьих лиц МВД России.
Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 2 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований ГУ МВД России по Иркутской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 января 2023 г. решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 2 июня 2022 г. отменено. С Иванова А.В. в пользу ГУ МВД России по Иркутской области взысканы затраты, понесенные в связи с выплатой ответчику и членам его семьи единовременного пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд, компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус, в размере 238 729,94 рублей. С Иванова А.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5 587,30 рублей.
Представитель Иванова А.В. – Лачков А.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 января 2023 г. отменить, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 2 июня 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что из буквального толкования подпункта «а» пункта 62 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289) следует, что правоотношения сторон в данном случае по своей правовой природе являются длящимися, а моментом их возникновения является подача заявления лицом, желающим стать участником Государственной программы и выдача этому лицу свидетельства участника программы. Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, правоотношения сторон в данном случае возникли с момента подачи Ивановым А.В. заявления на участие в Государственной программе, принятия этого заявления уполномоченным органом и выдачи свидетельства участника Государственной программы. В самом свидетельстве, выданном Иванову А.В. указано, что участник Государственной программы должен прожить на территории вселения не менее двух лет. Иванов А.В. въехал в Российскую Федерацию и встал на учет в период действия свидетельства, которое не было аннулировано, с изменениями в законе в части увеличения срока пребывания Иванова А.В. не знакомили. Учитывая, что спорные правоотношения возникли 11 декабря 2014 г., въезд на территорию Российской Федерации Ивановым А.В. осуществлен в период действия свидетельства, Иванов А.В. находился на территории субъекта Российской Федерации (Иркутской области) с 19 апреля 2017 г. по 13 мая 2019 г., то есть более двух лет, правовых оснований для удовлетворения требований ГУ МВД России по Иркутской области о взыскании с Иванова А.В. понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, а также для отмены или изменения решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имелось. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Неявка истца, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 9 июня 2014 г. гражданин Республики Казахстан Иванов А.В. обратился в Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Казахстане с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и получении на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы.
11 июля 2014 г. заместителем начальника УФМС России по Иркутской области утверждено решение № о выдаче Иванову А.В. свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, включая членов его семьи: ФИО10 (жена), ФИО11 (мать жены).
16 декабря 2014 г. Иванову А.В. выдано свидетельство участника Государственной программы серия № № сроком действия с 16 декабря 2014 г. по 16 декабря 2017 г., субъект Российской Федерации, выбранный для постоянного проживания – Иркутская область. В указанном свидетельстве содержится информация о том, что участник Государственной программы должен находиться в субъекте Российской Федерации не менее двух лет со дня въезда на территорию Российской Федерации.
19 апреля 2017 г. заместителем начальника отдела - начальником отделения № 2 ОВМ МУ МВД России «Иркутское» в выданном Иванову А.В. свидетельстве проставлена отметка о регистрации участника программы в территориальном органе Федеральной миграционной службы.
24 апреля 2017 г. Иванов А.В. обратился к руководителю (начальнику) УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о выплате пособия на обустройство участника Государственной программы, 7 декабря 2017 г. – с заявлениями о выплате участнику Государственной программы и членам его семьи компенсации за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания.
Согласно протоколу № заседания комиссии по вопросам выплаты пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд, компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой деятельности от 24 мая 2017 г., утвержденного начальником ГУ МВД России по Иркутской области 25 мая 2017 г., принято решение выплатить пособие на обустройство участнику Государственной программы Иванову А.В. и членам его семьи в размере 290 000 рублей.
В соответствии с протоколом № заседания комиссии по вопросам выплаты пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд, компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой деятельности от 21 декабря 2017 г., утвержденного начальником ГУ МВД России по Иркутской области 22 декабря 2017 г., принято решение выплатить участнику Государственной программы Иванову А.В. и членам его семьи компенсацию расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, в размере 15 300 рублей.
Согласно протоколу № заседания комиссии по вопросам выплаты пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд, компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой деятельности от 28 декабря 2017 г., утвержденного начальником ГУ МВД России по Иркутской области, принято решение выплатить участнику Государственной программы Иванову А.В. и членам его семьи компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 12 060,51 рублей.
Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г. ГУ МВД России по Иркутской области Иванову В.А. перечислены денежные средства в общем размере 317 360,51 рублей.
ГУ МВД России по Иркутской области, указав, что Иванов А.В. и члены его семьи с 13 мая 2019 г. зарегистрированы по месту жительства в г. Новосибирске (мать жены ФИО6 снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ г. в связи со смертью), что свидетельствует о выезде участника Государственной программы и членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации в качестве участника Государственной программы, с Иванова А.В. подлежат взысканию понесенные государством затраты, за минусом затрат, выплаченных на имя матери жены, ввиду ее смерти, в размере 238 729,94 рублей, обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 20, 29 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», пунктом 3 Правил выплаты подъемных участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 270, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, и, установив, что Иванов А.В. и члены его семьи прожили на территории Российской Федерации более двух лет с момента их въезда с 19 апреля 2017 г. по 13 мая 2019 г., исходил из того, что к спорным правоотношениям подлежит применению пункт 29 Государственной программы, действующий в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 г. № 531 (на момент выдачи свидетельства Иванову А.В. как участнику программы), согласно которому выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года со дня въезда на территорию Российской Федерации влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился.
Отменяя решение суда и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований ГУ МВД России по Иркутской области, суд апелляционной инстанции исходил из того, что датой начала правоотношений между сторонами, следует расценивать совершение ответчиком, как участником программы, конкретных действий по переезду в Российскую Федерацию, постановке на учет в качестве участника программы в определенном субъекте Российской Федерации, заявлении ответчиком просьбы об оказании ему государственной поддержки в виде соответствующих выплат.
Суд апелляционной инстанции указал, что Иванов А.В. въехал на территорию Российской Федерации в апреле 2017 г. и был поставлен на учет как участник Государственной программы отделением № 2 ОВМ МУ МВД России «Иркутское» 19 апреля 2017 г., после указанной даты по заявлению ответчика, истцом были произведены соответствующие выплаты, к спорным правоотношениям подлежит применению закон, в редакции, действующей на дату совершения ответчиком конкретных действий, свидетельствующих о реализации им его прав как участника государственной программы, то есть в редакции закона, измененной на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 82, предусматривающего взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов в случае выезда участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи влечет.
Установив, что Иванов А.В. и члены его семьи на территории Иркутской области проживали в период с 19 апреля 2017 г. по 13 мая 2019 г. (два года и один месяц), то есть менее предусмотренных законом трех лет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возникновении у Иванова А.В., как участника программы, совершившего выезд из Иркутской области ранее трехлетнего срока, обязанности по возврату понесенных государством затрат в размере 238 729,94 рублей.
В связи с тем, что мать жены Иванова А.В. (ФИО6) умерла ДД.ММ.ГГГГ г., соответственно затраты, связанные с выплатой единовременного пособия на обустройство в размере 70 000 рублей, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 3 076 рублей и 454,57 рубля, компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенца, в размере 1 600 рублей за получение разрешения на временное проживание и 3 500 рублей за оформление гражданства Российской Федерации в отношении ФИО6 (мать жены) возмещению не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ).
Понятие соотечественник определено статьей 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ, согласно которой соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (пункт 1). Соотечественниками за рубежом (далее - соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации (пункт 2). Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3).
Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ).
Закрепляя, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1), указанный Федеральный закон относит к полномочиям Российской Федерации в области отношений с соотечественниками принятие федеральных целевых и федеральных программ, а определение основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников - к полномочиям Президента Российской Федерации (статьи 14 и 19).
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее по тексту – Государственная программа).
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» координатором Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определено Министерство внутренних дел Российской Федерации, с наделением его полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере.
В соответствии с пунктом 17 Государственной программы (здесь и далее приведена в редакции, действовавшей на момент выдачи свидетельства участника Государственной программы) решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.
Участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы (пункт 18 Государственной программы).
В пункте 20 Государственной программы предусмотрено, что участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе: а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы; б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, а также на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание; в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных; г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Пунктом 29 Государственной программы предусмотрено, что аннулирование свидетельства участника Государственной программы, добровольный отказ от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года со дня въезда на территорию Российской Федерации влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией транспортных расходов, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Государственной программы в целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы им должна быть предоставлена полная информация: а) о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы; б) о мерах социальной поддержки, в том числе установленных для отдельных категорий граждан, медицинском обеспечении, жилищном обустройстве, размерах предоставляемых гарантий и компенсаций; в) о возможности ведения предпринимательской деятельности и о мерах ее государственной поддержки в Российской Федерации, о программах поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства, реализуемых в субъектах Российской Федерации; г) о территориях вселения, где для потенциальных участников Государственной программы в соответствии с их специальностью и квалификацией имеются наиболее благоприятные возможности приложения их труда; д) о возможностях трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей на территории вселения; е) о возможностях получения (продолжения) общего образования, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также профессиональной подготовки и дополнительного образования.
Для реализации пункта 31 Государственной программы ее координатором совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируется официальный информационный пакет о Государственной программе, комплекты информационных материалов о проектах переселения. Координатор Государственной программы размещает данную информацию в полном объеме в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующих информационных ресурсах, а также обеспечивает издание и распространение буклетов и брошюр (пункт 32 Государственной программы).
Согласно пункту 48 Государственной программы участники Государственной программы осуществляют добровольный выбор территории вселения с учетом предоставляемых в рамках Государственной программы и региональных программ переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания.
В пункте 62 Государственной программы установлено, что в целях информационно-аналитического обеспечения управления реализацией Государственной программы координатор Государственной программы: а) осуществляет поддержку и наполнение единого централизованного информационного ресурса (банка данных), в котором отражается информация о каждом участнике Государственной программы и членах его семьи на каждой из стадий переселения (подача заявления, получение свидетельства участника Государственной программы, пересечение государственной границы Российской Федерации, прибытие на территорию вселения, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства Российской Федерации), а также о выплаченных компенсациях; б) формирует и распространяет официальный информационный пакет о Государственной программе, в том числе путем сопровождения и обновления соответствующего сайта в сети «Интернет»; в) организует и проводит в субъектах Российской Федерации мониторинг реализации Государственной программы.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» Правительством Российской Федерации постановлением от 25 июня 2007 г. № 403 утверждено Положение об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию.
В пункте 1 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, установлено, что настоящее Положение определяет условия и порядок работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию в рамках и на условиях, предусмотренных Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
В целях создания благоприятных условий для реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях, предусмотренных Государственной программой, Федеральная миграционная служба формирует официальный информационный пакет, содержащий сведения о Государственной программе, иные информационные материалы, касающиеся Государственной программы (пункт 2 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию).
Согласно пункту 3 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию распространение информационных материалов и доведение до сведения заинтересованных потенциальных участников Государственной программы информации, касающейся участия в ней, осуществляют представительства или представители Федеральной миграционной службы за рубежом и представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - российские центры науки и культуры за рубежом или представители Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в составе дипломатических представительств Российской Федерации (далее - представительства или представители Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству), а также временные группы, создаваемые из числа специалистов Федеральной миграционной службы, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (далее - временные группы). В случае отсутствия представительств или представителей Федеральной миграционной службы за рубежом, представительств или представителей Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а также временных групп осуществление указанных функций возлагается на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Уполномоченные органы и временные группы осуществляют учет соотечественников, разъяснение содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействие соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовку их регистрации в качестве участников Государственной программы, прием заявлений об участии в Государственной программе, выдачу свидетельства участника Государственной программы (далее - свидетельство) и проведение иных мероприятий, обеспечивающих переселение соотечественников в Российскую Федерацию (пункт 6 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию).
Согласно пункту 10 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию при обращении соотечественника в уполномоченный орган по вопросу об участии в Государственной программе ему в соответствии с Государственной программой и с учетом положений региональных программ переселения предоставляется информация: а) о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы; б) о мерах социальной поддержки, в том числе установленных для отдельных категорий граждан, медицинском обеспечении, жилищном обустройстве, размерах предоставляемых гарантий и компенсаций; в) о возможности ведения предпринимательской деятельности и мерах ее государственной поддержки в Российской Федерации, о программах поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства, реализуемых в субъектах Российской Федерации; г) о территориях вселения, где для потенциальных участников Государственной программы в соответствии с их специальностью и квалификацией имеются наиболее благоприятные возможности приложения их труда; д) о возможностях трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей на территории вселения; е) о возможности получения (продолжения) общего образования, профессионального образования, а также профессионального обучения и дополнительного образования.
Пунктом 13 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию установлено, что для получения свидетельства соотечественник (далее - заявитель) представляет в уполномоченный орган: заявление, заполненное на русском языке по установленной Правительством Российской Федерации форме; копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, копии документов о семейном положении заявителя и членов его семьи с предъявлением оригиналов этих документов; 2 фотографии заявителя в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора; копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).
Уполномоченный орган направляет в порядке, определенном Федеральной миграционной службой, информацию о потенциальном участнике Государственной программы в территориальный орган Федеральной миграционной службы и в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию региональной программы переселения на выбранной соотечественником территории вселения, для организации рассмотрения информации и принятия решения о том, что предусмотренные Государственной программой основания для отказа соотечественнику в выдаче свидетельства отсутствуют (пункт 19 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию).
Заявление и прилагаемые к нему документы в течение 3 рабочих дней формируются уполномоченным органом в дело, которому присваивается регистрационный номер. Заявителю выдается справка о приеме заявления к рассмотрению с указанием срока его рассмотрения (пункт 20 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию).
При отсутствии препятствий для участия в Государственной программе уполномоченный орган уведомляет об этом заявителя (пункт 22 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию).
В пункте 29 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию предусмотрено, что информация о каждом участнике Государственной программы и членах его семьи на каждой из стадий переселения (подача заявления, пересечение государственной границы Российской Федерации, прибытие на территорию вселения, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства Российской Федерации), а также о предоставленных им государственных гарантиях и социальной поддержке в порядке, определенном Федеральной миграционной службой, заносится в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 82 внесены изменения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 в пункте 29 слова «ранее чем через два года со дня въезда на территорию Российской Федерации» заменены словами «ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи»; в пункте 32 слова «в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующих информационных ресурсах, а также обеспечивает издание и распространение буклетов и брошюр» заменены словами «на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»)».
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 82 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637» настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Порядок назначения и выплаты подъемных участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами выплаты подъемных участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 270 (в редакции от 15 июня 2016 г.) (далее по тексту – Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, пособие выплачивается в следующие 2 этапа: а) первый этап - после прибытия на территорию приоритетного заселения и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства; б) второй этап - по истечении 18 месяцев со дня постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства на территории приоритетного заселения и фактического проживания на ней в течение указанного периода в качестве участника Государственной программы или члена его семьи.
Участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, переселяющимся в Российскую Федерацию на территорию приоритетного заселения с территории иностранного государства, пособие выплачивается в следующих размерах: на первом этапе - 150 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 70 тыс. рублей членам его семьи; на втором этапе - 90 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 50 тыс. рублей членам его семьи (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 7 Правил участникам Государственной программы и (или) членам их семей, указанным в пункте 6 и абзаце третьем пункта 6(1) настоящих Правил, пособие выплачивается после прибытия на территорию вселения и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что для получения пособия участник Государственной программы подает в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на учет в качестве участника Государственной программы заявление о выплате ему и (или) членам его семьи пособия (на русском языке) (далее - заявление). В заявлении в том числе указываются реквизиты счета, открытого получателем пособия в кредитной организации. Вместе с заявлением представляется свидетельство участника Государственной программы и документы, удостоверяющие личность участника Государственной программы и личность членов его семьи. Заявление представляется участником Государственной программы лично. Датой подачи заявления считается дата его регистрации в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на учет в качестве участника Государственной программы. В случае если участник Государственной программы не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы через его законного представителя. В этом случае подлинность подписи участника Государственной программы должна быть нотариально заверена. Форма заявления и порядок его рассмотрения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Решение о выплате участнику Государственной программы и (или) членам его семьи пособия принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 15 дней со дня подачи участником Государственной программы заявления (пункт 11 Правил).
В соответствии с пунктом 15 Правил территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 29 Государственной программы, в течение 3 рабочих дней со дня их наступления уведомляет получателя пособия о необходимости возмещения понесенных государством затрат, связанных с выплатой пособия. Возврат ранее выплаченных денежных средств осуществляется путем перечисления их в федеральный бюджет в срок, не превышающий 90 дней со дня наступления таких случаев. В случае если получатель пособия не возвратил указанные денежные средства в установленный срок, пособие взыскивается с него территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебном порядке.
Из приведенных положений следует, что предоставление участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, государственных гарантий и социальной поддержки является государственной финансовой поддержкой, предоставляемой при добровольном переселении в Российскую Федерацию. Обязанности по реализации государственных гарантий и социальной поддержки в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, возложены на МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в рамках исполнения которых указанные органы в целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы предоставляют полную информацию в том числе о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы, о мерах социальной поддержки и о порядке их реализации и т.д.
Суд апелляционной инстанции при разрешении исковых требований ГУ МВД России по Иркутской области о взыскании с Иванова А.В. затрат, связанных с выплатой единовременного пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания, компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенца, в общей сумме 238 729,94 рубля, изложенные нормативные положения в их взаимосвязи не применил.
В результате допущенного нарушения норм права, регулирующих спорные отношения, доводам Иванова А.В. о том, что ему не было разъяснено об изменении законодательства в части увеличения срока пребывания в субъекте Российской Федерации, приводимым им в отзыве на исковое заявление, в судебном заседании суда первой инстанции, в апелляционной жалобе, и указанным в их обоснование обстоятельствам, а также представленным документам суд апелляционной инстанции, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дал надлежащей правовой оценки.
Мотивируя свои выводы об удовлетворении исковых требований ГУ МВД России по Иркутской области суд апелляционной инстанции указал, что датой начала правоотношений между сторонами, следует расценивать совершение ответчиком, как участником программы, конкретных действий по переезду в Российскую Федерацию, постановке на учет в качестве участника программы в определенном субъекте Российской Федерации, заявлении ответчиком просьбы об оказании ему государственной поддержки в виде соответствующих выплат, которые имели место в 2017 г., следовательно к спорным правоотношениям подлежит применению закон, в редакции, действующей на дату совершения ответчиком конкретных действий, свидетельствующих о реализации им его прав как участника государственной программы, то есть в редакции закона, измененной на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 82, предусматривающего, что выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено, что в свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, серии № №, выданном Иванову А.В. Консульским отделом Посольства России в Казахстане 16 декабря 2014 г. со сроком действия по 16 декабря 2017 г., содержится извлечение из Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, в котором указано, что аннулирование свидетельства участника Государственной программы, добровольный отказ от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года со дня въезда на территорию Российской Федерации влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией транспортных расходов, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций ГУ МВД России по Иркутской области не представило данных о том, что с момента регистрации заместителем начальника отдела начальника отделения № 2 ОВМ МУ МВД России «Иркутское» Иванова А.В. как участника Государственной программы в территориальном органе Федеральной миграционной службы 19 апреля 2017 г., при обращении Иванова А.В. с заявлениями от 24 апреля 2017 г., от 7 декабря 2017 г. в территориальный орган МВД России о предоставлении государственных гарантий и мер социальной поддержки сотрудниками территориального органа МВД России была выполнена обязанность по информированию Иванова А.В. об изменениях, внесенных в Государственную программу, с момента выдачи ему 16 декабря 2014 г. свидетельства участника Государственной программы, в том числе в части срока пребывания в субъекте Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, последствиях связанных с выездом участника Государственной программы или члена его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее установленного срока, о порядке предоставления государственных гарантий и мер социальной поддержки, оснований влекущих взыскание понесенных государством затрат, связанных с предоставлением государственных гарантий и мер социальной поддержки, учитывая, что у ГУ МВД России по Иркутской области имелась копия свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выданного Иванову А.В., в котором пункт 29 Государственной программы был приведен в первоначальной редакции.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что датой начала правоотношений между сторонами, следует расценивать совершение ответчиком, как участником программы, конкретных действий по переезду в Российскую Федерацию, постановке на учет в качестве участника программы в определенном субъекте Российской Федерации, заявлении просьбы об оказании ему государственной поддержки в виде соответствующих выплат, сделано без учета норм права, предписывающих органам МВД России совместно с органами исполнительной власти проводить разъяснительную работу с гражданами добровольно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы, о мерах социальной поддержки и о порядке их реализации, а также обстоятельств данного дела и свидетельствует о формальном подходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, которые установлены статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права Иванова А.В. на справедливую и компетентную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 января 2023 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 января 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Л.П. Кожевникова