ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-5483/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 28 марта 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-746/2022 (УИД 38RS0017-01-2022-001012-61) по иску Константиновой Ольги Николаевны, Чудинова Николая Ивановича, Якимюк Елены Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО39, к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения,
по кассационной жалобе Константиновой Ольги Николаевны, Чудинова Николая Ивановича, Якимюк Елены Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО41 на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Константинова Ольга Николаевна (далее по тексту - Константинова О.Н.), Чудинов Николай Иванович (далее по тексту – Чудинов Н.И.), Якимюк Елена Сергеевна (далее по тексту – Якимюк Е.С.), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО42) обратились в Нижнеудинский городской суд Иркутской области с иском к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» (далее по тексту – ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району»), министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем», признании незаконным отказа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 27 декабря 2021 г. в принятии решения о выдаче соответствующего свидетельства, обязании ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче свидетельства, обязании министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать вышеуказанное свидетельство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Нижнеудинского муниципального образования, областное государственное казенное учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июня 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Константинова О.Н., Чудинов Н.И., Якимюк Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО18 К.А. и ФИО32 В.М., обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просят решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г. отменить, принять новое решение.
В обоснование кассационной жалобы указано на нарушение судами норм материального и процессуального права. То, что Константинова О.К., являясь собственником жилого помещения, не обжаловала заключение межведомственной комиссии о проведении капитального ремонта до пожара не свидетельствует о злоупотреблении правом с ее стороны, поскольку это выбор собственника жилого помещения в части проведения капитального ремонта или же признания его непригодным для проживания в порядке предусмотренном жилищным законодательством. Судами не было изучено решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области по делу № 2-1131/2021. Суд вышел за рамки рассматриваемых требований при оценки доказательств, сославшись на отсутствие доказательств утраты жилого помещения в период чрезвычайной ситуации, которые были представлены, но судом не изучены. Наличие свидетельства на капитальный ремонт по факту не подтверждает возможность получения социальной выплаты в полном объеме, Подробно доводы изложены в кассационной жалобе, в письменных пояснениях.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в возражениях на кассационную жалобу, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июня 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г., просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; кассационную жалобу рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Константинова О.Н. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
27 июня 2019 г. указом Губернатора Иркутской области № 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. № 934 с 29 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
На момент наводнения в жилом помещении по адресу: <адрес> с Константиновой О.Н., проживали ее дочь Якимюк Е.С., несовершеннолетние внуки ФИО19 К.А. и ФИО34 В.М., а также Чудинов Н.И.
Из акта обследования жилого дома межведомственной комиссией от 10 июля 2019 г. № 2723 следует, что спорный дом был подтоплен наводнением в июне-июле 2019 г., вследствие чего нуждается в проведении капитального ремонта.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15 августа 2019 г. № 1234 указанный дом признан подлежащим капитальному ремонту в связи с затоплением паводковыми водами.
С заключением межведомственной комиссии от 10 июля 2019 г. о выявлении оснований для проведения капитального ремонта спорного дома и постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15 августа 2019 г. Константинова О.Н. была согласна.
Согласно ответу ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» на межведомственный запрос от 24 ноября 2021 г. Константиновой О.Н. выдано свидетельство от 8 октября 2019 г. № 282-с на сумму 292 200 рублей, из которых на капитальный ремонт Константиновой О.Н. было переведено 146 100 рублей, что следует из платежного поручения от 23 октября 2019 г. № 1113957.
Из справки старшего дознавателя ОНД и ПР по Нижнеудинскому району ФИО43 И.В. от 16 января 2020 г. № 2-23-12-46 усматривается, что 26 ноября 2019 г. произошел пожар спорного дома и надворных построек.
Согласно заключению должностного лица ОНД и ПР по Нижнеудинскому району о причине пожара дома от 29 ноября 2019 г. наиболее вероятной причиной пожара, с учетом нахождения дома в зоне паводка в 2019 г., является тепловое проявление электрического тока.
Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по факту пожара дома от 2 декабря 2019 г. в возбуждении уголовного дела по статье 167 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, отказано по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (отсутствие события преступления).
В соответствии с актом обследования дома от 20 декабря 2019 г. № 23-в спорный дом получил повреждения в результате пожара, произошедшего 26 ноября 2019 г., его несущие и ограждающие конструкции сильно поражены огнем, каркас стен местами обнажен, стропильная конструкция крыши и кровли имеет повреждения более 60%; выявлены основания для признания дома не пригодным для проживания, так как техническое состояние строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей. Проведение капитального ремонта или реконструкции нецелесообразно.
Заключением межведомственной комиссии по результату обследования дома от 20 декабря 2019 г. № 23-в спорный дом признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате пожара.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 24 декабря 2019 г. № 2250 помещение признано не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате пожара.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2021 г. заключение межведомственной комиссии от 20 декабря 2019 г. № 23-в о выявлении оснований для признания дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате пожара, и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 24 декабря 2019 г. № 2250 в части признания дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу признаны незаконными.
На основании решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2021 г. и в связи с пожаром 26 ноября 2019 г. Константиновой О.Н. было рекомендовано представить заключение специализированной организации для определения причины возникновения пожара, однако истец с заключением специализированной организации в межведомственную комиссию не обратилась.
Согласно представленному Константиновой О.Н. заключению специалиста АНО «Экспертный консультативный центр. Судебная экспертиза» № 082/2022 причиной возникновения пожара спорного дома 26 ноября 2019 г. послужило тепловое проявление электрического тока в результате короткого замыкания, образовавшегося от разрушения изоляции токоведущих жил освещения, которое произошло в результате подтопления жилого дома паводком в 2019 г. Для надлежащей эксплуатации жилого дома, который паводком приведен в состояние нуждаемости в капитальном ремонте, Константиновой О.Н. как собственнику дома необходимо привести в надлежащее состояние изоляцию токоведущих жил освещения дома.
Константинова О.Н., Чудинов Н.И., Якимюк Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО20 К.А. и ФИО36 В.М., указав, что их жилой дом, был утрачен в результате пожара, причиной которого послужило тепловое проявление электрического тока вследствие нахождения в зоне паводка в 2019 году, они имеют право на меру социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 211 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем», оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из непредставления Константиновой О.Н. доказательств утраты спорного жилого помещения в период чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в июне-июле 2019 г., наличия причинно-следственной связи между состоянием непригодности дома для проживания и воздействием паводковых вод.
Судом отмечено, что отсутствие у Константиновой О.Н. таких доказательств, а также наличие действующих заключения межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания спорного дома подлежащим капитальному ремонту, соответствующего постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, факт получения Константиновой О.Н. свидетельства о праве на социальную выплату на капитальный ремонт спорного дома, являются препятствием для признания за ней права на соответствующую социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, а действия ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» по вынесению приказа об отказе в принятии решения о выдаче Константиновой О.Н. свидетельства, подтверждающего право на соответствующую социальную выплату, являются законными и обоснованными.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что вопреки доводам апелляционной жалобы Константинова О.Н. не представила в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», а также в суд в ходе рассмотрения дела доказательств возникновения у ее дома, расположенного по адресу: <адрес>, состояния непригодности для проживания от воздействия паводка, произошедшего в июне-июле 2019 г., доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между состоянием непригодности дома для проживания и воздействием паводковых вод.
Судом апелляционной инстанции указано, что 19 ноября 2021 г. Константинова О.Н. обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о принятии решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома по адресу: <адрес>, представив акт обследования дома от 20 декабря 2019 г. № 23-в, а также заключение межведомственной комиссии по результату обследования дома от 20 декабря 2019 г. № 23-в, из которых следует, что межведомственная комиссия выявила основания для признания помещения не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате пожара, и которые решением суда от 27 апреля 2021 г. признаны незаконными. При этом, заключение межведомственной комиссии от 10 июля 2019 г. о выявлении оснований для проведения капитального ремонта спорного дома и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15 августа 2019 г. № 1234 о признании дома подлежащим капитальному ремонту в связи с затоплением паводковыми водами являются действующими. Таким образом, у истцов не возникло право на предоставление социальной выплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп, поскольку спорное жилое помещение было утрачено в результате пожара.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
27 июня 2019 г. указом Губернатора Иркутской области № 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. № 934 с 29 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (часть 1). Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (часть 3).
18 июля 2019 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 916 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки» гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пункту 6 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: 1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту - Положение).
В силу пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 11 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 г. включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Согласно пункту 12 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения к заявлению о выдаче свидетельства прилагаются, в том числе документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина; документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, если право собственности на утраченное жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; решение суда о признании права - для граждан, указанных в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения.
Согласно пункту 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений), в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация»; сведений о признании жилого помещения утраченным; сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Таким образом, единственным основанием для получения социальной выплаты является наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 г. в Иркутской области.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и, установив, что жилой дом, принадлежащий Константиновой О.Н. был поврежден в результате чрезвычайной ситуации, и подлежал капитальному ремонту, для производства которого ей в установленном порядке была перечислена социальная выплата, утрата жилого дома произошла в результате пожара, вызванного коротким замыканием от разрушения изоляции токоведущих жил освещения в результате подтопления жилого дома паводком в 2019 г., изоляция токоведущих жил освещения не была приведена Константиновой О.Н. в надлежащее состояние, капитальный ремонт не произведен, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Константиновой О.Н. права на меры социальной поддержки, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на факты, которые не были бы проверены и не учтены судами, и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Константиновой Ольги Николаевны, Чудинова Николая Ивановича, Якимюк Елены Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО21 ФИО44, - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин