Дело № 2а-33/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,
при помощнике Ромашвили А.С.,
с участием:
представителя административного истца – старшего помощника прокурора Калининского района Тверской области Вершинской И.А., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика –Балошиной Е.А., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица АО «Газораспределение Тверь» по доверенности Яни Ю.В.,
специалиста Севастьянова Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Калининского района Тверской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – газопровода низкого давления, возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района Тверской области обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области с административным иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – газопровода низкого давления, возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого объекта.
Требования заявлены в отношении газопровода низкого давления в д. Мотавино Никулинского с/п Калининского района Тверской области протяженностью 217,8 п.м к трем жилым домам№1,2,3 (новая нумерация № 3,5,7) в д.Мотавино.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что в на территории Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области имеется газопровод низкого давления протяженностью 217,8 п.м. собственник которого не известен, надлежащее обслуживание не осуществляется.
Вышеуказанный объект на балансе администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области не состоит, не имеет собственника, то есть является бесхозяйным имуществом.
Существующий статус данного объекта, являющегося объектом газоснабжения, как бесхозяйного, создает потенциальную опасность аварийных ситуаций, ввиду ненадлежащей эксплуатации.
Прокуратурой района 07.08.2020 главе администрации поселения внесено представление об устранении нарушений, но таковые не устранены.
Прокурор Калининского района Тверской области просил суд обязать администрацию муниципального образования «Никулинского сельское поселение» Калининского района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного имущества названного объекта в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Правовыми основаниями требований указаны Федеральный закон от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Калининского района Тверской области Вершинская И.А. доводы и требования административного искового заявления поддержала. Не возражала против увеличения срок исполнения судебного решения до 6 месяцев.
Представитель административного ответчика глава администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Балошина Е.А. в судебном заседании возражала против части заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указала, что спорный объект используется и обслуживается филиалом АО «Газпром газораспределение Тверь». Доказательств его бесхозяйности нет. Предположила ошибку в документах при передаче прав на газопровод в д.Мотавино этот участок мог быть нее учтен. Данная организация может оформить свое право на объект по давности владения. Оснований для понуждения администрации к действиям, указанным в иске, принятию имущества в собственность нет, это предполагает в дальнейшем его принятие в муниципальную собственность, затраты на содержание, обслуживание.
Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь» Яни Ю.В. в судебном заседании выразила мнение об обоснованности требований. Позиция заинтересованного лица сводится к тому, что отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность газораспределительной сети, газопровод обладает всеми признаками бесхозяйной недвижимой вещи. Принятие мер по оформлению бесхозяйного газопровода считают необходимым. В отношении данного газопровода о правах по приобретательной давности не имеют. Спорный газопровод не вошёл в состав газопроводов колхоза, переданный организации. В д.Мотавино есть газопровод к магазину, который в собственности организации, в его состав спорный газопровод не входит.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области, привлеченного к участию в деле при подготовке дела к судебному разбирательству, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен.
Привлеченные заинтересованными лицами СПК Колхоз «Тверь», ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», администрация МО Тверской области «Калининский район», ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», Айрапетян К.Х и Бабайцев П.В. о судебном заседании извещены надлежащим образом.
От администрации МО Тверской области «Калининский район» представлено заявление о рассмотрении дела в представителя и отзыв на иск, в котором выражено мнение об обоснованности исковых требований.
Заслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, изучив письменные доводы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений части 2 статьи 1, части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-Ф3 организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.
Из пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами; от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 01 января 2017 года.
Согласно п.5. Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Как указано в п. 6 обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
Как установлено судом, право собственности на газопровод низкого давления протяженностью 217,8 п.м к трем домам в д.Мотавино на территории Никулинского сельского поселения, Калининского района Тверской области не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно представленным в дело сведениям указанный объект газоснабжения не значится в реестре муниципальной собственности района, поселения, Тверской области, собственности Российской Федерации, техническая инвентаризация этих объектов не проводилась.
Спорный объект является объектами недвижимости, право собственности на который в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, не имеет собственника, то есть бесхозяйный, данных об обратном не представлено.
07.08.2020 главе администрации поселения прокурором вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
В ответ на представление глава администрации поселения 20.05.2021 сообщил, что газопровод используется, имеет поставщика газа и потребителей, в связи с чем не усматривает оснований для постановки его на учет как бесхозяйный.
При изучении материалов дела выявлено, что наличие в акте приемки газопровода низкого давления протяженностью 217,8 п.м (л.д.15 т.1) сведений, что монтаж выполнен по заказу РСУ-2, строительство начато в 1986г., закончено в 1987г., не опровергает бесхозяйность газопровода, поскольку владелец имущества отсутствует. Указание в акте приемки колхоза им. Калинина также не дает оснований с достоверностью определить принадлежность спорного газопровода.
По данным ЕГРЮЛ ООО «РСУ-1» ликвидирована 12.07.2011. Указанный колхоз не существует.
По разъяснениям специалиста в области строительства и эксплуатации газопроводов Севастьянова Е.О., участвовавшего в судебном заседании, поименованный в иске газопровод является самостоятельным объектом, проиллюстрировано его расположение на представленных в деле планах (схемах).
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" "газопровод" - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа; "сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
В соответствии с "ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденным приказом Росстандарта от 10.09.2010 N 242-ст, газораспределительная система (система газораспределения): имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно потребителям; сеть газораспределения (газораспределительная сеть): технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств; сеть газопотребления: технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них; распределительный газопровод: газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода; газопровод-ввод: газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих открытому акционерному обществу "Газпром" и его дочерним организациям" предусмотрено, что техническая инвентаризация производится в целях выявления наличия, учета и принадлежности, фактического использования, состояния и стоимости как отдельных объектов недвижимого и движимого имущества, так и имущественных комплексов (пункт 1.4); технический учет объектов недвижимого и движимого имущества, входящих в имущественные комплексы, осуществляется по единой для Российской Федерации системе на основании данных исполнительной, строительной и проектной документации, данных бухгалтерского учета о балансовой стоимости, данных обследования и технической инвентаризации входящих в состав имущественный комплекс объектов (пункт 1.5); единицами технического учета являются как группа зданий и (или) сооружений в границах земельного участка, отведенного для их размещения, так и отдельные сооружения (пункт 2.3); составными частями системы газоснабжения являются имущественные комплексы и отдельные объекты недвижимого имущества газовой отрасли, в том числе: - газопроводы-отводы, - газопроводы, в том числе газопроводы подключения; - прочие объекты недвижимости, входящие в состав Единой системы газоснабжения, и другие объекты (пункт 4.2).
Таким образом, объектом недвижимости, входящим в единую систему газоснабжения, может быть как имущественный комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения - газопроводы, разновидностью которых является газопровод-ввод.
По сообщению АО «Газпром газораспределение Тверь» вышеуказанная гаозрапределительная сеть служит для газоснабжения, для поддержания необходимых параметров давления для определенных потребителей газа в населенном пункте. Договор на техническое обслуживание опасного производственного объекта ни с кем не заключался.
В ходе проведенной прокурором проверки законодательства о газоснабжении, было установлено, что в определении правового режима определенного участка газопровода низкого давления, расположенного на территории муниципального образования имеется неопределенность, а именно какие-либо правоустанавливающие документы на указанный недвижимый объект отсутствуют, собственник не определен.
Требования заявителя сводятся к проверке законности бездействия Администрации поселения по не обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учёт вышеуказанного бесхозяйного имущества, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, поэтому спора о праве собственности, подлежащего рассмотрению в ином порядке, нет.
Суд исходит из того, что спорный объект недвижимости фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу приведенных правовых предписаний именно на органе местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого находится данный бесхозяйный объект, лежит обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии указанного недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Полномочия администрации поселения по приему на учет бесхозяйного имущества в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации являются властно-распорядительной функцией данного органа.
В данном случае требования прокурора основаны на неисполнении органом местного самоуправления публичных полномочий, возложенных на него законом, по постановке на учет бесхозяйного имущества.
Согласно Уставу поселения исполнительно-распорядительным органом поселения является администрация.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Суд полагает возможным предоставить для исполнения решения срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая достаточным такой срок, что в дальнейшем не препятствует ответчику обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Поскольку установленное судом бездействие органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, оно в силу ст. 227 КАС РФ должно быть устранено путём возложения на административного ответчика обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с соответствующим заявлением и документацией о постановке на учет бесхозяйных объектов сети газораспределения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – газопровода низкого давления, возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого объекта, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением и требующимися в соответствии с действующим законодательством документами о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи: газопровода низкого давления протяженностью 217,8 п.м. к трем жилым домам№1,2,3 (новая нумерация № 3,5,7) в д. Мотавино Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области.
Срок исполнения решения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Об исполнении решения суда сообщить суду и прокурору.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.В. Гуляева
Мотивированное решение составлено в течение 10 рабочих дней - 07.04.2022.
Дело № 2а-33/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,
при помощнике Ромашвили А.С.,
с участием:
представителя административного истца – старшего помощника прокурора Калининского района Тверской области Вершинской И.А., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика –Балошиной Е.А., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица АО «Газораспределение Тверь» по доверенности Яни Ю.В.,
специалиста Севастьянова Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Калининского района Тверской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – газопровода низкого давления, возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района Тверской области обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области с административным иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – газопровода низкого давления, возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого объекта.
Требования заявлены в отношении газопровода низкого давления в д. Мотавино Никулинского с/п Калининского района Тверской области протяженностью 217,8 п.м к трем жилым домам№1,2,3 (новая нумерация № 3,5,7) в д.Мотавино.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что в на территории Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области имеется газопровод низкого давления протяженностью 217,8 п.м. собственник которого не известен, надлежащее обслуживание не осуществляется.
Вышеуказанный объект на балансе администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области не состоит, не имеет собственника, то есть является бесхозяйным имуществом.
Существующий статус данного объекта, являющегося объектом газоснабжения, как бесхозяйного, создает потенциальную опасность аварийных ситуаций, ввиду ненадлежащей эксплуатации.
Прокуратурой района 07.08.2020 главе администрации поселения внесено представление об устранении нарушений, но таковые не устранены.
Прокурор Калининского района Тверской области просил суд обязать администрацию муниципального образования «Никулинского сельское поселение» Калининского района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного имущества названного объекта в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Правовыми основаниями требований указаны Федеральный закон от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Калининского района Тверской области Вершинская И.А. доводы и требования административного искового заявления поддержала. Не возражала против увеличения срок исполнения судебного решения до 6 месяцев.
Представитель административного ответчика глава администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Балошина Е.А. в судебном заседании возражала против части заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указала, что спорный объект используется и обслуживается филиалом АО «Газпром газораспределение Тверь». Доказательств его бесхозяйности нет. Предположила ошибку в документах при передаче прав на газопровод в д.Мотавино этот участок мог быть нее учтен. Данная организация может оформить свое право на объект по давности владения. Оснований для понуждения администрации к действиям, указанным в иске, принятию имущества в собственность нет, это предполагает в дальнейшем его принятие в муниципальную собственность, затраты на содержание, обслуживание.
Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь» Яни Ю.В. в судебном заседании выразила мнение об обоснованности требований. Позиция заинтересованного лица сводится к тому, что отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность газораспределительной сети, газопровод обладает всеми признаками бесхозяйной недвижимой вещи. Принятие мер по оформлению бесхозяйного газопровода считают необходимым. В отношении данного газопровода о правах по приобретательной давности не имеют. Спорный газопровод не вошёл в состав газопроводов колхоза, переданный организации. В д.Мотавино есть газопровод к магазину, который в собственности организации, в его состав спорный газопровод не входит.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области, привлеченного к участию в деле при подготовке дела к судебному разбирательству, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен.
Привлеченные заинтересованными лицами СПК Колхоз «Тверь», ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», администрация МО Тверской области «Калининский район», ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», Айрапетян К.Х и Бабайцев П.В. о судебном заседании извещены надлежащим образом.
От администрации МО Тверской области «Калининский район» представлено заявление о рассмотрении дела в представителя и отзыв на иск, в котором выражено мнение об обоснованности исковых требований.
Заслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, изучив письменные доводы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений части 2 статьи 1, части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-Ф3 организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.
Из пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами; от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 01 января 2017 года.
Согласно п.5. Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Как указано в п. 6 обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
Как установлено судом, право собственности на газопровод низкого давления протяженностью 217,8 п.м к трем домам в д.Мотавино на территории Никулинского сельского поселения, Калининского района Тверской области не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно представленным в дело сведениям указанный объект газоснабжения не значится в реестре муниципальной собственности района, поселения, Тверской области, собственности Российской Федерации, техническая инвентаризация этих объектов не проводилась.
Спорный объект является объектами недвижимости, право собственности на который в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, не имеет собственника, то есть бесхозяйный, данных об обратном не представлено.
07.08.2020 главе администрации поселения прокурором вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
В ответ на представление глава администрации поселения 20.05.2021 сообщил, что газопровод используется, имеет поставщика газа и потребителей, в связи с чем не усматривает оснований для постановки его на учет как бесхозяйный.
При изучении материалов дела выявлено, что наличие в акте приемки газопровода низкого давления протяженностью 217,8 п.м (л.д.15 т.1) сведений, что монтаж выполнен по заказу РСУ-2, строительство начато в 1986г., закончено в 1987г., не опровергает бесхозяйность газопровода, поскольку владелец имущества отсутствует. Указание в акте приемки колхоза им. Калинина также не дает оснований с достоверностью определить принадлежность спорного газопровода.
По данным ЕГРЮЛ ООО «РСУ-1» ликвидирована 12.07.2011. Указанный колхоз не существует.
По разъяснениям специалиста в области строительства и эксплуатации газопроводов Севастьянова Е.О., участвовавшего в судебном заседании, поименованный в иске газопровод является самостоятельным объектом, проиллюстрировано его расположение на представленных в деле планах (схемах).
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" "газопровод" - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа; "сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
В соответствии с "ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденным приказом Росстандарта от 10.09.2010 N 242-ст, газораспределительная система (система газораспределения): имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно потребителям; сеть газораспределения (газораспределительная сеть): технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств; сеть газопотребления: технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них; распределительный газопровод: газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода; газопровод-ввод: газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих открытому акционерному обществу "Газпром" и его дочерним организациям" предусмотрено, что техническая инвентаризация производится в целях выявления наличия, учета и принадлежности, фактического использования, состояния и стоимости как отдельных объектов недвижимого и движимого имущества, так и имущественных комплексов (пункт 1.4); технический учет объектов недвижимого и движимого имущества, входящих в имущественные комплексы, осуществляется по единой для Российской Федерации системе на основании данных исполнительной, строительной и проектной документации, данных бухгалтерского учета о балансовой стоимости, данных обследования и технической инвентаризации входящих в состав имущественный комплекс объектов (пункт 1.5); единицами технического учета являются как группа зданий и (или) сооружений в границах земельного участка, отведенного для их размещения, так и отдельные сооружения (пункт 2.3); составными частями системы газоснабжения являются имущественные комплексы и отдельные объекты недвижимого имущества газовой отрасли, в том числе: - газопроводы-отводы, - газопроводы, в том числе газопроводы подключения; - прочие объекты недвижимости, входящие в состав Единой системы газоснабжения, и другие объекты (пункт 4.2).
Таким образом, объектом недвижимости, входящим в единую систему газоснабжения, может быть как имущественный комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения - газопроводы, разновидностью которых является газопровод-ввод.
По сообщению АО «Газпром газораспределение Тверь» вышеуказанная гаозрапределительная сеть служит для газоснабжения, для поддержания необходимых параметров давления для определенных потребителей газа в населенном пункте. Договор на техническое обслуживание опасного производственного объекта ни с кем не заключался.
В ходе проведенной прокурором проверки законодательства о газоснабжении, было установлено, что в определении правового режима определенного участка газопровода низкого давления, расположенного на территории муниципального образования имеется неопределенность, а именно какие-либо правоустанавливающие документы на указанный недвижимый объект отсутствуют, собственник не определен.
Требования заявителя сводятся к проверке законности бездействия Администрации поселения по не обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учёт вышеуказанного бесхозяйного имущества, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, поэтому спора о праве собственности, подлежащего рассмотрению в ином порядке, нет.
Суд исходит из того, что спорный объект недвижимости фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу приведенных правовых предписаний именно на органе местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого находится данный бесхозяйный объект, лежит обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии указанного недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Полномочия администрации поселения по приему на учет бесхозяйного имущества в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации являются властно-распорядительной функцией данного органа.
В данном случае требования прокурора основаны на неисполнении органом местного самоуправления публичных полномочий, возложенных на него законом, по постановке на учет бесхозяйного имущества.
Согласно Уставу поселения исполнительно-распорядительным органом поселения является администрация.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Суд полагает возможным предоставить для исполнения решения срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая достаточным такой срок, что в дальнейшем не препятствует ответчику обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Поскольку установленное судом бездействие органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, оно в силу ст. 227 КАС РФ должно быть устранено путём возложения на административного ответчика обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с соответствующим заявлением и документацией о постановке на учет бесхозяйных объектов сети газораспределения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – газопровода низкого давления, возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого объекта, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением и требующимися в соответствии с действующим законодательством документами о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи: газопровода низкого давления протяженностью 217,8 п.м. к трем жилым домам№1,2,3 (новая нумерация № 3,5,7) в д. Мотавино Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области.
Срок исполнения решения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Об исполнении решения суда сообщить суду и прокурору.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.В. Гуляева
Мотивированное решение составлено в течение 10 рабочих дней - 07.04.2022.