Дело № 2-3582/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Владивосток 10 ноября 2017г.
Ленинский районный суд г.Владивостока в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.
с участием Военного прокурора Николаевского гарнизона Смирнова Я.Н.
при секретаре Матченко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Николаевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Российской Федерации к Министерству Обороны Российской Федерации о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Николаевского гарнизона обратился в суд с указанным иском, котором после уточнения требований просил:
Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации выразившееся в непринятии мер по обеспечению сохранности имущества войсковой части 74010-4, обеспечению антитеррористической защищенности военнослужащих, лиц гражданского персонала и имущества войсковой части 74010-4 незаконным и нарушающим права граждан Российской Федерации-военнослужащих и лиц гражданского персонала войсковой части 74010-4, нарушающим интересы Российской Федерации.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и об обеспечении сохранности государственной собственности и выполнить работы по проектированию и строительству внешнего и внутреннего периметрального ограждения территории военного городка № войсковой части 74010-4 в <адрес>, выполнив предварительно работы по определению перечня объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта, разработке заявочного плана капитального ремонта, включению объектов войсковой части 74010-4 в титул капитального ремонта и все иные мероприятия, необходимые для начала работ по проектированию и строительству внешнего и внутреннего периметрального ограждения территории военного городка № войсковой части 74010-4 в <адрес>.
Установить срок для исполнения решения суда - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Военной прокуратурой Николаевского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами в\ч 74010-4 требований законодательства об обеспечении сохранности государственной собственности и о противодействии терроризму.В ходе надзорных мероприятий, проведенных с выездом в указанный военный городок установлено, что территория в\ч 74010-4 не оборудована надлежащими внешним (3123 метров) и внутренним ограждением (3486 метров). Ранее имевшееся железобетонное (внешнее) ограждение отсутствует на значительной части (до 80%), железобетонные столбы и плиты внешнего ограждения повалены и разрушены, внутреннее проволочное ограждение отсутствуют полностью, в связи с чем, не обеспечивается защита территории части от несанкционированного проникновения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму заключается в деятельности органов государственной власти по предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. При этом суть антитеррористической защищенности объекта (в данном случае объектов на территории в\ч 74010-4) заключается в состоянии защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей (т.е. там, где могут одновременно находиться более пятидесяти человек), препятствующее совершению террористического акта.
Кроме того, непосредственная обязанность по обеспечению сохранности военного имущества, а также здоровья и жизни подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала возлагается законом и уставом на командира в\ч 74010-4. На него же в силу требований ст. ст. 22 и 163 ТК РФ возлагается обеспечение безопасности и условий труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а в силу требований ст. ст. 3 и 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - обязанность по обеспечению сохранности здоровья и жизни военнослужащих.
Вместе с тем, органы военного управления Минобороны России оставили командира в\ч 74010-4 без средств к решению указанных вопросов, что вызвало необходимость в заявлении данного иска в защиту интересов неопределенного круга лиц - военнослужащих и лиц гражданского персонала в\ч 74010-4, а также Российской Федерации.
Ввиду того, что в\ч 74010-4 хранит медикаменты для воинских частей Тихоокеанского флота и выдает их получателям, на ее территорию прибывают представители иных воинских частей, также являющихся гражданами и работниками Минобороны России, имеющими те же права. Их число также не является заранее определенным. Таким образом, невозможно заранее предвидеть поименный состав тех или иных работников при нахождении на рабочих местах на необеспеченной в антитеррористическом плане территории в\ч 74010-4 в любой отрезок времени.
В связи с изложенным, круг военнослужащих и работников, которые работают и будут работать на территории военного городка № войсковой части 74010-4 в <адрес>, не является персонифицированным и является неопределенным, что дает право прокурору обратится в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании военный прокурор Николаевского гарнизона уточенные исковые требования поддержал, по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
В отношении АО «Главное управление обустройства войск» по ВВО, 505 Отделения (территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг, Управлению эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей организаций ВВО не поддержал, привлеченного ФГУ «Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношении» МО РФ, полагая, что обязанность должна быть возложена на Министерство обороны РФ, которое самостоятельно определит порядок исполнения решения.
Ответчики в судебное заседание не прибыли, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало.
Согласно имеющегося в материалах дела отзыва Министерства обороны РФ, ответчик возражал против удовлетворения иска, указав, что организация проведения капитального ремонта объектов недвижимости, закрепленных за вооруженными силами РФ, осуществляется с соблюдением установленной процедуры на основании поступающих заявок и в пределах бюджетных средств. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно отзыва АО «Главное управление обустройства войск», общество действует на основании государственного контракта с Министерством обороны РФ на проведение определенных работ, в связи с чем, не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Спорные объекты в Титул капитального ремонта не включены, соответствующего контракта не заключалось. Определением Ленинского районного суда <адрес> от 24.08.2017г. производство по делу в отношении указанного ответчика было прекращено.
Выслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая характер спора, дело рассмотрено в порядке искового производства.
Из материалов дела следует, что Военной прокуратурой Николаевского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами в\ч 74010-4 требований законодательства об обеспечении сохранности государственной собственности и о противодействии терроризму.
Установлено, что в\ч 74010-4 расположена в военном городке № в <адрес>.
В ходе надзорных мероприятий, проведенных с выездом в указанный военный городок установлено, что территория в\ч 74010-4 не оборудована надлежащими внешним (3123 метров) и внутренним ограждением (3486 метров). Ранее имевшееся железобетонное (внешнее) ограждение отсутствует на значительной части (до 80%), железобетонные столбы и плиты внешнего ограждения повалены и разрушены, внутреннее проволочное ограждение отсутствуют полностью, в связи с чем, не обеспечивается защита территории части от несанкционированного проникновения.
Действительное состояние внешнего ограждения и отсутствие внутреннего ограждения, а также нуждаемость ограждения в восстановительном ремонте, подтверждается актами весеннего и осеннего осмотров, проводимых комиссией в\ч 74010-4 ежегодно в соответствии с Регламентов порядка проведения таких работ.
Как следует из материалов дела командир войсковой части обращался 05.11.2011г. к начальнику медицинской службы округа <адрес>, предоставив перечень работ, необходимых для приведения материально-технической базы военно-медицинских учреждений и перечень аварийных объектов войсковой части 74010-4 в/г 3112, требующих проведения срочных ремонтно-восстановительных работ.
Также 19.08.2015г., 16.12.2015г. 15.03.2016г., 18.04.2016г.обращался в Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ВВО МО РФ о необходимости проведения ремонта внешнего и внутреннего ограждения; 22.04.2016г. обращался к Управляющему по комплексному обслуживанию ООО «Компонент» <адрес> о согласовании даты осенне-весеннего осмотра объектов материально-технической базы войсковой части 74010-4;
Однако, как следует из материалов дела мер по указанным обращением не принято.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61- ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, обязанность по обеспечению текущего и капитального ремонта спорного имущества законом возложена на Министерство обороны РФ, как на собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму заключается в деятельности органов государственной власти по предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан (в т.ч. военнослужащих и лиц гражданского персонала в\ч 74010-4) - неотъемлемые нематериальные блага. В данном контексте, в том числе с учетом права граждан в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» на защиту от чрезвычайных ситуаций, прокурор вправе заявлять данный иск в т.ч. в целях признать бездействие государственного органа незаконным.
Поскольку в\ч 74010-4 хранит медикаменты для воинских частей Тихоокеанского флота и выдает их получателям, на ее территорию прибывают представители иных воинских частей, также являющихся гражданами и работниками Минобороны России, отсутствие ограждения территории войсковой части, свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угрозы совершения террористического акта.
В соответствии со статьей 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. С учетом положений статьи 206 ГПК РФ, а также принимая во внимание, что объем работ, необходимый для исполнения исковых требований, требует определенных временных затрат, суд считает возможным установить срок в течение которого решение суда должно быть исполнено равный шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации выразившееся в непринятии мер по обеспечению сохранности имущества войсковой части 74010-4, обеспечению антитеррористической защищенности военнослужащих, лиц гражданского персонала и имущества войсковой части 74010-4 незаконным и нарушающим права граждан Российской Федерации-военнослужащих и лиц гражданского персонала войсковой части 74010-4, нарушающим интересы Российской Федерации.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и об обеспечении сохранности государственной собственности и выполнить работы по проектированию и строительству внешнего и внутреннего периметрального ограждения территории военного городка № войсковой части 74010-4 в <адрес>, выполнив предварительно работы по определению перечня объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта, разработке заявочного плана капитального ремонта, включению объектов войсковой части 74010-4 в титул капитального ремонта и все иные мероприятия, необходимые для начала работ по проектированию и строительству внешнего и внутреннего периметрального ограждения территории военного городка № войсковой части 74010-4 в <адрес>.
Установить срок для исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Круковская Е.Н.