№2-1271/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2017 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре Пичуриной Э.А.,
с участием помощника прокурора Новосильского района Орловской области - Казакова Д.В. в интересах Кистеревой Е.В.,
истца Кистеревой Е.В.
представителя ответчика Департамента здравоохранения Орловской области- Бухвостовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новосильского района Орловской области в интересах Кистеревой Е.Вю. к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Новосильского района Орловской области обратился в суд с иском в интересах Кистеревой Е.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Кистеревой Е.В. по вопросу нарушения прав на бесплатное обеспечение лекарственными средствами. В ходе проверки установлено, что Кистерева Е.В. состоит на учете в .... и имеет право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача. Для лечения Кистеревой Е.В. в связи с прогрессированием заболевания используется лекарственный препарат с торговым наименованием ...». ДД.ММ.ГГ лечащим врачом истцу был выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного средства ...» для прохождения очередного курса лечения, однако в аптеке «... в выдаче препарата отказали ссылаясь на его отсутствие. Во избежание осложнений Кистерева Е.В. была вынуждена ДД.ММ.ГГ приобрести препарат «..» в <...>» (<...>) стоимостью 33 660 рублей.
Просил суд признать бездействие Департамента здравоохранения Орловской области в части ненадлежащего обеспечения Кистеревой Е.В. лекарственным препаратом незаконным, обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Кистеревой Е.В. лекарственного средства ....» при наличии медицинских показаний, а также взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Кистеревой Е.В. денежные средства в размере 33 660 рублей.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Новосильского района Орловской области Казаков Д.В. поддержал исковое заявление по доводам, в нем изложенным, и просил суд удовлетворить его в полном объеме.
Истец Кистерева Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области Бухвостова О.А. исковые требования не признала, пояснив, что они не отрицают наличие у ФИО1 заболевания и не оспаривают её право на обеспечение лекарственными средствами. Истец обеспечивается необходимыми лекарственными средствами в рамках заявки ...» и выделенного финансирования.
Представитель третьего лица ..» в судебное заседание не явился, о слушании извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Новосильского района Орловской области в интересах Кистеревой Е.В. по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи в Российской Федерации» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, т.е. Департаменту здравоохранения Орловской области.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения (ст. 16 Закона N 323-ФЗ).
Судом установлено, что прокурором Новосильского района Орловской области проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении ее права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
Кистерева Е.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, является №*** группы инвалидности и состоит на учете в .... и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.
Данное обстоятельство подтверждается справкой серии №*** №***, а также списком лиц, обеспечиваемых льготными лекарствами на счет федерального бюджета в ...».
ДД.ММ.ГГ лечащим врачом истцу был выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного средства «...) для прохождения очередного курса лечения, однако в аптеке «...» в выдаче препарата отказали ссылаясь на его отсутствие.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статья 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи в Российской Федерации» предусматривает право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (статья 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ).
Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области, согласно п. 5.7.2 которого к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относится организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
ДД.ММ.ГГ ФИО1. не была обеспечена лекарственным препаратом «...», что подтверждается копией рецепта №*** от ДД.ММ.ГГ, а также реестром аннулированных рецептов за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ....
Поскольку Кистеревой Е.В. не были предоставлены необходимые лекарственные препараты и ответчиком периодически нарушается ее право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора в части обязания ответчика обеспечить Кистереву Е.В. лекарственными препаратами в соответствии с медицинским назначением и медицинскими показаниями, а также полагает возможным признать незаконным бездействие ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении истца лекарственными препаратами.
Кроме того, поскольку Кистерева Е.В. в полном объеме не обеспечена необходимым лекарственным препаратом, она приобрела препарат «Адалимумаб» (Хумира) за счет личных денежных средств на общую сумму 33 660 рублей, что подтверждается представленными материалами дела.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Принимая во внимание, что Кистерева Е.В., являющаяся инвалидом второй группы инвалидности и имеющая право на бесплатное лекарственное обеспечение, не была обеспечена необходимыми ей лекарственным препаратом на безвозмездной основе, суд полагает удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика понесенные истцом затраты на приобретение лекарственных средств, исходя из объема, установленного в соответствии с медицинскими показаниями, в сумме 33660 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Новосильского района Орловской области в интересах Кистеревой Е.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента здравоохранения Орловской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении Кистеревой Е.В. лекарственными препаратами.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Кистеревой Е.В. лекарственного препарата ...) в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Кистеревой Е.В. в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств 33 660 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено в течение пяти дней.
Судья О.В.Лигус