Гр.дело №2-2/2021
УИД 12MS0017-01-2018-000100-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» к Малышевой Наталии Геннадьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, судебных расходов; встречному исковому заявлению Малышевой Наталии Геннадьевны к муниципальному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» о признании перевода квартиры с централизованного отопления на индивидуальное законным, признании незаконным начисление ей платы за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с 1 октября 2014 года по 30 апреля 2019 года, возложении обязанности не начислять ей плату за отопление жилого помещения, за исключением платы на общедомовые нужды, взыскании компенсации морального вреда в связи с неправомерными действиями ответчика; о сохранении в квартире системы внутриквартирного отопления в переустроенном состоянии (с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии), возложении обязанности произвести перерасчет коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды за период с 1 октября 2016 года по 30 апреля 2019 года и начислять ей с 1 мая 2019 года плату за отопление только на общедомовые нужды многоквартирного дома, возложении обязанности исключить из платежного документа сведения о внесении платы за отопление жилого помещения и пени, начисленные на задолженность, взыскании компенсации морального вреда в связи с неправомерными действиями ответчика; признании переустройства квартиры (с учетом установки индивидуального источника тепловой энергии) законным, признании незаконным предъявление ей к оплате услуг отопления, возложении обязанности при начислении платы за отопление с 1 января 2019 года исходить из объема (количества) потребленной тепловой энергии, приходящийся ее жилое помещение, равным «0»,
установил:
Муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» (далее по тексту - МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики) с учетом измененных требований обратилось к мировому судье судебного участка №17 Волжского судебного района Республики Марий Эл, а затем - в Канашский районный суд Чувашской Республики о взыскании задолженности по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения на общедомовые нужды <адрес>, за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2019 года в размере 44178 руб. 53 коп., пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с 11 мая 2015 года по 08 октября 2019 года в размере 20509 руб. 07 коп., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2140 руб. 63 коп. ( л.д.1-4 т.1, 72-75 т.1, 179-180 т.1, 74-75 т.2, 12-14 т.3).
Обосновывая свои исковые требования, МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» указало, что Малышева (ранее- Егорова) Н.Г. является собственником <адрес>; названная квартира имеет индивидуальный квартирный источник тепловой энергии. Многоквартирный <адрес> подключен к системе централизованного отопления, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Поэтому начисление платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам указанного дома производится в соответствии с требованиями пункта 42.1 Правил №354, исходя из утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению по формуле №3 приложения №2 к указанным Правилам.
Как указывает в своем заявлении МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики», Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года №46-П абзац второй пункта 40Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим КонституцииРоссийской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Из содержания Постановления Конституционного Суда РФ следует, что оно подлежит применению в том случае, если переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии осуществлен с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
С 1 января 2019 года Постановлениями Правительства РФ от 28 января 2018 года №1708, от 23 февраля 2019 года №184 внесены изменения в Правила №354, то есть предусмотрен порядок оплаты за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые (нежилые) помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии при условии, что нормативные требования к переустройству системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены. Согласно пунктам 2.5 и 3.6 Приложения №2 к Правилам №354 объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящейся на жилое или нежилое помещение равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, действующими на момент проведения такого переустройства. Многоквартирный дом <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Соответственно, начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам названного многоквартирного дома производится в соответствии с п.42.1 Правил №354, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии по формуле 3 приложения №2 к настоящим Правилам.
Установленный порядок переустройства внутриквартирного отопления Малышевой Н.Г. не соблюден, в связи с чем объем потребленной тепловой энергии, приходящейся на <адрес> не может быть равен нулю. Поэтому Малышева Н.Г. не подлежит освобождению от обязанности по оплате услуг отопления.
Малышева Н.Г. обратилась в суд со встречным иском к МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики»:
- о признании перевода квартиры <адрес> с централизованного на индивидуальное законным, признании незаконным начисление ей платы за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с 1 октября 2014 года по 30 апреля 2019 года, возложении обязанности не начислять ей плату за отопление жилого помещения, за исключением платы на общедомовые нужды, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. в связи с неправомерными действиями ответчика ( л.д.181-183 т.1, 130-131 т.2);
- о сохранении в квартире <адрес> системы внутриквартирного отопления в переустроенном состоянии (с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии), возложении обязанности произвести перерасчет коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды за период с 1 октября 2016 года по 30 апреля 2019 года и начислять ей с 1 мая 2019 года плату за отопление только на общедомовые нужды многоквартирного <адрес>, возложении обязанности исключить из платежного документа сведения о внесении платы за отопление жилого помещения и пени, начисленные на задолженность, взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 руб. в связи с неправомерными действиями ответчика ( л.д.33-38 т.3, 39 т.3);
- о признании переустройства квартиры <адрес> (с учетом установки индивидуального источника тепловой энергии) законным, признании незаконным предъявление ей к оплате услуг отопления, возложении обязанности при начислении платы за отопление <адрес>, с 1 января 2019 года исходить из объема (количества) потребленной тепловой энергии, приходящийся ее жилое помещение, равным «0» ( л.д. 113-115 т.3).
Обосновывая свои исковые требования, Малышева Н.Г. указала, что 29 сентября 2009 года МП «Управление ЖКХ г.Канаш» выдало истцу технические условия на перевод <адрес> на индивидуальное отопление; в период с сентября по октябрь 2000 года в связи с недостаточной поставкой тепловой энергии по централизованной системе отопления и постоянным отсутствием подачи горячего водоснабжения, после получения разрешительных документов силами специализированной организации (ОАО «Чувашсетьгаз» филиала «Канашмежрайгаз») в соответствии с проектом, выполненным ОАО «Чувашсетьгаз» в квартире истца был установлен индивидуальный источник тепловой энергии. Считает, при установке индивидуального источника тепловой энергии ею соблюдены требования к переустройству, установленные действующим на момент проведения такого переустройства законодательства.
Как указывает в своем встречном исковом заявлении Малышева Н.Г., МУП «Теплосеть» МО «г.Чеборксары-столицы Чувашской Республики» ей предоставлен расчет по оплате коммунальной услуги за отопление <адрес> за период с 1 января 2019 года по 30 апреля 2019 года в сумме 993 руб. 23 коп.
Считает, что МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2018 года №1708 обязано было предъявить ей к оплате за отопление 993 руб. 23 коп.
Представитель истца ( она же - представитель ответчика по встречному иску) - МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Ответчик по первоначальному иску (она же - истец по встречному иску) Малышева Н.Г. и ее представитель Лабзина А.П., явившиеся в судебное заседание, в ходе судебного разбирательства зал судебного заседания покинули, объяснения по первоначальному и встречному иску не дали.
Представители 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Ромашка» и администрации г.Канаш Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Изучив первоначальные исковые заявления МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики», встречные исковые заявления Малышевой Н.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Истица Малышева ( ранее - Егорова) Н.Г. является собственником <адрес>, на основании договора купли-продажи от 04 октября 2007 года, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права ( л.д.111 т.1), выпиской из ЕГРН ( л.д.244 т.1).
В соответствии с проектом газоснабжения котла для квартирного отопления <адрес>, выполненным филиалом «Канашмежрайгаз» ОАО «Чувашсетьгаз» в 2008 году, с учетом технических условий на присоединение к газораспределительным сетям от 29 сентября 2008 года <адрес>, переведена с централизованного отопления на систему поквартирного отопления, в связи с чем в указанной квартире на кухне установлен настенный газовый котел марки «<данные изъяты> для отопления и производства горячей воды ( л.д.10-19 т.2).
Актом, составленным 16 октября 2008 года представителями управляющей организации - МУП «Чистый город» муниципального образования «г.Канаш Чувашской Республики», подтверждается, что <адрес> переведена на индивидуальное отопление, стояки системы отопления во всех комнатах изолированы ( л.д.9 т.2).
Согласно части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 08 января 2019 года) самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Согласно техническому паспорту на <адрес> (по состоянию на 20 сентября 2007 года), количество этажей в доме - 5, отопление в квартире - центральное, водоснабжение и горячее водоснабжение - от городской теплосети ( л.д. 2-5 т.2).
В судебном заседании установлено, что многоквартирный <адрес> подключен к системе централизованного отопления.
Переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном доме требует переустройство жилого помещения, в связи с чем оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С технической точки зрения отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих изменений в технический паспорт; отключение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме от системы отопления изменяет общедомовую систему инженерного отопления, а потому является переустройством жилого помещения.
Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 08 января 2019 года) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспортжилого помещения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядкесоглашением о взаимодействии представляет подготовленный и оформленный в установленном порядкепроект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения ( пункт 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке(пункт 1.7.1 Правил).
Согласно абз.2 п.1.7.1 названных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
В соответствии с п.1.7.2Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года №170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, не допускаются.
Пунктом «в» пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, действовавших до 31 августа 2012 года, потребителю запрещалось самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом, либо в технический паспорт жилого помещения.
В подпункте «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, также установлен запрет потребителю самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается в том случае, если проект переустройства соответствует строительным нормам и правилам проектирования, согласован с теплоснабжающей организацией, поскольку система отопления многоквартирного дома представляет собой единую систему, система отопления многоквартирного дома планируется как единая еще на стадии проектирования многоквартирного дома.
Между тем, доказательств, свидетельствующих о соблюдении Малышевой Н.Г. порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действовавшего на момент его проведения, не имеется.
Представленные директором ООО «Ромашка» письменные документы: проект перепланировки и индивидуального отопления квартиры ( л.д.21-31 т.2), проект газоснабжения для квартирного отопления ( л.д. 10-19 т.2) не являются доказательствами соблюдения последней нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действовавших на момент его проведения, а сам проект не относится к проектной документации на переустройство жилого помещения, связанной с отсоединением от общедомовой системы отопления и оборудованием газового автономного источника теплоснабжения в том содержательно-правовом смысле, который придает ему Жилищный кодекс Российской Федерации ( часть 1 статьи 26), поскольку он предусматривает лишь установку на кухне газового котла.
Таким образом, вышеуказанные документы не являются доказательствами соблюдения Малышевой Н.Г. нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Кроме того, согласно ч.15 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правиламиподключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Между тем, Малышевой Н.Г. не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что действующей схемой теплоснабжения г.Канаш предусмотрена возможность перехода многоквартирного <адрес> на индивидуальную систему отопления.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях ( пункт 6 названных Правил).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартиры истца в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления и установка индивидуального источника предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (ст.ст.44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, Малышевой Н.Г. доказательств получения согласия всех собственников жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома <адрес> на отключение своего жилого помещения от централизованного отопления не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что во встречном иске Малышевой Н.Г. к МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» о признании перевода <адрес> централизованного отопления на индивидуальное законным, о сохранении в <адрес> системы внутриквартирного отопления в переустроенном состоянии (с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии), о признании переустройства <адрес> (с учетом установки индивидуального источника тепловой энергии) законным следует отказать.
Кроме того, основанием для отказа в удовлетворении вышеуказанных требований Малышевой Н.Г. является и то обстоятельство, что МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики», как ресурсоснабжающая организация, надлежащим ответчиком по вышеуказанным требованиям не является.
В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся и в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 3 статьи 30Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 2 статьи 154 этого же Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление и горячее водоснабжение.
В соответствии с частью 1 статьи 158Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 157Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правилапредоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Возражая против требований МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики», Малышева Н.Г. указала о том, что ее квартира отапливается газовым котлом, а тепловая энергия, поставляемая в многоквартирный дом, ею не используется.
В судебном заседании установлено, что начисление платы за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды в спорный период МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» производило Малышевой Н.Г. без разделения на плату за потребление услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Абзацем вторым пункта Правил №354 (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) предусматривалось, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года №46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги в жилом и нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую им для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую многоквартирный дом по сетям теплоснабжения.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 года №46-П Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 2019 года внесены изменения в абзац 2 пункта 40 Правил №354.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил №354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 года №184) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил.
Из содержания искового заявления МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» следует, что многоквартирный <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В соответствии с абзацем третьим пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формула 3 приведена в пункте 3 приложения №2 к Правилам. В соответствии с данной формулой размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется исходя из объема (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6).
Согласно формуле 3 (6) показатель объема (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенной правовой позиции Постановления Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 года №46-П, обязательным условием для раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является установление факта соблюдения установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения такого рода работ.
Выше судом установлено, что переход на внутриквартирное отопление в многоквартирном доме, подключенным к централизованным сетям теплоснабжения, Малышевой Н.Г. произведен без соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Частью 1 статьи 6Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Поэтому МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» за период с октября 2014 года до внесения изменений в абзац второй пункта 40 Правил №354 обоснованно начисляло Малышевой Н.Г. плату за отопление в соответствии с п.40 Правил №354 (в прежней редакции), то есть совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
После внесения изменений в названные Правила МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» при начислении Малышевой Н.Г. платы за отопление в соответствии с формулой 3 Приложения №2 к Правилам №354 обоснованно исходило из того, что объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на жилое помещение последней, нулю не равен.
В силу п.40 Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом и нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Поэтому истец по первоначальному иску обоснованно начислил Малышевой Н.Г. плату за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с апреля 2015 года по декабрь 2016 года.
Как следует из представленного МП «УК ЖКХ» МО г.Канаш Чувашской Республики) расчета, задолженность Малышевой Н.Г. за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за вышеназванный период составляет 411 руб. 25 коп. ( л.д. 19 т.3).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что во встречном иске Малышевой Н.Г. к МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» о признании незаконным начисление ей платы за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с 1 октября 2014 года по 30 апреля 2019 года, возложении обязанности не начислять ей плату за отопление жилого помещения, за исключением платы на общедомовые нужды, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. в связи с неправомерными действиями ответчика; возложении обязанности произвести перерасчет коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды за период с 1 октября 2016 года по 30 апреля 2019 года и начислять с 1 мая 2019 года плату за отопление только на общедомовые нужды многоквартирного <адрес>, возложении обязанности исключить из платежного документа сведения о внесении платы за отопление жилого помещения и пени, начисленные на задолженность, взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 руб. в связи с неправомерными действиями ответчика, признании незаконным предъявление ей к оплате услуг отопления, возложении обязанности при начислении платы за отопление <адрес>, с 1 января 2019 года исходить из объема (количества) потребленной тепловой энергии, приходящийся ее жилое помещение, равным «0», следует отказать.
Представленный истцом по первоначальному иску расчет суммы задолженности по оплате за горячее водоснабжение на общедомовые нужды и отопление, пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, подтверждается расчетом ( л.д. 10-29 т.1, 78-85 т.2, 19-23 т.3).
Названный расчет суммы задолженности соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы Малышевой Н.Г. о том, что МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» уже получило оплату за поставленную тепловую энергию с других собственников многоквартирного дома, юридически значимым обстоятельством для разрешения названного спора не является, поскольку в этом случае предприятие обязано произвести собственникам жилых (нежилых) помещений перерасчет оплаты за отопление.
Принимая во внимание, что Малышева Н.Г. своевременно и в полном объеме не производит оплату услуг отопления ( за период с 1 октября 2014 года по 30 апреля 2019 года) и горячего водоснабжения на общедомовые нужды ( за период с апреля 2015 года по декабрь 2016 года), первоначальный иск МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» к Малышевой Н.Г. о взыскании задолженности в сумме 44178 руб. 53 коп., пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с 11 мая 2015 года по 08 октября 2019 года в размере 20509 руб. 07 коп. подлежит удовлетворению.
Согласно платежным поручениям истцом по первоначальному иску при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 2140 руб. 63 коп. ( л.д.58 т.1, 91 т.2, 17 т.3).
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поэтому с ответчика Малышевой Н.Г. в пользу МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2140 руб. 63 коп.
Кроме того, в соответствии с положениями ч.1 ст.103 ГПК РФ с Малышевой Н.Г. подлежит взысканию в бюджет г.Канаш Чувашской Республики государственная пошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Малышевой Наталии Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г<адрес>, в пользу муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» задолженность по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44178 ( сорок четыре тысячи сто семьдесят восемь) руб. 53 коп., пени за несвоевременную оплату услуг отопления и горячего водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20509 ( двадцать тысяч пятьсот девять) 07 коп., всего: 64687 ( шестьдесят четыре тысячи шестьсот восемьдесят семь) руб. 60 коп.
Взыскать с Малышевой Наталии Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в пользу муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2140 ( две тысячи сто сорок) руб. 63 коп.
Во встречном иске Малышевой Наталии Геннадьевны к муниципальному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» о признании перевода <адрес> с централизованного отопления на индивидуальное законным; о сохранении в <адрес> системы внутриквартирного отопления в переустроенном состоянии (с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии); о признании переустройства <адрес> (с учетом установки индивидуального источника тепловой энергии) законным; о признании незаконным начисление платы за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с 1 октября 2014 года по 30 апреля 2019 года; возложении обязанности не начислять плату за отопление жилого помещения, за исключением платы на общедомовые нужды, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. в связи с неправомерными действиями ответчика; возложении обязанности произвести перерасчет коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды за период с 1 октября 2016 года по 30 апреля 2019 года и начислять с 1 мая 2019 года плату за отопление только на общедомовые нужды многоквартирного <адрес>; возложении обязанности исключить из платежного документа сведения о внесении оплаты за отопление жилого помещения и пени, начисленные на задолженность, взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 руб. в связи с неправомерными действиями ответчика; признании незаконным предъявление ей к оплате услуг отопления, возложении обязанности при начислении платы за отопление <адрес>, с 1 января 2019 года исходить из объема (количества) потребленной тепловой энергии, приходящийся ее жилое помещение, равным «0», - отказать.
Взыскать с Малышевой Наталии Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в бюджет <адрес> государственную пошлину в размере 300 ( триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение составлено 29 января 2021 года.