Решение по делу № 2-1266/2020 от 29.06.2020

Дело №2-1266/2020 (УИД 69RS0040-02-2020-003204-42)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2020 года                                                                           г. Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием истца Смирновой Т.А., её представителя Москвина В.В.,

третьих лиц Смирнова Ан.С., Смирнова Ал.С. (до перерыва),

представителя ответчика Министерства строительства Тверской области на основании доверенности Громовой С.В.,

представителей третьих лиц Администрации города Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери на основании доверенностей Воробьёвой А.А. (до перерыва), Малиновской А.В. (после перерыва),

представителя третьего лица администрации Московского района в г.Твери Тверской области на основании доверенности Саркисяна Р.В. (до перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании 08.09.2020, 14.09.2020 (с перерывом) гражданское дело по иску Смирновой Т.А. к Министерству строительства Тверской области о возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат,

у с т а н о в и л:

Смирнова Т.А. обратилась в суд в иском к Министерству строительства Тверской области, в котором изначально просила обязать Министерство строительства Тверской области выдать истцу не позднее 31.12.2020 государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на состав семьи 4 человека по основному мероприятию «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приближенных к ним местностей».

    В обоснование заявленных исковых требований ссылалась на следующие обстоятельства. Приказом администрации Московского района г.Твери от 21.05.2018 №115 истец и члены её семьи в количестве 4 человек приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как семья, относящаяся к категории граждан, прибывших из районов Крайнего Севера. Постановлением администрации г.Твери от 30.07.2018 №905 «О включении в число участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы Российской Федерации. «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»», истец включена в указанную программу по обеспечению жильем бывших жителей Крайнего Севера с составом семьи 4 человека.

Не имея своего жилья, истец неоднократно обращалась к ответчику с просьбой предоставить ей жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, однако до настоящего времени жилищный сертификат истцу и членам её семьи не предоставлен. Постановлением Правительства Тверской области от 10.02.2017 №27-пп уполномоченным органом, осуществляющим на территории Тверской области организацию работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы определено Министерство строительства Тверской области. Истцом 27.06.2018 подано в администрацию г.Твери заявление об участии в ведомственной целевой программе в 2019 году для получения жилищного сертификата для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Аналогичное заявление истцом было подано 26.02.2019 года на получение жилищного сертификата в 2020 году. Кроме того, истцом неоднократно подавались различные заявления и обращения, как ответчику, так и в Администрацию г.Твери с просьбой предоставить истцу и членам её семьи государственный жилищный сертификат на 4 человека для приобретения жилья, однако они остались без внимания, государственный жилищный сертификат истцом не получен до настоящего времени.

Истец в сводный список получателей сертификатов в 2019 году не включалась, также как и на 2020 г. Ответчиком нарушается право истца на получение в 2020 году государственного жилищного сертификата на приобретение жилья по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено право граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилищных субсидий и не получавших субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец отвечает предъявляемым требованиям, в связи с чем, ответчик обязан предоставить истцу и членам её семьи государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в 2020 году.

В процессе рассмотрения дела истец уточнила, что просит обязать ответчика предоставить ей и членам её семьи государственный жилищный сертификат не позднее 31.12.2021 года.

Определением суда от 02.07.2020, вынесенным при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Администрация г.Твери и члены семьи истца Смирнов Ал.С, Смирнов Ан.С., Львова Е.С.

Определениями суда, занесёнными в протокол судебного заседания от 12.08.2020, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ФКУ «Объединённая дирекция» Минстроя России, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ в лице УФК России по Тверской области, администрация Московского района в г.Твери, департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери.

Истец Смирнова Т.А. и её представитель Москвин В.В. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объёме, просили их удовлетворить. В части указания срока предоставления государственного жилищного сертификата просили рассмотреть и ранее указанный срок и срок, указанный в уточнённом иске.

Третьи лица Смирнов Ан.С. и Смирнов Ал.С., участвовавший в судебном заседании до перерыва, поддержали позицию истца, полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Министерства строительства Тверской области на основании доверенности Громова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений на иск, в которых ссылалась на следующее.

Министерством строительства Тверской области сформирован общеобластной список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, нуждающихся в получении жилой площади на планируемый год (на основании списков, полученных от органов местного самоуправления). Получить жилищный сертификат в 2021 году изъявили желание 11 граждан (номер очереди Смирновой Т.А. в указанном списке - 11; дата постановки на учет: 21.05.2018). Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется с обязательным соблюдением установленной ст.2 Федерального закона №125 – ФЗ очередности.

Средств выделяемых федеральным бюджетом на решение жилищной проблемы граждан вышеуказанной категории недостаточно. В текущем 2020 году на реализацию мероприятий выделен один сертификат. По мере поступления денежных средств из федерального бюджета, Смирновой Т.А. будет предоставлена социальная выплата в соответствии с очередностью.

Представители третьих лиц Администрации города Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери на основании доверенностей Воробьёва А.А., участвовавшая в рассмотрении дела до перерыва, и Малиновская А.В., участвовавшая в рассмотрении дела после перерыва, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований ввиду отсутствия к тому законных оснований.

В представленных письменных возражениях на иск указано, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной Федеральным законом категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Смирнова Т.А. на основании постановления Администрации города Твери от 30.07.2018 №905 включена в состав участников Основного мероприятия. 27.02.2019 Смирнова Т.А. подала заявление о включении в предварительный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020 году. Администрацией города Твери подготовлен и направлен в орган исполнительной власти Тверской области список граждан - участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание принять участие в ведомственной целевой программе в 2020 году. По информации Министерства строительства Тверской области Смирнова Т.А. в сводный список получателей сертификатов в 2020 году не включена.

Представитель третьего лица администрации Московского района в г.Твери Тверской области на основании доверенности Саркисян Р.В., участвовавший в судебном заседании до перерыва, указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска.

Представители третьих лиц ФКУ «Объединённая дирекция Минстроя России», Министерства строительства РФ, Министерства финансов РФ в лице УФК России по Тверской области, надлежащим образом извещённых о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие.

В представленных возражениях на иск ФКУ «Объединённая дирекция Минстроя России» и Министерство строительства РФ ссылались на отсутствие оснований для удовлетворения иска Смирновой Т.А., поскольку сертификат ей может быть предоставлен исключительно в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, одним из основных требований которых в соответствии с основополагающими принципами жилищного законодательства является очередность предоставления жилищных субсидий (государственных жилищных сертификатов). Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Смирнова Т.А. относится к категории второй очереди - «пенсионеры», в 2018 году Администрацией г.Твери она была постановлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещения, в этом же году - на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879. по категории «пенсионеры». Закон № 125-ФЗ не предусматривает случаев внеочередного предоставления гражданам социальных выплат (жилищных субсидий). Смирнова Т.А. на настоящий момент является участником мероприятия и включена Министерством строительства Тверской области в сводный список получателей сертификатов в порядке очередности. Основания для внеочередного предоставления социальной выплаты отсутствуют, заявленные требования являются преждевременными.

    На основании положений статьи 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно п.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (п.3 ст.52 ЖК РФ).

Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях.

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

Статья 2 указанного Федерального закона предусматривает очередность предоставления жилищных субсидий различным категориям граждан:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

При этом, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Статьями 3, 8, 10 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ определено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, предусматривает сроки и этапы её реализации на 2018 – 2025 годы; ответственным исполнителем программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов определяются Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия, утвержденными Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно подпункту «з» п.5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют, среди прочих категорий, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с п.6 Правил, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Как следует из п.19 Правил, для участия в ведомственной целевой программе граждане рассматриваемой категории подают в органы местного самоуправления либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению №1 с приложением перечисленных в подпункте «е» данного пункта документов.

Согласно положениям п.24 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).

Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются: в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Пунктом 25(1) Правил предусмотрено, что в целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в ведомственной целевой программе в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы.

В соответствии с положениями п.28 Правил, распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» п.5 Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно п.29 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов) в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.

Как установлено при рассмотрении дела, семья истца Смирновой Т.А. в октябре 1994 года выехала из жилого помещения, расположенного в <адрес>.

При переезде в г.Тверь члены семьи Смирновой Т.А. были зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Из копии пенсионного удостоверения следует, что истцу Смирновой Т.А. назначена с 23.01.2008 назначена пенсия по старости.

На основании решения жилищной комиссии при администрации Московского района в г.Твери от 15.05.2018 (протокол №9) приказом администрации Московского района в городе Твери от 21.05.2018 №115 истец Смирнова Т.А. принята на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 4 человека, включая также сыновей Смирнова Ал.С., Смирнова Ан.С., дочь Львову Е.С., как семья, относящаяся к категории граждан, прибывших из района Крайнего Севера.

21.06.2018 Смирнова Т.А. обратилась к Главе г.Твери с заявлением (рапортом) о включении её в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

27.06.2018 Смирнова Т.А. подала в Администрацию г.Твери заявление о включении её семьи в число граждан для получения жилищного сертификата в 2019 году.

Постановлением Администрации города Твери от 30.07.2018 №905 Смирнова Т.А. с составом семьи 4 человека включена в качестве граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в число участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Таким образом, право истца и членов её семьи на получение социальной выплаты в числе граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подтверждено представленными документами и участниками процесса не оспаривалось. При этом, Смирнова Т.А. относится к категории второй очереди «пенсионеры».

Как следует из сообщения Администрации города Твери от 08.08.2018, Смирнова Т.А. включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 году.

В дальнейшем, 27.02.2019 и 15.01.2020 Смирнова Т.А. также обращалась в Администрацию г.Твери с заявлениями о включении её семьи в список граждан – получателей ГЖС в 2020, 2021 годах.

Согласно сообщений Администрации города Твери от 15.03.2019, 29.01.2020 Смирнова Т.А. включена в предварительные списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020, 2021 годах.

Постановлением Правительства Тверской области от 10.02.2017 №27-пп Министерство строительства Тверской области определено в качестве уполномоченного органа, осуществляющего на территории Тверской области организацию работы по реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Предварительные списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в очередном году, ежегодно направлялись Администрацией города Твери в Министерство строительства Тверской области.

Из адресованного Смирновой Т.А. сообщения Министерства строительства Тверской области от 12.02.2020, сводного списка граждан следует, что среди граждан соответствующей категории, изъявивших желание получить жилищную субсидию в 2020 году, номер её очереди – 12. В текущем 2020 году за счёт средств федерального бюджета для Тверской области предусмотрены средства для приобретения одного сертификата.

Положения Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ не предусматривают случаев внеочередного предоставления гражданам социальных выплат (жилищных субсидий).

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Вместе с тем конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в Конституции Российской Федерации не закреплены. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, включая установление категорий граждан, нуждающихся в таких мерах, и очередности их предоставления.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

Согласно Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, очередность предоставления социальных выплат определяется в зависимости от даты подачи (регистрации) заявления о постановке на учет, а не от даты выезда из районов Крайнего Севера. Указанный порядок определения очередности в отношении истца, принятой на учёт 21.05.2018, соблюдён.

Частью 4 ст.8 Федерального закона от 02.12.2019 №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждено распределение бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению 27 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с указанным приложением, для Тверской области на указанные цели на 2020 год предусмотрено 2260,8 тыс.руб., на плановые периоды 2021 и 2022 годов – 2504,2 тыс.руб.

Распоряжением Правительства РФ от 18.01.2020 №33-р утверждён график выпуска и распределения в 2020 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении категорий граждан, государственные обязательства по обеспечению жильём которых установлены федеральным законодательством.

Согласно данного графика, для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотрено 2274 сертификатов. Из раздела V графика, определяющего распределение по субъектам РФ предусмотренных на соответствующие выплаты денежных средств и количество выделенных сертификатов, для Тверской области предусмотрен 1 государственный жилищный сертификат с размером социальной выплаты 2 260 800 руб.

На основании приказа Минстроя России от 31.03.2020 №178/пр осуществлён во II квартале 2020 года выпуск государственных жилищных сертификатов в пределах определённого остатка средств социальных выплат для приобретения жилых помещений, перечисленных в 2020 году в рамках реализации ведомственной целевой программы. На ФКУ «Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России возложена обязанность по направлению в том числе в органы исполнительной власти субъектов РФ перечни серий и номеров государственных жилищных сертификатов, используемых ими для выдачи гражданам в соответствии с настоящим приказом.

Из приложения к данному приказу следует, что для категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учётом распределения по субъектам РФ сертификатов и денежных средств, для Тверской области предусмотрен 1 государственный жилищный сертификат с размером социальной выплаты 2 260 800 руб.

Выпиской из реестра государственных жилищных сертификатов подтверждается, что на основании вышеуказанного приказа ответственного исполнителя государственной программы (Минстроя России) от 31.03.2020 №178/пр в Тверской области для граждан соответствующей категории в 2020 году выдан 1 государственный жилищный сертификат с размером социальной выплаты 1 739 291 руб. гражданину, относящемуся к категории «пенсионеры», значившемуся в списке граждан на 2020 год под номером 1, исходя из даты принятия на учёт 02.04.2001.

Таким образом, исходя из законодательно определённого порядка распределения и предоставления социальных выплат рассматриваемой категории граждан, учитывая очерёдность предоставления государственных жилищных сертификатов исходя из даты принятия на учёт и объёма предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета, оснований для предоставления семье Смирновой Т.А. государственного жилищного сертификата в 2020 году не имелось.

Как установлено при рассмотрении дела, в настоящее время Смирнова Т.А. включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2021 году.

15.07.2020 Министерством строительства Тверской области направлены в ФКУ «Объединённая дирекция» Минстроя России сведения о гражданах, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ, изъявивших желание получить государственных жилищный сертификат в 2021 году. Из указанных граждан к категории инвалидов I и II групп, а также инвалидов с детства, относится 1 семья; к категории пенсионеров – 8 семей; к категории работающих граждан – 1 семья. В сводном списке указанных граждан семья Смирновой Т.А. значится под номером 10. В уточнённом списке – под номером 11.

На время рассмотрения дела график выпуска и распределения в 2021 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы в отношении рассматриваемой категории граждан не утверждён, конкретные получатели соответствующей социальной выплаты не определены. В связи с чем, оснований для вывода о нарушении прав Смирновой Т.А. непредоставлением государственного жилищного сертификата в 2021 году у суда не имеется.

При этом, поскольку распределение по субъектам РФ средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат рассматриваемой категории граждан предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год (п.28 Правил), оснований для проверки решений и действий Правительства РФ и ФКУ «Объединённая дирекция» Минстроя России в части соблюдения методики распределения по субъектам РФ средств федерального бюджета, как того требовал истец и его представитель, в рамках настоящего дела также не имеется.

Таким образом, заявленные исковые требования Смирновой Т.А. удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований истцу в соответствии со ст.98 ГПК РФ не подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных исковых требований Смирновой Т.А. к Министерству строительства Тверской области о возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат - отказать.

      Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери.

      Председательствующий                                                                Т.Я. Панасюк

    Мотивированное решение составлено 21.09.2020.

Дело №2-1266/2020 (УИД 69RS0040-02-2020-003204-42)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2020 года                                                                           г. Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием истца Смирновой Т.А., её представителя Москвина В.В.,

третьих лиц Смирнова Ан.С., Смирнова Ал.С. (до перерыва),

представителя ответчика Министерства строительства Тверской области на основании доверенности Громовой С.В.,

представителей третьих лиц Администрации города Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери на основании доверенностей Воробьёвой А.А. (до перерыва), Малиновской А.В. (после перерыва),

представителя третьего лица администрации Московского района в г.Твери Тверской области на основании доверенности Саркисяна Р.В. (до перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании 08.09.2020, 14.09.2020 (с перерывом) гражданское дело по иску Смирновой Т.А. к Министерству строительства Тверской области о возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат,

у с т а н о в и л:

Смирнова Т.А. обратилась в суд в иском к Министерству строительства Тверской области, в котором изначально просила обязать Министерство строительства Тверской области выдать истцу не позднее 31.12.2020 государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на состав семьи 4 человека по основному мероприятию «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приближенных к ним местностей».

    В обоснование заявленных исковых требований ссылалась на следующие обстоятельства. Приказом администрации Московского района г.Твери от 21.05.2018 №115 истец и члены её семьи в количестве 4 человек приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как семья, относящаяся к категории граждан, прибывших из районов Крайнего Севера. Постановлением администрации г.Твери от 30.07.2018 №905 «О включении в число участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы Российской Федерации. «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»», истец включена в указанную программу по обеспечению жильем бывших жителей Крайнего Севера с составом семьи 4 человека.

Не имея своего жилья, истец неоднократно обращалась к ответчику с просьбой предоставить ей жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, однако до настоящего времени жилищный сертификат истцу и членам её семьи не предоставлен. Постановлением Правительства Тверской области от 10.02.2017 №27-пп уполномоченным органом, осуществляющим на территории Тверской области организацию работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы определено Министерство строительства Тверской области. Истцом 27.06.2018 подано в администрацию г.Твери заявление об участии в ведомственной целевой программе в 2019 году для получения жилищного сертификата для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Аналогичное заявление истцом было подано 26.02.2019 года на получение жилищного сертификата в 2020 году. Кроме того, истцом неоднократно подавались различные заявления и обращения, как ответчику, так и в Администрацию г.Твери с просьбой предоставить истцу и членам её семьи государственный жилищный сертификат на 4 человека для приобретения жилья, однако они остались без внимания, государственный жилищный сертификат истцом не получен до настоящего времени.

Истец в сводный список получателей сертификатов в 2019 году не включалась, также как и на 2020 г. Ответчиком нарушается право истца на получение в 2020 году государственного жилищного сертификата на приобретение жилья по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено право граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилищных субсидий и не получавших субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец отвечает предъявляемым требованиям, в связи с чем, ответчик обязан предоставить истцу и членам её семьи государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в 2020 году.

В процессе рассмотрения дела истец уточнила, что просит обязать ответчика предоставить ей и членам её семьи государственный жилищный сертификат не позднее 31.12.2021 года.

Определением суда от 02.07.2020, вынесенным при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Администрация г.Твери и члены семьи истца Смирнов Ал.С, Смирнов Ан.С., Львова Е.С.

Определениями суда, занесёнными в протокол судебного заседания от 12.08.2020, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ФКУ «Объединённая дирекция» Минстроя России, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ в лице УФК России по Тверской области, администрация Московского района в г.Твери, департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери.

Истец Смирнова Т.А. и её представитель Москвин В.В. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объёме, просили их удовлетворить. В части указания срока предоставления государственного жилищного сертификата просили рассмотреть и ранее указанный срок и срок, указанный в уточнённом иске.

Третьи лица Смирнов Ан.С. и Смирнов Ал.С., участвовавший в судебном заседании до перерыва, поддержали позицию истца, полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Министерства строительства Тверской области на основании доверенности Громова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений на иск, в которых ссылалась на следующее.

Министерством строительства Тверской области сформирован общеобластной список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, нуждающихся в получении жилой площади на планируемый год (на основании списков, полученных от органов местного самоуправления). Получить жилищный сертификат в 2021 году изъявили желание 11 граждан (номер очереди Смирновой Т.А. в указанном списке - 11; дата постановки на учет: 21.05.2018). Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется с обязательным соблюдением установленной ст.2 Федерального закона №125 – ФЗ очередности.

Средств выделяемых федеральным бюджетом на решение жилищной проблемы граждан вышеуказанной категории недостаточно. В текущем 2020 году на реализацию мероприятий выделен один сертификат. По мере поступления денежных средств из федерального бюджета, Смирновой Т.А. будет предоставлена социальная выплата в соответствии с очередностью.

Представители третьих лиц Администрации города Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери на основании доверенностей Воробьёва А.А., участвовавшая в рассмотрении дела до перерыва, и Малиновская А.В., участвовавшая в рассмотрении дела после перерыва, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований ввиду отсутствия к тому законных оснований.

В представленных письменных возражениях на иск указано, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной Федеральным законом категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Смирнова Т.А. на основании постановления Администрации города Твери от 30.07.2018 №905 включена в состав участников Основного мероприятия. 27.02.2019 Смирнова Т.А. подала заявление о включении в предварительный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020 году. Администрацией города Твери подготовлен и направлен в орган исполнительной власти Тверской области список граждан - участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание принять участие в ведомственной целевой программе в 2020 году. По информации Министерства строительства Тверской области Смирнова Т.А. в сводный список получателей сертификатов в 2020 году не включена.

Представитель третьего лица администрации Московского района в г.Твери Тверской области на основании доверенности Саркисян Р.В., участвовавший в судебном заседании до перерыва, указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска.

Представители третьих лиц ФКУ «Объединённая дирекция Минстроя России», Министерства строительства РФ, Министерства финансов РФ в лице УФК России по Тверской области, надлежащим образом извещённых о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие.

В представленных возражениях на иск ФКУ «Объединённая дирекция Минстроя России» и Министерство строительства РФ ссылались на отсутствие оснований для удовлетворения иска Смирновой Т.А., поскольку сертификат ей может быть предоставлен исключительно в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, одним из основных требований которых в соответствии с основополагающими принципами жилищного законодательства является очередность предоставления жилищных субсидий (государственных жилищных сертификатов). Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Смирнова Т.А. относится к категории второй очереди - «пенсионеры», в 2018 году Администрацией г.Твери она была постановлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещения, в этом же году - на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879. по категории «пенсионеры». Закон № 125-ФЗ не предусматривает случаев внеочередного предоставления гражданам социальных выплат (жилищных субсидий). Смирнова Т.А. на настоящий момент является участником мероприятия и включена Министерством строительства Тверской области в сводный список получателей сертификатов в порядке очередности. Основания для внеочередного предоставления социальной выплаты отсутствуют, заявленные требования являются преждевременными.

    На основании положений статьи 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно п.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (п.3 ст.52 ЖК РФ).

Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях.

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

Статья 2 указанного Федерального закона предусматривает очередность предоставления жилищных субсидий различным категориям граждан:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

При этом, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Статьями 3, 8, 10 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ определено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, предусматривает сроки и этапы её реализации на 2018 – 2025 годы; ответственным исполнителем программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов определяются Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия, утвержденными Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно подпункту «з» п.5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют, среди прочих категорий, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с п.6 Правил, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Как следует из п.19 Правил, для участия в ведомственной целевой программе граждане рассматриваемой категории подают в органы местного самоуправления либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению №1 с приложением перечисленных в подпункте «е» данного пункта документов.

Согласно положениям п.24 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).

Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются: в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Пунктом 25(1) Правил предусмотрено, что в целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в ведомственной целевой программе в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы.

В соответствии с положениями п.28 Правил, распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» п.5 Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно п.29 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов) в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.

Как установлено при рассмотрении дела, семья истца Смирновой Т.А. в октябре 1994 года выехала из жилого помещения, расположенного в <адрес>.

При переезде в г.Тверь члены семьи Смирновой Т.А. были зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Из копии пенсионного удостоверения следует, что истцу Смирновой Т.А. назначена с 23.01.2008 назначена пенсия по старости.

На основании решения жилищной комиссии при администрации Московского района в г.Твери от 15.05.2018 (протокол №9) приказом администрации Московского района в городе Твери от 21.05.2018 №115 истец Смирнова Т.А. принята на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 4 человека, включая также сыновей Смирнова Ал.С., Смирнова Ан.С., дочь Львову Е.С., как семья, относящаяся к категории граждан, прибывших из района Крайнего Севера.

21.06.2018 Смирнова Т.А. обратилась к Главе г.Твери с заявлением (рапортом) о включении её в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

27.06.2018 Смирнова Т.А. подала в Администрацию г.Твери заявление о включении её семьи в число граждан для получения жилищного сертификата в 2019 году.

Постановлением Администрации города Твери от 30.07.2018 №905 Смирнова Т.А. с составом семьи 4 человека включена в качестве граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в число участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Таким образом, право истца и членов её семьи на получение социальной выплаты в числе граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подтверждено представленными документами и участниками процесса не оспаривалось. При этом, Смирнова Т.А. относится к категории второй очереди «пенсионеры».

Как следует из сообщения Администрации города Твери от 08.08.2018, Смирнова Т.А. включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 году.

В дальнейшем, 27.02.2019 и 15.01.2020 Смирнова Т.А. также обращалась в Администрацию г.Твери с заявлениями о включении её семьи в список граждан – получателей ГЖС в 2020, 2021 годах.

Согласно сообщений Администрации города Твери от 15.03.2019, 29.01.2020 Смирнова Т.А. включена в предварительные списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020, 2021 годах.

Постановлением Правительства Тверской области от 10.02.2017 №27-пп Министерство строительства Тверской области определено в качестве уполномоченного органа, осуществляющего на территории Тверской области организацию работы по реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Предварительные списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в очередном году, ежегодно направлялись Администрацией города Твери в Министерство строительства Тверской области.

Из адресованного Смирновой Т.А. сообщения Министерства строительства Тверской области от 12.02.2020, сводного списка граждан следует, что среди граждан соответствующей категории, изъявивших желание получить жилищную субсидию в 2020 году, номер её очереди – 12. В текущем 2020 году за счёт средств федерального бюджета для Тверской области предусмотрены средства для приобретения одного сертификата.

Положения Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ не предусматривают случаев внеочередного предоставления гражданам социальных выплат (жилищных субсидий).

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Вместе с тем конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в Конституции Российской Федерации не закреплены. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, включая установление категорий граждан, нуждающихся в таких мерах, и очередности их предоставления.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

Согласно Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, очередность предоставления социальных выплат определяется в зависимости от даты подачи (регистрации) заявления о постановке на учет, а не от даты выезда из районов Крайнего Севера. Указанный порядок определения очередности в отношении истца, принятой на учёт 21.05.2018, соблюдён.

Частью 4 ст.8 Федерального закона от 02.12.2019 №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждено распределение бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению 27 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с указанным приложением, для Тверской области на указанные цели на 2020 год предусмотрено 2260,8 тыс.руб., на плановые периоды 2021 и 2022 годов – 2504,2 тыс.руб.

Распоряжением Правительства РФ от 18.01.2020 №33-р утверждён график выпуска и распределения в 2020 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении категорий граждан, государственные обязательства по обеспечению жильём которых установлены федеральным законодательством.

Согласно данного графика, для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотрено 2274 сертификатов. Из раздела V графика, определяющего распределение по субъектам РФ предусмотренных на соответствующие выплаты денежных средств и количество выделенных сертификатов, для Тверской области предусмотрен 1 государственный жилищный сертификат с размером социальной выплаты 2 260 800 руб.

На основании приказа Минстроя России от 31.03.2020 №178/пр осуществлён во II квартале 2020 года выпуск государственных жилищных сертификатов в пределах определённого остатка средств социальных выплат для приобретения жилых помещений, перечисленных в 2020 году в рамках реализации ведомственной целевой программы. На ФКУ «Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России возложена обязанность по направлению в том числе в органы исполнительной власти субъектов РФ перечни серий и номеров государственных жилищных сертификатов, используемых ими для выдачи гражданам в соответствии с настоящим приказом.

Из приложения к данному приказу следует, что для категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учётом распределения по субъектам РФ сертификатов и денежных средств, для Тверской области предусмотрен 1 государственный жилищный сертификат с размером социальной выплаты 2 260 800 руб.

Выпиской из реестра государственных жилищных сертификатов подтверждается, что на основании вышеуказанного приказа ответственного исполнителя государственной программы (Минстроя России) от 31.03.2020 №178/пр в Тверской области для граждан соответствующей категории в 2020 году выдан 1 государственный жилищный сертификат с размером социальной выплаты 1 739 291 руб. гражданину, относящемуся к категории «пенсионеры», значившемуся в списке граждан на 2020 год под номером 1, исходя из даты принятия на учёт 02.04.2001.

Таким образом, исходя из законодательно определённого порядка распределения и предоставления социальных выплат рассматриваемой категории граждан, учитывая очерёдность предоставления государственных жилищных сертификатов исходя из даты принятия на учёт и объёма предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета, оснований для предоставления семье Смирновой Т.А. государственного жилищного сертификата в 2020 году не имелось.

Как установлено при рассмотрении дела, в настоящее время Смирнова Т.А. включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2021 году.

15.07.2020 Министерством строительства Тверской области направлены в ФКУ «Объединённая дирекция» Минстроя России сведения о гражданах, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ, изъявивших желание получить государственных жилищный сертификат в 2021 году. Из указанных граждан к категории инвалидов I и II групп, а также инвалидов с детства, относится 1 семья; к категории пенсионеров – 8 семей; к категории работающих граждан – 1 семья. В сводном списке указанных граждан семья Смирновой Т.А. значится под номером 10. В уточнённом списке – под номером 11.

На время рассмотрения дела график выпуска и распределения в 2021 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы в отношении рассматриваемой категории граждан не утверждён, конкретные получатели соответствующей социальной выплаты не определены. В связи с чем, оснований для вывода о нарушении прав Смирновой Т.А. непредоставлением государственного жилищного сертификата в 2021 году у суда не имеется.

При этом, поскольку распределение по субъектам РФ средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат рассматриваемой категории граждан предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год (п.28 Правил), оснований для проверки решений и действий Правительства РФ и ФКУ «Объединённая дирекция» Минстроя России в части соблюдения методики распределения по субъектам РФ средств федерального бюджета, как того требовал истец и его представитель, в рамках настоящего дела также не имеется.

Таким образом, заявленные исковые требования Смирновой Т.А. удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований истцу в соответствии со ст.98 ГПК РФ не подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных исковых требований Смирновой Т.А. к Министерству строительства Тверской области о возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат - отказать.

      Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери.

      Председательствующий                                                                Т.Я. Панасюк

    Мотивированное решение составлено 21.09.2020.

1версия для печати

2-1266/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнова Татьяна Андреевна
Ответчики
Министерство строительства Тверской области
Другие
Администрация Московского района в городе Твери
Смирнов Александр Сергеевич
Смирнов Андрей Сергеевич
ФКУ «Объединённая дирекция Минстроя России»
Администрация г. твери
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Министерство финансов РФ в лице УФК по Тверской области
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери
Львова Елена Сергеевна
Суд
Центральный районный суд г. Тверь
Дело на странице суда
centralny.twr.sudrf.ru
14.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее