Дело № 2-306/2022
УИД 54RS0025-01-2022-000437-89
Поступило: 14.02.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2022 года г. Куйбышев, Новосибирская область
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Карнышевой Ю.С.
при секретаре Бурдыко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области к МУП «Гжатсксервис», администрации Куйбышевского муниципального района Новосибирской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области обратилось в суд с иском к МУП «Гжатсксервис», администрации Куйбышевского муниципального района Новосибирской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска истец указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Гжатсксервис» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что МУП «Гжатсксервис» на праве хозяйственного ведения владеет и пользуется системами водоснабжения (скважинами) по адресам: <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, принадлежащим на праве муниципальной собственности администрации Куйбышевского муниципального района <адрес>, однако подаваемая из данных скважин вода не соответствуют требованиям Главы III СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без вредности для человека факторов среды в связи с превышением ПДК: <адрес> - мутность, железо, аммиак; <адрес> – общей жесткости, железа, мутности; <адрес> – аммиака, железа, мутности; <адрес> - марганца, железа, мутности; <адрес> – железа, мутности; <адрес> <адрес> – железо, марганец, мутность, что подтверждается протоколами и заключениями лабораторных исследований, свидетельствует о нарушении ст. 41-42 Конституции РФ, ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Кроме того указывает, что при проведении вышеуказанной проверки также установлено, что по всем системам водоснабжения (скважинам) по указанным выше адресам отсутствуют проекты ЗСО, а также не осуществляется производственный контроль по программе производственного качества питьевой и горячей воды (на момент проверки отсутствовали протоколы исследований за 2021 г.).
По результатам указанной выше проверки МУП «Гжатсксервис» было привлечено к административной ответственности, а также ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.
Поскольку указанные выше нарушения угрожают здоровью населения, просит суд обязать МУП «Гжатсксервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект ЗСО на указанные выше скважины, осуществить производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, привести качество питьевой воды, подаваемой населению из указанных выше систем водоснабжения (скважин) в соответствии с требованиями главы III СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без вредности для человека факторов среды обитания», обязать администрацию Куйбышевского района Новосибирской области выделить МУП «Гжатсксервис» денежные средства на устранение нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель МУП Куйбышевского района «Гжатсксервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований возражает согласно отзыву на л.д. 162-164.
Представитель администрации Куйбышевского муниципального района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе путем выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Согласно п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (глава 3) предусмотрено, что норматив воды питьевой централизованного водоснабжения по органолептическому показателю – мутность не должен превышать 1,5 мг/л, предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного водоснабжения по показателю: аммиак – 1/5-2 мг/л; железо- 0,3 мг/л; марганец – 01 мг/л.
СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы» предусмотрено, что зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1, 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона; органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу п. 1,2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения; производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении МУП «Гжатсксервис» проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что МУП «Гжатсксервис» на праве хозяйственного ведения владеет и пользуется системами водоснабжения (скважинами) по адресам: <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, принадлежащим на праве муниципальной собственности администрации Куйбышевского муниципального района Новосибирской области, однако подаваемая из данных скважин вода не соответствуют требованиям главы III СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без вредности для человека факторов среды по органолептическим показателям и превышением ПДК: <адрес> – мутность (2,9 мг/л), железо (1/9 мг/л), аммиак (2,2 мг/л); <адрес> – общая жесткость (7,8 градусов), железо (1,1 мг/л), мутность (5,0 мг/л); <адрес> – аммиак (3,6 мг/л), железо (2,8 мг/л), мутность (12,5 мг/л); <адрес> – марганец (0,31 мг/л), железо (2,4 мг/л), мутность (12,6 мг/л); <адрес> – железо (5,6 мг/л), мутность (8,4 мг/л); <адрес> – железо (1,5 мг/л), марганец (0,19 мг/л), мутность (7,2 мг/л), что подтверждается протоколами и экспертными заключениями (л.д. 34-96, 99-109, 144-161), что не оспаривалось представителем «Гжатсксервис» в судебном заседании.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что указывает, по всем системам водоснабжения (скважинам) по указанным выше адресам отсутствуют проекты ЗСО, а также не осуществляется производственный контроль по программе производственного качества питьевой и горячей воды (на момент проверки отсутствовали протоколы исследований за 2021 г.) (л.д. 39-50), что не оспаривалось представителем МУП «Гжатсксервис» в судебном заседании.
По указанным выше фактам МУП «Гжатсксервис» было привлечено к административной ответственности (л.д.51-72), а также ДД.ММ.ГГГГ в адрес указанного учреждения было внесено предписание об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73-76), однако данное предписание не исполнено (л.д. 77-85).
Доводы представителя ответчика о финансовой несостоятельности МУП «Гжатсксервис» не могут быть приняты судом, поскольку доказательств в этой части суду не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что иного суду не представлено, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ч. ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ III ░░░░░░ 1.2.3685-21 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░