Судья Белякова И.Н. Дело № 33-40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2015 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Пожиловой В.А., судей Запятовой Н.А., Щегловой Е.С.,
при секретаре Разводовой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ЩегловойЕ.С. дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Ивановской области на решение Заволжского районного суда Ивановской области от 14октября 2014года по исковому заявлению С.С.С. к Администрации Сосневского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области о признании права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛА:
С.С.С. обратилась в суд с иском к Администрации Сосневского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области о признании права на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что она относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью ее матери П.М.С., наступившей *** года, и отсутствием сведений о ее отце П.С.А., внесенных в запись акта о рождении на основании заявления матери. Постановлением Главы Долматовской поселковой администрации Заволжского муниципального района от ***года истица была передана под опеку в семью К.Н.Б. и Т.И., за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ***. Однако, указанное жилое помещение непригодно для проживания. По достижению совершеннолетия истица неоднократно обращалась в Администрацию Сосневского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области с требованием о предоставлении ей жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено
Истица, полагала, что она имеет право на внеочередное получение жилого помещения на основании пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), и просила суд:
- признать за ней право на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в Заволжском муниципальном районе Ивановской области;
- обязать Администрацию Заволжского муниципального района предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Определением Заволжского районного суда Ивановской области от 10 сентября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Ивановской области.
В связи с частичным отказом истицы от иска определением Заволжского районного суда Ивановской области от 24 сентября 2014 года производство по делу прекращено в части исковых требований С.С.С. к Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, Администрации Сосневского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.
Решением Заволжского районного суда Ивановской области от 14 октября 2014года иск удовлетворен, за С.С.С. признано право состоять на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению во внеочередном порядке специализированными жилыми помещениями.
В апелляционной жалобе третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области ставится вопрос об отмене указанного судебного решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента социальной защиты населения Ивановской области К.Е.Л. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям. В судебное заседание 19 января 2015 года не явились извещенные надлежащим образом о его времени и месте истец С.С.С., а также ответчики Администрация Сосневского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области и Администрация Заволжского муниципального района Ивановской области, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило. В ходатайстве Администрации Сосневского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, а также указано на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы. Администрацией Заволжского муниципального района представлены письменные возражения на апелляционную жалобу от 1 декабря 2014 года, в которых выражено согласие с решением по делу как основанным на правильном применении норм материального права. В заявлении от 24ноября 2014 горда истица также просила решение суда оставить без изменения.
Заслушав представителя третьего лица, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Судом установлено, что С.С.С., родившаяся ***года, с *** года относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что проживание истицы в ранее занимаемом закрепленном за ней жилом помещении, расположенном по адресу: ***, признано невозможным, поскольку с 1996года в этой квартире, принадлежавшей К.ш.ф., оконные проемы заколочены, в них отсутствуют стекла, входная дверь не имеет запорных устройств, полы разобраны, печь разрушена.
По достижению совершеннолетия истица неоднократно обращалась в Администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области с заявлениями о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке, однако жилье ей предоставлено не было по причине отсутствия у Администрации Сосневского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области денежных средств, необходимых на приобретение жилья для С.С.С.
Удовлетворяя иск в пределах заявленных С.С.С. требований, суд первой инстанции принял признание иска ответчиками в той части, что с *** года С.С.С. как достигшее возраста *** лет лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрела право на получение жилого помещения во внеочередном порядке по месту ее регистрации по месту жительства в с. Долматовский Заволжского района Ивановской области. При этом суд руководствовался действующими редакциями норм статьи 8 Федерального закона от 21ноября 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьей 8, 8.1 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 года № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области» и пришел к выводу, что С.С.С. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма и в этой связи – состоять в сформированном Департаментом социальной защиты населения Ивановской области списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципальных образований Ивановской области.
В апелляционной жалобе Департамент социальной защиты населения Ивановской области, не оспаривая признанное судом право истицы на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связывает необходимость отмены судебного решения с отсутствием спора о праве и признанием ответчиками и третьим лицом того факта, что С.С.С. будет обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма в порядке очередности по мере выделения денежных средств из областного бюджета. В обоснование доводов жалобы приведены ссылки на нормы статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи85Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 8.1, 8.2 Закона Ивановской области от 14марта 1997 года № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области», регулирующих межбюджетные отношения, связанные с формированием и использованием субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на осуществление переданных им государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и приравненных к ним категорий граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Эти доводы третьего лица не ставят под сомнение законность и обоснованность оспариваемого судебного решения, которым жилищный спор разрешен верно с учетом отсутствия в действующем законодательстве Российской Федерации норм, связывающих с какой-либо очередностью предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией статьи 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены этим лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме таких лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебной коллегией в настоящем деле не выявлено перечисленных в части 4 статьи330ГПК РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заволжского районного суда Ивановской области от 14 октября 2014года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения Ивановской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи