УИД 22RS0050-01-2024-000119-65
Дело №2-82/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» июня 2024 года с. Табуны
Табунский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего - судьи Мозер А.И.,
при секретаре судебного заседания Шаранюк Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Владимира Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в трудовой стаж для перерасчета пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Попов В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту – ОСФР) о включении периодов работы в трудовой стаж для перерасчета пенсии.
Исковые требования, с учетом их уточнения, обоснованы следующим.
На основании заявления истца от 11.10.2023 ОСФР ему ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости, при этом ответчиком в общий трудовой стаж истца не включены периоды работы в должности энергетика: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Ермаковский завод РМиМК <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ – Ермаковский завод металлоконструкций; с ДД.ММ.ГГГГ – АООТ «Аксукский завод металлоконструкций»)) (АО «Метакон»)), ввиду отсутствия подтверждения данных периодов компетентным органом Республики Казахстан. Истец полагает, что данные периоды подлежат включению в трудовой стаж, поскольку в его трудовой книжке спорные периоды отражены, в материалах гражданского дела имеются соответствующие архивные справки, соответственно, ответчик должен произвести перерасчет размера пенсии с учетом включенных периодов, с применением заработной платы, отраженной в архивных справках.
В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, истец Попов В.А. не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал.
Представитель ответчика ОСФР в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В направленном в адрес суда отзыве, выражает несогласие с исковыми требованиями Попова В.А., ввиду того, что истцу не было отказано в перерасчете страховой пенсии, а разъяснено, что после поступления формуляров «О стаже работы» из Республиканского государственного учреждения «Департамент Комитета труда и социальной защиты по <адрес> Республики Казахстан» вопрос о включении в страховой и общий трудовой стаж ранее неучтенных периодов работы будет рассмотрен в одностороннем порядке. Поскольку до настоящего времени формуляры «О стаже работы» не поступили, несмотря на дважды направленные ОСФР запросы, оснований для разрешения вопроса о включении спорных периодов в стаж работы истца не имеется.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон №400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 11 Закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовал до ДД.ММ.ГГГГ - даты вступления в силу Закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Российской Федерации и Республики Казахстан, и являющихся их гражданами, осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), которое основано на территориально-пропорциональном принципе. Участниками Соглашения являются Российская Федерация, Республики Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан.
Соглашение ратифицировано Республикой Казахстан законом РК N 381-VI от ДД.ММ.ГГГГ, а Российской Федерацией – Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №354-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что Попов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ обратился ОСФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ Попову В.А. назначена страховая пенсия по старости, которая, с учетом фиксированной выплаты и индексации, с ДД.ММ.ГГГГ составляет 20608 рублей 79 копеек.
Как следует из возражений ответчика, подтвержденных материалами выплатного дела, на основании принятых в совокупности документов (сведений) в страховой стаж включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – Табунский х/п пункт, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – Табунский совхоз <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – СМП-9 трест «Сибэлектросетьстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – Алтайский вагоностроительный завод <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – Механизированная колонна № треста «Сибэлектросетьстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – Барнаульский меланжевый комбинат, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – Павлодарское монтажное управление трест «Казэлектромонтаж», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – Ермаковская ГРЭС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – Ермаковский завод РМиМК (Ермаковский завод металлоконструкций). В страховой стаж включен также период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, при принятии решения по заявлению Попова В.А. в его страховой стаж не включены, в том числе, следующие периоды работы истца в должности энергетика: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Ермаковский завод РМиМК <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ – Ермаковский завод металлоконструкций; с ДД.ММ.ГГГГ – АООТ «Аксукский завод металлоконструкций» (АО «Метакон»)), так как работа протекала на территории Республики Казахстан, а стаж не подтвержден компетентным органом Республики Казахстан.
В связи с чем, при подсчете в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ общий трудовой стаж Попова В.А. на ДД.ММ.ГГГГ составил 33 года 10 месяцев 6 дней, в том числе стаж для валоризации 29 лет 5 месяцев 18 дней; индивидуальный пенсионный коэффициент – 32,612.
Согласно переходным положениям статьи 12 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
При установлении пенсии гражданам, приобретшим пенсионные права на территориях государств-республик бывшего СССР, во всех случаях территориальные органы ПФР проводят работу по подтверждению трудового (страхового) стажа и заработка соответствующими компетентными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение на территории государств-республик бывшего СССР.
С 1991 г., надлежаще подтвержденными считаются сведения, если они поступили в ответ на запрос территориального органа ПФР в компетентный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение соответствующего государства, и перенаправленный им для ответа в архивную организацию или работодателю, и подтверждают сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах о страховом (трудовом) стаже, а также документов о заработной плате, выданных после указанной даты.
Таким образом, сведений, имеющихся в трудовой книжке лица, обратившегося за назначением пенсии, для подсчета и подтверждения страхового стажа недостаточно.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В целях реализации Соглашения ЕАЭС Советом Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов БАЗС, предусматривающий процедуру обмена информацией и соответствующие формуляры.
Таким образом, гражданам, прибывшим из стран участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы, протекавшие на территории бывших республик СССР после ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть учтены в страховой (общий трудовой) стаж без подтверждения формуляром "О стаже работы".
Судом установлено, что ответчиком направлены запросы в уполномоченный орган Республики Казахстан с целью подтверждения трудового стаж истца за оспариваемые им периоды, однако, поскольку ответа в форме формуляра «О стаже» не поступило, у ответчика отсутствовало право на включение спорных периодов в трудовой стаж истца.
Вместе с тем, на запрос суда, направленный непосредственно в Аксукский филиал Коммунального государственного учреждения «Государственный архив <адрес>» Управления культуры, развития языков и архивного дела <адрес>, поступили архивные справки от ДД.ММ.ГГГГ №/П-44 и от ДД.ММ.ГГГГ №/П-46 о трудовом стаже и заработной плате истца Попова В.А. за период с 1992 по 1998 годы в должности энергетика на Ермаковском заводе РМиМК <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ – Ермаковский завод металлоконструкций; с ДД.ММ.ГГГГ – АООТ «Аксукский завод металлоконструкций» (АО «Метакон»)).
В соответствии со ст. 10 Соглашения СНГ 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Согласно ст. 11 Соглашения СНГ 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Из указанных норм не следует, что документы о работе на территории государства - участника Соглашения должны выдаваться только строго определенным компетентным органом. При этом предоставление документов в подтверждение пенсионных прав непосредственно заявителем (гражданином) или поступивших по запросу суда, также не исключается. Государства взяли на себя обязанность информировать друг друга о действующем у них пенсионном законодательстве, его изменениях (в целях разрешения вопроса о приобретении права на пенсионное обеспечение в период работы на территории иностранного государства), принимать меры к установлению юридически значимых для назначения пенсии обстоятельств, при том, что документы, выданные в надлежащем порядке, должны приниматься другим государством без легализации.
Способы поступления в пенсионный орган документов, исходящих от компетентных органов государств - участников Содружества Независимых Государств, нормативно не урегулированы, оснований считать, что полученные самостоятельно заявителем или по запросу суда документы не имеют юридической силы и не подлежат учету при решении вопросов пенсионного обеспечения, не имеется.
С учетом изложенного, судом принимаются как надлежащие доказательства, архивные справки Аксукского филиала Коммунального государственного учреждения «Государственный архив <адрес>» Управления культуры, развития языков и архивного дела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/П-44 и от ДД.ММ.ГГГГ №/П-46, подтверждающие периоды работы истца с 1992 по 1998 годы в должности энергетика на Ермаковском заводе РМиМК <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ – Ермаковский завод металлоконструкций; с ДД.ММ.ГГГГ – АООТ «Аксукский завод металлоконструкций» (АО «Метакон»)) и сведения о его заработной плате.
Факт непредставления ответа на запрос пенсионного органа из компетентных органов Республики Казахстан в подтверждение спорного периода работы, на что ссылается пенсионный орган в своих возражениях на иск, не относится к обстоятельству, имеющему юридическое значение при оценке оснований возникновения у истца права на включение спорного периода трудовой деятельности в страховой стаж. Иное повлечет ущемление прав истца на законное пенсионное обеспечение, что в силу закона недопустимо.
Таким образом, уточненные исковые требования Попова В.А. о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой (трудовой) стаж и произведении перерасчета размера пенсии с учетом включенных периодов, с применением заработной платы, отраженной в архивных справках, поступивших по запросу суда, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Попова Владимира Алексеевича – удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (<данные изъяты>) включить в страховой и общий трудовой стаж Попова Владимира Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии 0197 №, выдан отделом внутренних дел <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 222-053; ИНН <данные изъяты>), периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Ермаковском заводе ремонтно-механический и металлоконструкций (РМиМК) <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ – Ермаковский завод металлоконструкций, с ДД.ММ.ГГГГ – АООТ «Аксукский завод металлоконструкций» (АО «Метакон»)) на основании архивных справок о стаже и заработной плате, выданных Аксукским филиалом Коммунального государственного учреждения «Государственный архив <адрес>» Управления культуры, развития языков и архивного дела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/П-44 и от ДД.ММ.ГГГГ №/П-46 и произвести перерасчет размера пенсии Попова В.А. с учетом включенных периодов, с применением заработной платы, отраженной в данных архивных справках.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Табунский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий А.И. Мозер
Копия верна
Судья А.И. Мозер
Секретарь с/з Е.И. Шаранюк
Решение вступило в законную силу:________________
УИН: 22RS0050-01-2024-000119-65
Подлинник подшит в деле №2-82/2024
Табунского районного суда Алтайского края