Решение по делу № 12-371/2023 от 07.08.2023

<...>

Дело № 12-371/2023

УИД № 66RS0006-01-2023-000409-70

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург 18 октября 2023 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,

с участием защитника Лебединской Е.В.,

должностного лица – главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Свердловской области Рубанова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ЕМУП «МЭС» на постановление, которым юридическое лицо:

Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Многопрофильные энергетические системы», ИНН 6659073594, юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, 18,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Рубанова А.А. №66/6-114-23-ИЗ/12-34048-И/57-263 от 02.06.2023 ЕМУП «МЭС» назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

В качестве основания к тому в постановлении указано на установление в ходе расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 29.03.2023 с мастером по ремонту и обслуживанию электрооборудования А нарушений государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно:

-нарушение требований ст.ст. 76, 214, 220 ТК РФ, п.п. 4.4, 4.9, 5.1 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 №29н, выразившегося в допущении к работе мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования А без проведения периодического медицинского осмотра в связи с влиянием на него вредных и (или) опасных производственных факторов - «шум», «параметры световой среды», «тяжесть трудового процесса».

В жалобе ЕМУП «МЭС» просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку по карте СОУТ мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования №13 по указанным вредным факторам определен класс условий труда – 1 (оптимальный), 2 (допустимые условия труда). Периодический медицинский осмотр работником А пройдет по п.9 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 №29н в связи с выполняемыми им работами, связанными с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока. По полученному заключению медицинского осмотра у работника А медицинских противопоказаний не выявлено, в соответствии, с чем он был допущен к исполнению им трудовых обязанностей. Направление на медицинский осмотр по вредным производственным факторам «шум», «параметры световой среды», «тяжесть трудового процесса» не может быть признано обоснованным в силу толкования положений ст. 209, 220 ТК РФ, поскольку условия труда по должности А не отнесены к вредным условиям труда, а являются допустимыми. Данный вывод следует из разъяснений, изложенных в письме Минтруда России №15-2/ООГ-1514 от 30.06.2022.

В судебном заседании защитник ЕМУП «МЭС» Лебединская Е.М. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила прекратить производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Рубанов А.А. полагал, что постановление вынесено законно и обоснованно, оснований для отмены, не имеется. Обязанность прохождения медицинского осмотра не зависит от уровня фактического воздействия вредности, а связана с наличием самого факта вредных условий труда.

Будучи надлежащим образом извещенным законный представитель ЕМУП «МЭС» в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

Статьей 5.27.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверке знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со статьями 214, 220 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников определены Федеральным законом от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет медицинский осмотр как комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

К медицинским осмотрам, в частности, относятся предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, и периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н утверждены «Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации» и «Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка медицинских осмотров обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Согласно пункту 20 Порядка медицинских осмотров периодические медицинские осмотры проходят работники: занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением, транспорта; организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей; выполняющие работы, предусмотренные приложением «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров».

Приказом Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31.12.2020 утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

При организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работодателем составляется список лиц, в котором указываются наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров» к Порядку медицинских осмотров, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда применяются, в частности, для организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

При этом работник может быть направлен на медицинский осмотр по нескольким основаниям, как выполняющий одну или несколько работ, предусмотренных главами VI (виды работ) Приказа №988H/1420H и Порядка медицинских осмотров, так и подвергающийся воздействию одного или нескольких вредных и (или) опасных производственных факторов, поименованных в главах I-V Приказа №988н/1420н и приложения «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров» к Порядку медицинских осмотров.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации даны основные понятия охраны труда.

Так, безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.

Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

К вредным или опасным условиям труда относятся условия труда, на которых по результатам специальной оценки условий труда установлен 3 или 4 класс условий труда (подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), опасные условия труда (4 класс) (части 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, анализируя вышеуказанные нормативные акты, работник должен пройти медицинский осмотр только при одновременном выполнении следующих условий: на работника в процессе работы будет воздействовать вредный производственный фактор; уровень воздействия будет превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые уровни (ПДУ); условия труда работника будут признаны вредными или опасными.

Из материалов дела следует, что картой №13 СОУТ мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования установлены вредные (опасные) факторы - «шум» и «тяжесть трудового процесса» - класс условий труда определен – 2 (допустимый), то есть условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены); а также вредный (опасные) фактор «параметры световой среды» - класс условий труда определен – 1 (оптимальный), то есть условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Поскольку условия труда картой №13 СОУТ оценены как оптимальные и допустимые (1,2 класс) и в соответствии со ст.14 закона №426-ФЗ не являются вредными, то правовые основания для направления работника в связи с воздействием на него вредных факторов (шум, тяжесть трудового процесса, параметры световой среды) на прохождение обязательных медицинских осмотров, отсутствуют, о чем также указано в стр.40 данной карты.

Отнесение к вредным условиям труда лишь 3 класса и выше, следует и из содержания п. 40 Порядка проведения периодических медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года N 29н, где указано, что для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводятся один раз в пять лет.

Данное толкование закона согласуется с разъяснениями, данными компетентными органами исполнительной власти изложенном в совместном письме Минтруда России №15-2/10/В-8809, Минздрава России №28-5/И/2-10974 от 16.07.2021, а также в неоднократных в разъяснениях Минтруда России изложенных в письмах от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581, от 10.03.2021 № 15-2/ООГ-654, №15-2/ООГ-612 от 09.03.2021, №15-2/ООГ-1514 от 30.06.2022.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица в отношении ЕМУП «МЭС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ЕМУП «МЭС» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.9, пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Рубанова А.А. №66/6-114-23-ИЗ/12-34048-И/57-263 от 02.06.2023, вынесенное в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Многопрофильные энергетические системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

<...>

<...>

Судья Т.А. Евдокимова

<...>

Дело № 12-371/2023

УИД № 66RS0006-01-2023-000409-70

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург 18 октября 2023 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,

с участием защитника Лебединской Е.В.,

должностного лица – главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Свердловской области Рубанова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ЕМУП «МЭС» на постановление, которым юридическое лицо:

Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Многопрофильные энергетические системы», ИНН 6659073594, юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, 18,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Рубанова А.А. №66/6-114-23-ИЗ/12-34048-И/57-263 от 02.06.2023 ЕМУП «МЭС» назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

В качестве основания к тому в постановлении указано на установление в ходе расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 29.03.2023 с мастером по ремонту и обслуживанию электрооборудования А нарушений государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно:

-нарушение требований ст.ст. 76, 214, 220 ТК РФ, п.п. 4.4, 4.9, 5.1 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 №29н, выразившегося в допущении к работе мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования А без проведения периодического медицинского осмотра в связи с влиянием на него вредных и (или) опасных производственных факторов - «шум», «параметры световой среды», «тяжесть трудового процесса».

В жалобе ЕМУП «МЭС» просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку по карте СОУТ мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования №13 по указанным вредным факторам определен класс условий труда – 1 (оптимальный), 2 (допустимые условия труда). Периодический медицинский осмотр работником А пройдет по п.9 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 №29н в связи с выполняемыми им работами, связанными с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока. По полученному заключению медицинского осмотра у работника А медицинских противопоказаний не выявлено, в соответствии, с чем он был допущен к исполнению им трудовых обязанностей. Направление на медицинский осмотр по вредным производственным факторам «шум», «параметры световой среды», «тяжесть трудового процесса» не может быть признано обоснованным в силу толкования положений ст. 209, 220 ТК РФ, поскольку условия труда по должности А не отнесены к вредным условиям труда, а являются допустимыми. Данный вывод следует из разъяснений, изложенных в письме Минтруда России №15-2/ООГ-1514 от 30.06.2022.

В судебном заседании защитник ЕМУП «МЭС» Лебединская Е.М. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила прекратить производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Рубанов А.А. полагал, что постановление вынесено законно и обоснованно, оснований для отмены, не имеется. Обязанность прохождения медицинского осмотра не зависит от уровня фактического воздействия вредности, а связана с наличием самого факта вредных условий труда.

Будучи надлежащим образом извещенным законный представитель ЕМУП «МЭС» в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

Статьей 5.27.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверке знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со статьями 214, 220 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников определены Федеральным законом от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет медицинский осмотр как комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

К медицинским осмотрам, в частности, относятся предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, и периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н утверждены «Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации» и «Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка медицинских осмотров обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Согласно пункту 20 Порядка медицинских осмотров периодические медицинские осмотры проходят работники: занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением, транспорта; организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей; выполняющие работы, предусмотренные приложением «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров».

Приказом Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31.12.2020 утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

При организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работодателем составляется список лиц, в котором указываются наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров» к Порядку медицинских осмотров, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда применяются, в частности, для организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

При этом работник может быть направлен на медицинский осмотр по нескольким основаниям, как выполняющий одну или несколько работ, предусмотренных главами VI (виды работ) Приказа №988H/1420H и Порядка медицинских осмотров, так и подвергающийся воздействию одного или нескольких вредных и (или) опасных производственных факторов, поименованных в главах I-V Приказа №988н/1420н и приложения «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров» к Порядку медицинских осмотров.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации даны основные понятия охраны труда.

Так, безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.

Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

К вредным или опасным условиям труда относятся условия труда, на которых по результатам специальной оценки условий труда установлен 3 или 4 класс условий труда (подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), опасные условия труда (4 класс) (части 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, анализируя вышеуказанные нормативные акты, работник должен пройти медицинский осмотр только при одновременном выполнении следующих условий: на работника в процессе работы будет воздействовать вредный производственный фактор; уровень воздействия будет превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые уровни (ПДУ); условия труда работника будут признаны вредными или опасными.

Из материалов дела следует, что картой №13 СОУТ мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования установлены вредные (опасные) факторы - «шум» и «тяжесть трудового процесса» - класс условий труда определен – 2 (допустимый), то есть условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены); а также вредный (опасные) фактор «параметры световой среды» - класс условий труда определен – 1 (оптимальный), то есть условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Поскольку условия труда картой №13 СОУТ оценены как оптимальные и допустимые (1,2 класс) и в соответствии со ст.14 закона №426-ФЗ не являются вредными, то правовые основания для направления работника в связи с воздействием на него вредных факторов (шум, тяжесть трудового процесса, параметры световой среды) на прохождение обязательных медицинских осмотров, отсутствуют, о чем также указано в стр.40 данной карты.

Отнесение к вредным условиям труда лишь 3 класса и выше, следует и из содержания п. 40 Порядка проведения периодических медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года N 29н, где указано, что для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводятся один раз в пять лет.

Данное толкование закона согласуется с разъяснениями, данными компетентными органами исполнительной власти изложенном в совместном письме Минтруда России №15-2/10/В-8809, Минздрава России №28-5/И/2-10974 от 16.07.2021, а также в неоднократных в разъяснениях Минтруда России изложенных в письмах от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581, от 10.03.2021 № 15-2/ООГ-654, №15-2/ООГ-612 от 09.03.2021, №15-2/ООГ-1514 от 30.06.2022.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица в отношении ЕМУП «МЭС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ЕМУП «МЭС» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.9, пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Рубанова А.А. №66/6-114-23-ИЗ/12-34048-И/57-263 от 02.06.2023, вынесенное в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Многопрофильные энергетические системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

<...>

<...>

Судья Т.А. Евдокимова

12-371/2023

Категория:
Административные
Ответчики
ЕМУП "Многопрофильные энергетические системы"
Другие
Мошинская О.Н.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.svd.sudrf.ru
07.08.2023Материалы переданы в производство судье
28.08.2023Истребованы материалы
01.09.2023Материалы переданы в производство судье
01.09.2023Истребованы материалы
15.09.2023Поступили истребованные материалы
18.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
13.12.2023Вступило в законную силу
18.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее