Российская федерация
Центральный районный суд <адрес>
Максима Горького, ул., <адрес>, 630099
Дело №2-1810/2019 <адрес> |
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||
05 | августа | 2019 г. |
Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи | Зининой И.В. |
при участии: | |
секретаря судебного заседания | Тарасовой А.И. |
истца | С. В.С. |
представителя истца | Буслаевой М.И. |
представителя ответчика | Мериновой Н.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева В. С. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решений, установлении группы инвалидности,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам и просил признать незаконными решение Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, решение экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, решение экспертного состава № ФГБУ «ФБ МСЭ « № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать установить истцу инвалидность.
В обоснование своих требований Сергеев В.С. указал, что по результатам прохождения МСЭ ему было отказано в установлении инвалидности. С указанным решениями не согласен, поскольку состояние его здоровья ухудшилось, что приводит к стойким нарушениям функций организма человека.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и дали соответствующие пояснения.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям на иск.
ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» в судебное заседание своего представителя не направило, в силу части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации было извещено судом надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, часть 1) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (статья 39, часть 1), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Согласно статье 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно пункту 1 которых, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главного бюро.
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2).
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала (п. 3).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) (п. 20).
В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования (п. 21).
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования (п. 22).
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п. 25).
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (п. 28).
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п. 29).
Пунктом 5 раздела 2 Правил признания гражданина инвалидом определены условия признания лица инвалидом, которыми являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Само по себе заболевание либо дефект не являются безусловным основанием для признания лица инвалидом, если оно не приводит к ограничениям жизнедеятельности и необходимости осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию.
Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановления способностей гражданина.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания лица инвалидом.
В силу пунктов 4 и 10 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1024 н, выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Критерием для установления I группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; критерием для установления II группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, способность к ориентации, способность к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (пункты 5, 7 Классификаций).
Таким образом, для установления даже третьей группы инвалидности необходимо установления нарушения здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функции организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектов.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Сергеев В.С. обратился с заявлением об установлении инвалидности.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ медико-социальной экспертизы Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» С. В.С. инвалидность не установлена.
Указанное решение было обжаловано С. В.С. в установленном порядке.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ Экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> « Минтруда России инвалидность С. В.С. не установлена.
Указанное решение также было обжаловано в установленном порядке и в соответствии с выпиской из протокола заседания экспертного состава № по проведению медико-социальной экспертизы гражданину ФГБУ «МСЭ Минтруда России» № от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность С. В.С. не установлена.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 4 Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 291 медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Вместе с тем, истец заявляет, что состояние его здоровья приводит к стойким нарушениям функций организма.
Для устранения возникших противоречий, по ходатайству истца было назначено проведение судебной медико-социальной экспертизы.
Согласно заключению ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ специалисты экспертного состава № учреждения по результатам изучения и анализа представленных медицинских, медико-экспертных документов, обследования гражданина, анализа социально-бытовых, психологических и других данных С. В.С. пришли к выводам, что у С. В.С. имеются стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, обусловленные основным заболеванием: «М42 Остеохондроз поясничного отдела позвоночника. Перидуральный фиброз на уровне L4-L5 после микродисткэктомии и межостистой фиксации имплантом ДИАМ (ДД.ММ.ГГГГ). Корешковый L5-S1 синдром слева, ремиссия», и сстойкие незначительные нарушения функций дыхательной системы организма (не влияющих на максимально выраженное нарушение функций), обусловленные сопутствующим заболеванием: «А16.0.22 Инфильтративный туберкулез легких S1, S2 правового легкого в фазе рубцевания, рассасывания и уплотнения, МБТ-IIА», не приводящие к ограничениям ни одной из основных категорий жизнедеятельности организма и не приводящие к необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию или абилитацию. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у С. В.С. имелись 1 степени выраженности (20%) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, 1 степени выраженности (10%) стойкие нарушения функции дыхательной системы, обусловленные заболеванием. Имеющиеся стойкие нарушения функций организма у С. В.С. не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности. Необходимости в социальной защите С. В.С. не имелось, оснований для установления С. В.С. инвалидности не имелось.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в гражданском деле доказательств.
У суда отсутствуют основания сомневаться в заключении судебных экспертов, поскольку выводы сделаны на основании представленных материалов, медицинских документов в отношении С. В.С., личного осмотра истца, выводы экспертов научно обоснованы и не опровергаются иными доказательствами по делу.
Данное заключение было составлено экспертами, имеющими большой стаж экспертной работы, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности, для проведения экспертизы в распоряжение экспертов были представлены имеющиеся материалы дела, медицинские документы. Ходатайства о предоставлении дополнительных данных экспертами не заявлялось.
Сторонами в ходе судебного разбирательства данное заключение судебной экспертизы не оспаривалось.
Доказательств, опровергающих выводы специалистов, которым в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлено исключительное право установления инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, истцом С. В.С. не представлено.
С учетом изложенного, в виду того, что оспариваемые акты приняты экспертными составами обоснованно, в соответствии с действующими нормативно-правовым и методическими документами по медико-социальной экспертизе, их выводы в полной мере согласуются с выводами проведенной в рамках указанного гражданского дела судебной экспертизы, то и оснований для их отмены не имеется.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд не усматривает нарушений прав и законных интересов истца и его требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
В удовлетворении иска Сергееву В. С. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решений, установлении группы инвалидности отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья И.В.Зинина