Решение по делу № 2-1105/2016 от 29.02.2016

Дело № 2-1105/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2016 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Чернышовой Т.В.,

с участием представителя истца Оборина И.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Короткова В. Г. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском и просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по <адрес>.

Свои требования мотивирует тем, что получил ордер <номер> 18 мая 2004 года на указанную квартиру. Квартира предоставлена ему для постоянного проживания. В приватизации ранее не участвовал, никакой иной собственности не имеет. 6 октября 2008 года был уволен из рядов ВС РФ по истечении срока контракта в запас с нарушением закона об увольнении из рядов ВС РФ, находясь в отпуске. В связи с этим, был вычеркнут из реестра распределения жилья для военнослужащих, уволенных в запас по контракту. В связи с вышеизложенным, обратился в администрацию Серпуховского муниципального района о предоставлении жилья, но получил отказ. Им были отправлены письма в Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений, отдел приватизации и в Западное региональное управление жилищного обеспечения по Московской области.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, его интересы представлял по доверенности Оборин И.Г., который исковые требования поддержал, пояснил, что после вынесения постановления о включении спорной квартиры в специализированный жилой фонд, государственная регистрация статуса квартиры не была произведена, в связи с чем, после открытия военного городка, истец продолжает проживать в квартире на условиях социального найма.

Представитель ответчика – Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица – ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны РФ в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений против заявленных требований не представили, об отложении слушания дела не просили.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Спорным является право истца на бесплатную приватизацию квартиры <адрес>.

Согласно выписки из домовой книги Коротков В.Г. один зарегистрирован в спорном жилом помещении (л.д. 8), задолженности по оплате коммунальных услуг нет (л.д. 9).

Постановлением Главы Серпуховского района Московской области от 08.11.2001г. №1232 квартира, расположенная по <адрес> включена в число служебных жилых помещений (л.д.30).

Данная квартира была предоставлена по ордеру <номер> от 18.05.2004 Короткову В.Г. (л.д. 7).

Ордер выдан на основании решения жилищной комиссии войсковой части 10205 от 15.01.2004г. о распределении служебной квартиры Короткову В.Г. (л.д. 18-19).

Распоряжением правительства РФ от 17.04.2012 года <номер>-р военный городок Серпухов-15 исключен из перечня закрытых военных городков Министерства обороны РФ (л.д. 20-21).

На обращение истца о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма администрация Серпуховского района и Департамент жилищного обеспечения Минобороны России ответили отказом (л.д. 22-23).

В подтверждение своих доводов о том, что истец ранее в приватизации участия не принимал, представлены: справка МОБТИ, сведения МРИ ФНС №11 по Московской области, копия послужного списка, копия паспорта гражданина Украины, справки с предыдущего места жительства истца (л.д. 31,35, 44-53,56).

На обращение истца в Минобороны России с заявлением о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации (л.д. 10-14), был получен ответ об отнесении данного жилого помещения к специализированному жилищному фонду (л.д. 57-58).

В дело истцом представлен кадастровый паспорт спорного жилого помещения (л.д. 32-34).

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статьей 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлено, что приватизации не подлежат жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда РФ» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу указанного Закона право на приобретение собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предполагает создание гражданами равных правовых условий для реализации данного права.

В соответствии со ст.8 названного Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он в праве обратиться в суд.

Статьей 11 Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Существенное значение при разрешении настоящего спора имеет выяснение вопроса о том, обладала ли спорная квартира на момент заселения истца статусом служебного жилого помещения, либо имелись иные обстоятельства, препятствовавшие передаче квартиры в собственность граждан.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В связи с этим при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с частью 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005 года и на момент предоставления истцу в 2004 году жилого помещения) жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выданный на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов. Форма ордера устанавливалась Советом Министров РСФСР и выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством.

На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (пункт 20).

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

Материалами дела установлено, что в 2001г. органом местного самоуправления принято решение о включении спорной квартиры в специализированный жилищный фонд.

Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что статус спорного жилого помещения изменился. В настоящее время спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, требований, оспаривающих решение о предоставлении служебной квартиры либо заключенного договора найма служебной квартиры, истцом не предъявлялось.

Также в ходе судебного заседания установлено, что истец вселился в спорную квартиру как в служебную, истец выразил свое согласие на вселение именно в служебную квартиру. Таким образом, он бесспорно был осведомлен о статусе предоставленного жилого помещения, однако каких-либо возражений по данному поводу не имел.

Довод истца о том, что в ЕГРП отсутствуют сведения о регистрации спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения, суд находит несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об изменении статуса жилья.

Государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях,.. ., данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 154-0.

На основании изложенного, учитывая, что спорная квартира, являющаяся служебным жилым помещением, была предоставлена истцу по договору найма специализированного жилого помещения, до настоящего времени статус спорной квартиры не изменен, принимая во внимание положения ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ», суд полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Короткова В. Г. о признании права собственности на квартиру, расположенную по <адрес>, в порядке приватизации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова

Мотивированное решение изготовлено: 19 апреля 2016 года

2-1105/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Коротков В.Г.
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
ФГКУ "Специальное ТУИО"
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
29.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2016Передача материалов судье
02.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2016Подготовка дела (собеседование)
23.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2016Судебное заседание
19.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее