гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Белогорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коханчик Д.В.,
при секретаре судебного заседания Немцевой С.О.,
с участием представителя истца Шульги Д.А. - и.о. прокурора <адрес> Смирновой О.М.,
представителя истца Шульги Д.А. – Гринько А.Е., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя ответчика администрации <адрес> Несмеловой Н.Ю., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
и.о. прокурора <адрес>, действующего в интересах Шульги Д. А. к администрации <адрес> о предоставлении жилья, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес>, действующий в интересах Шульги Д.А. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилья, в котором указал, что прокуратурой <адрес> по заявлению Шульга Д.А. проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе, которой установлено, что Шульга Д.А. относится к указанной категории лиц, так как её родители умерли.
Однако, администрация <адрес> до настоящего времени не предоставила Шульге Д.А. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, просит суд обязать ответчика предоставить Шульге Д.А. благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 квадратных метров по договору специализированных жилых помещений.
В судебном заседании и.о. прокурора <адрес> Смирнова О.М. требования поддержала в полном объеме, по основаниям и мотивам, изложенным в иске.
Истица Шульга Д.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведении извещена надлежащим образом, вместе с тем обеспечила явку представителя Гринько А.Е., которая на исковых требованиях настаивала по доводам изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации <адрес> Несмелова Н.Ю. иск не признала указав, что ввиду отсутствия поступлений денежных средств из областного бюджета для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрация <адрес> в силу своих полномочий не имеет возможности самостоятельно решить вопрос о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории <адрес>.
Более того, указывает, что Шульга Д.А. имеет в собственности <данные изъяты> долю в жилом помещении, которое расположено по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м. в котором проживает фактически. В указанной квартире ее отец также имеет <данные изъяты> долю, несмотря на то, что истица к нотариусу не обращалась за вступлением в права наследования, она фактически приняла наследство отца, проживая в указанной квартире, в связи, с чем ее доля составляет более учетной нормы в связи с чем, просит в иске отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования МКУ «Комитет по образованию, делам молодежи администрации <адрес>», Министерство социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес>, МКУ «Управление ЖКХ администрации <адрес>», МКУ «Комитет имущественных отношений администрации <адрес>», нотариус Белогорского нотариального округа Анохина И.А., Сидоркин В.А., Сидоркина Н.Н. о времени и месте судебного заседания извещены, не явились, явку представителей не обеспечили.
Суд, совещаясь на месте, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагавших возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, определил, с учетом ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителей истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без, попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
Учитывая изложенное, а также то, что Шульга Д.А. обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд с настоящим иском в защиту интересов Шульга Д.А..
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова М. Д. на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что Шульга Д.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются всеми участниками процесса и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Как видно из материалов дела, родители Шульги Д.А. – мать Сидоркина О.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ отец Сидоркин А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. об учреждении опеки над несовершеннолетней Сидоркиной Д.А. – опекуном назначена Сидоркина Н.Н..
ДД.ММ.ГГГГ. постановлением администрации <адрес> № – Сидоркина Д.А. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Сидоркина Д.А. в ДД.ММ.ГГГГ окончила ГОАУ начального профессионального образования <адрес> «Профессиональный коммунально-строительный лицей».
ДД.ММ.ГГГГ. Сидоркина Д.А. вступила в брак с Шульгой Д.В., после чего ей присвоена фамилия - Шульга, что следует из свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Выписке из Реестра муниципальной собственности <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> А, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. находится в общей долевой собственности Сидоркиной С.В., Сидоркиной Н.Н., Сидоркина В.А., Сидоркиной Д.А., Сидоркиной А.В., Сидоркина А.В. по <данные изъяты>
В указанном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства: один человек Сидоркин В.А..
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи администрации <адрес>» №от ДД.ММ.ГГГГ. в квартире по адресу: <адрес> А, <адрес> Шульга Д.А. проживает с момента рождения, условия для проживания в квартире созданы, квартира трехкомнатная благоустроенная.
Из акта обследования жилищно-бытовых условий МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи администрации <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Шульга Д.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, жилой дом не пригоден для проживания в зимнее время в виду отсутствия отопления.
Как ранее указывалось отец Шульги Д.А. – Сидоркин А.В., умер ДД.ММ.ГГГГ.. Согласно ответу нотариуса <адрес> нотариального округа Анохиной И.А. от ДД.ММ.ГГГГ наследственного дела к имуществу Сидоркина А.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ. не заводилось.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что на день смерти Сидоркин А.В. являлся собственником <данные изъяты> доли в общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> А, <адрес>, в которой истица также имеет <данные изъяты> долю в собственности.
Право на наследование, гарантированное п. 4 ст. 35 Конституции РФ, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определенном гражданским законодательством.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В ходе судебного разбирательства истица Шульга Д.А. дала пояснения, из которых следует, что она регулярно проживает в <адрес> А по <адрес> в <адрес>, помогает оплачивать коммунальные услуги, имеет в квартире отдельную комнату.
Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, в силу статьи 1153 Гражданского кодекса РФ, если наследником совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства, то именно на нем лежит обязанность доказать факт того, что наследство принято не было.
Однако, суду таких доказательств в силу ст.12, 56 ГПК РФ представлено не было.
Как следует из пояснений истицы, после смерти отца к наследникам первой очереди относятся: она, Сидоркин В.А. и Сидоркина Н.Н., с которыми вместе проживают в указанной квартире.
Постановлением и.о. главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений», в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, ст. <адрес> «О жилищной политике в <адрес>» №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, норма предоставления для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена в размере <данные изъяты> кв.м. на одного человека.
На основании изложенного суд приходит к следующему, собственниками <адрес> А по <адрес> в <адрес> являются <данные изъяты> человек, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., следовательно на каждого собственника приходится по <данные изъяты> кв.м.. Согласно исследованным доказательствам, в указанной квартире зарегистрирован один человек.
Поскольку, отец Шульги Д.А. на момент смерти являлся собственником <данные изъяты> доли, а с учетом того, что наследников первой очереди три человека, следовательно, его <данные изъяты> доля распределяется между наследниками поровну, так как данные лица проживают в указанной квартире и осуществляют действия по ее содержанию, доказательств тому, что кто-то из наследников отказался от наследства в пользу другого, суду не представлено, поэтому <данные изъяты> кв.м., следовательно истица Шульга Д.А. имеет в пользовании <данные изъяты> кв.м. в указанной квартире, то есть больше учетной нормы <данные изъяты> кв.м.
При вышеуказанных обстоятельствах правовые и фактические основания для удовлетворения иска отсутствуют, так как Шульга Д.А. обеспечена жильем, общая площадь которого исходя из количества проживающих лиц, а также прав собственности превышает учетную норму.
Доказательств наличия обстоятельств, подтверждающих невозможность совместного проживания истицы, с совместно проживающими лицами в указанной квартире, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении иска и.о. прокурора <адрес>, действующего в интересах Шульги Д. А. к администрации <адрес> о предоставлении жилья, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.В. Коханчик
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.