Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 августа 2015 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Тереховой - Сидоркиной О.В.
при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е.В.,
с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным Решение № от 12 ноября 2014 года о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, обязании принять на учет нуждающихся в получении жилых помещений,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным Решение № от 12 ноября 2014 года о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, обязании принять на учет нуждающихся в получении жилых помещений, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что 12 апреля 1991 года истец была призвана на военную службу в войсковую часть 28591. С 01 апреля 1994 года проходила военную службу по контракту. Приказом Командующего войсками 2 командования военно-воздушных сил противовоздушной обороны от 19 октября 2011 года N2 023-ПМ истец уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 ст. 51 закона «О воинской обязанности и военной службе»). Приказом командира войсковой части 28591 от 24 октября 2011года № истец с 29 октября 2011 года исключена из списков личного состава данной части. Продолжительность военной службы истца составила 20 лет 1 месяц и 11 дней.
В 2009 году, в период прохождения военной службы по контракту, решением жилищной комиссии войсковой части 28591, истец была признана нуждающейся в жилом помещении; признание её нуждающейся в жилом помещении было правомерным и соответствовало положениям абзаца шестого пункта 25 Приказа министра обороны РФ № от 15 февраля 2000 года, действовавшего в тот период (истец проживала на квартире в р.<адрес> и не имела другой жилой площади); при этом в представленных истцом документах не были выявлены сведения, не соответствующие действительности, а также не были выявлены неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии её на учёт (п.31 вышеназванного Приказа).
Согласно справке № от 21 апреля 2014 года, выданной командиром войсковой части 15650-12 (правопреемником расформированной войсковой части 28591), в период прохождения военной службы в войсковой части 28591, дислоцирующейся в <адрес>, жилой площадью по линии Министерства обороны РФ истец не обеспечивалась.
22 ноября 2014 года по почте истец получила решение № от 12 ноября 2014 года о снятии её с учёта нуждающейся в жилом помещении; данное решение было принято начальником территориального отделения заселения ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ в <адрес>. Указанное решение истец оспаривает по двум основаниям: оно принято органом, не уполномоченным осуществлять данную функцию, незаконность снятия её с учёта нуждающихся в жилом помещении.
Пунктом 2 данного Приказа установлено, что свои функции уполномоченный орган осуществляет через специализированные организации Министерства обороны РФ.
Пунктом 3 данного Приказа установлены конкретные функции, которые осуществляют специализированные организации Министерства обороны РФ.
На территории <адрес> функции жилищного обеспечения военнослужащих осуществляет Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
Согласно пункту 1 Приказа от 06 июня 2012года № в составе региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ созданы территориальные отделения, осуществляющие функции по заселению жилых помещений в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, территориальное отделение заселения ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ в <адрес> не наделено функцией принятия на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении и снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, его решение № от 12 ноября 2014 года является недействительным, и истец подлежит восстановлению в Едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
На основании заявления истца с представленными документами была зарегистрирована в Едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях; ранее ответчиком истцу предлагалось жилое помещение общей площадью превышающей установленную норму (33 кв.м, на состав семьи один человек) с оплатой за счёт собственных денежных средств площади, превышающей 33 кв.м.
Согласно пункту 5 статьи 52 ЖК РФ решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Следовательно, оспариваемое решение было принято не только неправомочным органом, но и за пределами действия специального срока (пункт 5 статьи 52 ЖК РФ), а также общего срока исковой давности (пункт 1 статьи 196 ГК РФ), поэтому оно подлежит признанию незаконным, влекущим восстановление меня в Едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
В оспариваемом решении содержится информация, не соответствующая действительности. Так, в качестве основания к снятию истца с учёта нуждающегося в получении жилого помещения в решении указано, что она является членом семьи ФИО6 - собственника жилого помещения по адресу р.<адрес> квартал 1 <адрес> имеет бессрочное право пользования жилым помещением в данной квартире, тем самым не является нуждающейся в получении жилого помещения. В то же время в решении правильно указано, что у старшего прапорщика ФИО1 нет супруга, нет детей, нет иных членов семьи. Аналогичная информация находится в её личном деле военнослужащего. Следовательно, истец не является членом семьи ФИО6, последняя не находится на её иждивении, так как имеет самостоятельный доход в виде трудовой пенсии и общее хозяйство с истцом не вела и не ведёт. При таких обстоятельствах истец подпадает под положения подпункта 1 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ и признана нуждающейся в получении жилого помещения в соответствии с законом.
По смыслу ст.54 Конституции РФ (пункт 1) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В силу данного конституционного принципа документы, принятые 30 сентября 2010 года N2 1280 и 05 апреля 2011года № (Приказы Министра обороны РФ и утверждённая им Инструкция) и положенные в основу решения о снятии истца с учёта нуждающегося в получении жилого помещения, не могут быть применены к истцу, так как их действие распространяется на правоотношения, возникшие после даты их принятия и введения в действие.
На основании изложенного, просит суд признать недействительным решение № от 12 ноября 2014 года о снятии истца с учёта нуждающегося в жилом помещении, принятое территориальным отделением заселения ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ и обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ восстановить истца в Едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилом помещении, взыскать в пользу ФИО1 расходы по государственной пошлины в сумме 400 руб.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил иск удовлетворить.
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд счел возможным рассмотреть возникший между сторонами спор в отсутствие лиц, не пожелавших явиться в суд.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что 12 апреля 1991 года истец была призвана на военную службу в войсковую часть 28591. Также установлено, что с 01 апреля 1994 года истец проходила военную службу по контракту. Приказом Командующего войсками 2 командования военно-воздушных сил противовоздушной обороны от 19 октября 2011 года N2 023-ПМ истец уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 ст. 51 закона «О воинской обязанности и военной службе»). Приказом командира войсковой части 28591 от 24 октября 2011года № истец с 29 октября 2011 года исключена из списков личного состава данной части. Продолжительность военной службы истца составила 20 лет 1 месяц и 11 дней. Кроме того установлено, что в 2009 году, в период прохождения военной службы по контракту, решением жилищной комиссии войсковой части 28591, истец была признана нуждающейся в жилом помещении. Из предоставленной справки № от 21 апреля 2014года, выданной командиром войсковой части 15650-12 (правопреемником расформированной войсковой части 28591), в период прохождения военной службы в войсковой части 28591, дислоцирующейся в <адрес>, истец жилой площадью по линии Министерства обороны РФ не обеспечивалась.
Также установлено, что решением Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от 12 ноября 2014 года истец была снята с учёта нуждающейся в жилом помещении. Указанное решение было подписано начальником территориального отделения заселения ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ в <адрес> в пределах предоставленных полномочий, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, доводы истца о принятии оспариваемого решения органом, не уполномоченным осуществлять данную функцию, суд не принимает во внимание.
Проверяя доводы истца о незаконности снятия ее с учета нуждающейся в жилом помещении суд исходит из следующего.
Согласно п.п. «д» п. 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № военнослужащие не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, вне зависимости от истечении сроков, предусмотренных статьей 53 ЖК РФ.
Анализ положений части 3 статьи 49 ЖК РФ, статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п.п. 17, 18 Инструкции, утвержденной приказом МО РФ № от 30 сентября 2010г. во взаимосвязи с положениями подпункта «д» пункта 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998г., реализующих принцип однократности предоставления от государства жилых помещений, позволяет сделать вывод о том, что нормы о пятилетнем сроке, установленные статьями 53, 57 ЖК РФ распространяют свое действие только на имущество, приобретенное гражданами за счет собственных средств и не применимы в отношении жилых помещений, полученных на безвозмездной основе в порядке реализации социальных гарантий нуждающимся в них лицам.
Как следует из материалов дела, <адрес>, матери военнослужащей ФИО1 -ФИО6 было представлено жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 40,2 кв.м. с заключением договора найма.
Также установлено и не оспаривалось представителем истца в судебном заседании, что на основании договора на приватизацию жилого помещения от 24 февраля 1994 г. № указанное жилое помещение было приобретено на праве долевой собственности (по ? доле в праве) матерью военнослужащей - ФИО6 и военнослужащей ФИО1
Кроме того, установлено, что принадлежащую истцу ? долю в праве на указанное жилое помещение на основании договора дарения от 19 февраля 2009г. ФИО1 передала в собственность своей матери ФИО6
ФИО1 предоставила в уполномоченный жилищный орган, указав данные о сделках с жилыми помещениями в «Сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи в соответствии» с «Приложением № к указаниям заместителя Министра Обороны Российской Федерации» от 25 апреля 2011г. №.
Частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В ходе проверки документов, представленных ФИО1, для получения постоянного жилья по договору социального найма также установлено, что ФИО1 имеет право бессрочного пользования жилым помещением. ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> квартал 1. <адрес> 16 августа 2011г. по настоящее время. Указанное жилое помещение общей площадью 40,20 кв.м., согласно свидетельству о государственной регистрации права, было передано на праве собственности матери военнослужащей ФИО6 (общая площадь 40,20 кв.м.), которая в настоящее время является собственниками данной квартиры. На момент заключения договора приватизации жилого помещения военнослужащая ФИО1 также имела право пользования квартирой. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 ЖК РФ, с учетом применения пункта 19 Федерального Закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» ФИО1 имеет право постоянного бессрочного пользования указанным жилым помещением, поскольку в момент приватизации жилого помещения она имела равные права пользования этим помещением с лицами, их приватизировавшими. Кроме того, пунктом 1 статьи 292 Гражданского Кодекса РФ также предусмотрено, что члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим жилым помещением.
Обеспеченность ФИО1 общей площадью жилого помещения составляет 40.20 кв.м., в расчете на 1 человека 20,10 кв.м., что значительно превышает учетную норму по избранному постоянному месту жительства (<адрес>), установленную на территории <адрес> решением Саратовской городской Думы от 27 октября 2005г. № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и об установлении учетной нормы площади жилого помещения» (10.0кв.м.).
При таких данных последующее решение Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о снятии истца с учета нуждающихся в получении жилья № от 12 ноября 2014 года, которым она была исключена из списка нуждающихся в получении жилых помещений, вопреки доводам истца, произведено в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, и само по себе прав истца не нарушает, так как у нее, при таких обстоятельствах, в соответствии с законом не возникло права на улучшение жилищных условий. Истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий без законных оснований.
Таким образом, в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № и приказом Министра обороны Российской Федерации от 05 апреля 2011 года № ФИО1 на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выявлением в представленных ею документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет обоснованно снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Учитывая вышеприведенные положения закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным Решение № от 12 ноября 2014 года о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, обязании принять на учет нуждающихся в получении жилых помещений -отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья