Судья Черепанова А.Г.
Дело № 7-1785/2018 (12-771/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 23 октября 2018 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу ООО «Сомони» в лице законного представителя – директора Абдулназарова Ахмада Хиликназаровича на постановление судьи Березниковского городского суда Пермского края от 05.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 05.09.2018 ООО «Сомони» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, заявитель просит об изменении постановления путем замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ.
В судебном заседании в краевом суде Абдулназаров А.Х.. извещенный надлежащим образом, участие не принимал, защитника не направил.
Изучив доводы жалобы,исследовав материалы дела об административном правонарушении, оснований для удовлетворения жалобы не усматриваю.
В соответствии с ч.3 ст.18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Форма и порядок подачи уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
На момент совершения правонарушения применялись формы и порядок представления уведомлений, установленные приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации». Форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства приводится в Приложении №20 к названному приказу.
Из материалов дела следует, что гражданка Кыргызской Республики К., дата рождения, с 02.10.2017 была трудоустроена в ООО «Сомони» поваром, 31.01.2018 трудовой договор с ней расторгнут. Кроме того, 31.12.2017 ООО «Сомони» расторгло трудовой договор с гражданином Республики Таджикистан Р., дата рождения, занимавшим в организации должность повара с 07.06.2017.
При этом уведомления о прекращении (расторжении) трудовых договоров в территориальный орган МВД России не направлялись.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколами об административных правонарушениях, рапортом инспектора ОВТМ УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю от 15.08.2018 об обнаружении признаков административного правонарушения, уведомлениями о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) от 27.082018, пояснениями законного представителя юридического лица А., иными материалами дела.
Установив факт нарушения установленного действующим законодательством срока подачи уведомлений, судья городского суда пришел к правильному выводу о совершении ООО «Сомони» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Вывод судьи городского суда о совершении ООО «Сомони» вмененного административного правонарушения основан на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены судьей городского суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО «Сомони» возможности выполнить требования ч.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части соблюдения сроков направления уведомлений, не представлено, равно как и доказательств принятия юридическим лицом всех мер к соблюдению требований миграционного законодательства.
Относительно доводов о том, что уведомления не были направлены в срок вследствие тяжелой травмы директора и единственного учредителя юридического лица А., то ООО «Сомони» как юридическое лицо является самостоятельным действующим субъектом. Обеспечение деятельности юридического лица его риском. Кроме того, материалами дела не подтверждается безусловно отсутствие возможности подачи соответствующих уведомлений в установленный срок вследствие травмы директора А. Согласно представленным медицинским документам А. обращался в медицинское учреждение 11.12.2017, ему было рекомендовано лечение и обследование у невропатолога по месту жительства, при повторном обращении 10.01.2018 с диагнозом: закрытый перелом костей носа без смещения обломков, искривление носовой перегородки рекомендовано оперативное лечение (проведено в период с 13.05.2018 по 21.05.2018). Доказательств того, что в юридически значимый период А. находился на стационарном лечении, состояние здоровья не позволяло осуществлять деятельность по руководству юридическим лицом, не представлено. Более того, расторжение трудовых договоров имело место после получения А. травмы.
Представление соответствующих уведомлений лишь 27.08.2018, то есть после обнаружения совершения административного правонарушения значения для квалификации деяния по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
Выводы судьи о виновности ООО «Сомони» в совершении данного административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при рассмотрении дела.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, основано на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Постановление о назначении ООО «Сомони» административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Доводы о применении ст.4.1.1 КоАП РФ являлись предметом оценки при рассмотрении дела в городском суде и правомерно отклонены в связи с отсутствием в рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, наличие которых с учетом взаимосвязанных положений с.2 ст.3.4, ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ допускает возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением. Сам факт принадлежности ООО «Сомони» к субъектам малого и среднего предпринимательства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, которые бы повлияли на законность привлечения юридического лица к административной ответственности, допущено не было.
Вместе с тем следует отметить, что, как усматривается из материалов дела, инспектором ОВМ МО МВД России «Березниковский» по каждому факту неуведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового договора был составлен протокол об административном правонарушении.
Определением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 04.09.2018 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Сомони» объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Необходимость объединения судья мотивировал единым родовым объектом посягательства.
При этом судья не принял во внимание, что исходя из буквального толкования п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», уведомление о прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) должно подаваться в отношении каждого иностранного гражданина.
Данное требование предусмотрено законодателем в целях обеспечения охраны общественных отношений в сфере миграции и занятости населения.
Такое регулирование установлено с учетом особенностей объективной стороны данного состава административного правонарушения, одной из которых является признак «другого лица», участвующего в отношениях с правонарушителем. В настоящем случае данным лицом является иностранный гражданин, уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с которым не представлено в миграционный орган.
Более того, статья 18.15 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В целях обеспечения охраны общественных отношений в сфере миграции и занятости населения законодатель предусмотрел, что установленная данной статьей административная ответственность наступает в отношении каждого незаконно привлеченного к трудовой деятельности иностранного гражданина (примечание 2 к названной статье).
Часть 3 конструктивно расположена в статье 18.15 КоАП РФ, следовательно, административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного указанной нормой, в том числе за неуведомление миграционного органа о прекращении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности по каждой объективной стороне перечисленного в статье состава административного правонарушения.
Вместе с тем, поскольку изменение постановления судьи городского суда или его отмена по жалобе лица, привлекаемого к административной ответственности, приведет к ухудшению правового положения ООО «Сомони», данное постановление подлежит оставлению без изменения.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Березниковского городского суда Пермского края от 05.09.2018 оставить без изменения, жалобу ООО «Сомони» – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья –