Дело № 2-2058/2024 25RS0029-01-2024-002265-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2024 года г. Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Денисовой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Бормотко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Першиной Т. Я. к Межрайонной ИФНС России XXXX по Приморскому краю о взыскании недоначисленных сумм отпускных выплат, взыскании компенсации морального вреда,
выслушав истца, представителей ответчика Кононенко А.В., Гринько Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Истец Першина Т.Я. обратилась в суд с настоящим иском, мотивируя свои требования тем, что проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России XXXX по Приморскому краю, замещая на дату увольнения должность заместителя начальника отдела. Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГ истец уволена с государственной гражданской службы, в связи с выходом на пенсию. При увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск (122 дня) в размере 390 938,02 руб. Считает, что ответчиком неверно выплачены компенсации, в расчете не были учтены начисления в виде материального стимулирования. Согласно расчету истца с учетом материального стимулирования, сумма компенсации за неиспользованный отпуск составит 453 137,28 руб., то есть недоплата составила 62 199,26 руб. Кроме того, за период нахождения в ежегодном отпуске в 2020 г. 2021 г., 2022 г. 2023 г., при расчете сохраняемого денежного содержания, ответчиком также не учитывались суммы материального стимулирования, что привело к недоплате отпускных выплат: 38 154,75 руб. за период нахождения в отпуске 15 дней в феврале 2020 г., 34 855,99 руб. за период нахождения в отпуске 13 дней в мае 2020 г., 39 589,76 руб. за период нахождения в отпуске 16 дней в сентябре 2020 г., 18 896,88 руб. за период нахождения в отпуске 8 дней в декабре 2020 г., 35 240,64 руб. за период нахождения в отпуске 15 дней в сентябре 2021 г., 60 343,50 руб. за период нахождения в отпуске 25 дней в ноябре 2021 г., 43 942,90 руб. за период нахождения в отпуске 18 дней в феврале 2022 г., 52 655,82 руб. за период нахождения в отпуске 21 день в мае 2022 г., 22 403,40 руб. за период нахождения в отпуске 12 дней в сентябре 2022 г., 14 709 руб. за период нахождения в отпуске 10 дней в феврале 2023 г., 17 650,80 руб. за период нахождения в отпуске 12 дней в апреле 2023 г., 17 310,42 руб. за период нахождения в отпуске 18 дней в июне 2023 г., 5 738,30 руб. за период нахождения в отпуске 10 дней в сентябре 2023 г. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который истец оценивает в 10 000 руб. В связи с изложенным, истец просила взыскать с ответчика 62 199,26 руб. компенсацию за неиспользованный отпуск, 401 492,16 руб. недоплаченную сумму отпускных выплат, произведенных в 2020-2023 гг., компенсацию морального вреда 10 000 руб.
ДД.ММ.ГГ в производство суда принято увеличение исковых требований, в связи с выявленной арифметической ошибкой, истец просила взыскать с ответчика 70 006,08 руб. компенсацию за неиспользованный отпуск, 401 492,16 руб. недоплаченную сумму отпускных выплат, произведенных в 2020-2023 гг., компенсацию морального вреда 10 000 руб.
В судебном заседании истец на уточненных требованиях настаивала, в обоснование привела доводы, аналогичные изложенным в иске. Считала, что срок исковой давности не пропущен, поскольку недоплаченные суммы не были начислены, срок исчисляется с момента прекращения трудового договора. Ранее о нарушенном праве не знала, в связи с выходом на пенсию появилось свободное время для проверки расчетов работодателя.
Представители ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что при выплате истцу компенсационных выплат не допущено каких-либо нарушений действующего законодательства. Доказательств причинения истцу нравственных страданий, в связи с неверным расчетом, не представлено. Считали, что истцом пропущен срок исковой давности обращения в суд. В иске просили отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии с ч. 1 ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В судебном заседании установлено, что Першина Т.Я. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России XXXX по Приморскому краю.
Приказом Межрайонной ИФНС России XXXX по Приморскому краю XXXX от ДД.ММ.ГГ Першина Т.Я. уволена с гражданской службы по пункту пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего в связи с выходом на пенсию.
Заявляя требования, истец ссылалась на то обстоятельство, что при увольнении ей не в полном объеме выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, а также не доплачена сумма отпускных выплат, произведенных в 2020-2023 гг., при расчете не учтены начисления в виде материального стимулирования.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2 ст.50 Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно ч. 10 ст. 50 Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила № 562), утратившим силу с 1 января 2023 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554, утвердившим новые Правила.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п.6 указанных выше Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу ч. 1 ст.51 Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
В соответствии с п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2021 № 751 «О формировании фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории «Сириус» и территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» п. п. 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» признаны утратившими силу только с 01.01.2023.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
В силу п. 5.5 указанного Положения, Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
По смыслу указанных правовых норм, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
По мнению суда, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Першиной Т.Я. требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением, относится определение правовой природы произведенных ей Межрайонной ИФНС России XXXX по Приморскому краю в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
В судебном заседании установлено, что выплаченное Першиной Т.Я. материальное стимулирование в спорные периоды было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что суммы материального стимулирования входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно расчету истца, сумма задолженности по выплате отпускных недополученных в 2020 г. составляет: 38 154,75 руб. за период нахождения в отпуске 15 дней в феврале 2020 г., 34 855,99 руб. за период нахождения в отпуске 13 дней в мае 2020 г., 39 589,76 руб. за период нахождения в отпуске 16 дней в сентябре 2020 г., 18 896,88 руб. за период нахождения в отпуске 8 дней в декабре 2020 г.; сумма задолженности по выплате отпускных недополученных в 202 г. составляет: 35 240,64 руб. за период нахождения в отпуске 15 дней в сентябре 2021 г., 60 343,50 руб. за период нахождения в отпуске 25 дней в ноябре 2021 г.; сумма задолженности по выплате недополученных отпускных в 2022 г. составляет: 43 942,90 руб. за период нахождения в отпуске 18 дней в феврале 2022 г., 52 655,82 руб. за период нахождения в отпуске 21 день в мае 2022 г., 22 403,40 руб. за период нахождения в отпуске 12 дней в сентябре 2022 г.: сумма задолженности по выплате недополученных отпускных в 2023 г. составляет: 14 709 руб. за период нахождения в отпуске 10 дней в феврале 2023 г., 17 650,80 руб. за период нахождения в отпуске 12 дней в апреле 2023 г., 17 310,42 руб. за период нахождения в отпуске 18 дней в июне 2023 г., 5 738,30 руб. за период нахождения в отпуске 10 дней в сентябре 2023 г.; сумма задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в 2023 г. – 70 006,08 руб.
Ответчиком в свою очередь представлен контррасчёт, согласно которому следует, что сумма задолженности по выплате отпускных недополученных в 2020 г. составляет 102 400 руб., сумма задолженности по выплате отпускных недополученных в 2021 г. – 85 119,68 руб., сумма задолженности по выплате недополученных отпускных в 2022 г. – 109 117,28 руб., сумма задолженности по выплате недополученных отпускных в 2023 г. – 55 408,38 руб., а также задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск составляет 70 006,08 руб.
Указанный расчет ответчика суд берет за основу при принятии решения, поскольку он произведен с учетом вышеприведенных норм права, явившийся в судебное заседание бухгалтер-расчетчик ответчика подробно обосновала порядок расчета спорных сумм, оснований не согласиться с которым у суда не имеется, в расчете истца, напротив, дальневосточная надбавка и районный коэффициент учтены дважды, при этом начиная с 2023 года расчеты сторон идентичны, в связи с тем, что в расчетных листах истца ответчик начала более подробно указывать составные части выплачиваемого заработка.
С учетом произведенных расчетов, а также выплаченных истцу денежных средств при увольнении, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию невыплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск в размере 70 006,08 руб.
Давая оценку доводам ответчика о пропуске истцом срока исковой давности обращения в суд с требованиями о взыскании недоначисленной суммы отпускных выплат в 2020-2023 гг., суд исходит из следующего.
Учитывая положения ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», при определении срока на обращение в суд о защите нарушенных по спорам, связанным с прохождением государственной гражданской службы, подлежат применению нормы ст. 392 ТК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с ч. 10 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Согласно сведениям, представленным ответчиком, Першиной Т.Я. в 2020 г. предоставлялся отпуск: в количестве 15 дней с ДД.ММ.ГГ; в количестве 13 дней с ДД.ММ.ГГ; в количестве 16 дней с ДД.ММ.ГГ; в количестве 8 дней с ДД.ММ.ГГ. В 2021 г. истцу предоставлялся отпуск: в количестве 16 дней с ДД.ММ.ГГ; в количестве 25 дней с ДД.ММ.ГГ. В 2022 г. истцу предоставлялся отпуск: в количестве 18 дней с ДД.ММ.ГГ; в количестве 21 день с ДД.ММ.ГГ; в количестве 12 дней с ДД.ММ.ГГ. В 2023 г. истцу предоставлялся отпуск: в количестве 10 дней с ДД.ММ.ГГ; в количестве 12 дней с ДД.ММ.ГГ; в количестве 18 дней с ДД.ММ.ГГ; в количестве 10 дней с ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, выплата отпускных за указанные периоды должна была быть произведена истцу ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ соответственно.
Как следует из искового заявления, а также установлено судом, при начислении оплаты отпусков в период прохождения службы истцом в 2020 – 2023 гг. спорные выплаты ответчиком производились не в полном объёме.
О несоответствии размера оплаты труда в эти периоды истец должен был узнать при получении начисленной и выплаченной ей оплаты труда и имела возможность проверить правомерность начисления денежных средств за оплачиваемые отпуска путем сопоставления данных, отраженных в расчетных листках с методикой расчета, установленной положениями ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 06.09.20.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в период работы истец не имела возможности ознакомиться с составом и порядком исчисления причитающегося ей денежного содержания, не представлено.
Довод истца о том, что сроки давности для обращения в суд по настоящему трудовому спору следует исчислять с даты ее увольнения является несостоятельным, поскольку о нарушении своего права на получение сумм отпускных в предполагаемом ею объёме истец должна была в любом случае узнать до даты своего увольнения не позднее даты наступления срока для выплаты отпускных.
Исчисление сроков для обращения в суд с указанных дата прямо следует из положений абз. 2 ст. 392 ТК РФ.
С настоящим исковым заявлением истец обратилась в суд ДД.ММ.ГГ, то есть со значительным пропуском установленного законом срока на обращение в суд по отпускам, начинавшимся с ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах, предусмотренные ст. 392 ТК РФ сроки являются более короткими по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством Российской Федерации; такие сроки, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на труд, в случае незаконного расторжения трудового договора по инициативе работодателя, и являются достаточными для обращения в суд (Определения Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1087-О-О, от 05.03.2009 N 295-О-О, от 29.03.2016 N 470-О).
В силу ч. 5 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разрешая вопрос об уважительности причин пропуска Першиной Т.Я. установленного законом срока по требованиям о доплате отпускных по отпускам, начинавшимся с ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, суд приходит к выводу об отсутствии таковых, поскольку на какие-либо обстоятельства, связанные с личностью, препятствовавшие своевременному обращению в суд, истец не ссылается.
Учитывая, что пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суд отказывает в удовлетворении требований истца о взыскании отпускных выплат по отпускам, начинавшимся с ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения с исковыми требованиями о взыскании недоплаченных отпускных выплат по отпуску, начинавшемуся с ДД.ММ.ГГ, истцом не пропущен (срок для выплаты отпускных по данному отпуску наступил ДД.ММ.ГГ, следовательно, срок исковой давности по данному требованию истекал ДД.ММ.ГГ, истец с иском обратился ранее указанной даты – ДД.ММ.ГГ).
Таким образом, требования истца о взыскании недоначисленной суммы отпускных выплат подлежат удовлетворению за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 40 699,42 руб. (17 650,81 + 17 310,35 + 5 738,26). В оставшейся части требования удовлетворению не подлежат, поскольку заявлены за пределами исковой давности.
В соответствие со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку факт нарушения ответчиком прав истца в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Учитывая принцип разумности и справедливости, а также степень нарушенного права, суд считает, что требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в полном объеме в размере 10 000 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Першиной Т. Я. – удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России XXXX по Приморскому краю в пользу Першиной Т. Я. недоначисленную сумму отпускных выплат с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 40699,42 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 70 006,08 руб., компенсацию морального вреда 10 000 руб.
В удовлетворении требований в оставшейся части – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Уссурийский районный суд.
Председательствующий Денисова Ю.С.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2024 года.