Дело № 5-1/2022
УИД: 41RS0001-01-2021-011527-22
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 января 2022 года г. Вилючинск Камчатского края
Судья Вилючинского городского суда Камчатского края, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Спортивная, д. 5а, Хорхордина Надежда Михайловна, при секретаре Ершовой К.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица:
акционерного общества «Камчатэнергосервис», юридический адрес: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Мира, д. 16, ИНН 4101145793, ОГРН 1114101003719, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установил:
В отношении АО «Камчатэнергосервис» (Общество) проведено эпидемиологическое расследование с целью установления причин возникновения очага новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период с 10.00 часов до 12.00 часов 02 сентября 2021 года, в период с 12.00 часов до 12.50 часов 17 сентября 2021 года в помещениях АО «Камчатэнергосервис», расположенных по адресам: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Мира, д. 16 и г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, д. 47, при осуществлении деятельности по ОКВЭД – 35.30.14 по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении действующих санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые совершены при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, а именно не проводятся в обязательном порядке санитарнопротивоэпидемиологические (профилактические) мероприятия по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), направленные на «разрыв» механизма передачи новой коронавирусной инфекции, в том числе:
в помещениях Общества по <адрес> г. Вилючинске Камчатского края:
- не осуществляется опрос работников о наличии в близком окружении лиц с признаками острого респираторного заболевания, госпитализированных в инфекционные стационары с занесением информации в «Журнал здоровья»;
- не созданы необходимые для соблюдения личной и общественной гигиены условия (кожные антисептики, дезинфицирующие салфетки, бумажные или электрополотенце отсутствуют), для работников отсутствует наглядная информация о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены, в том числе режим регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками (в туалете не размещена наглядная информация о правилах мытья рук и профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- не проводится профилактическая и очаговая (текущая, заключительная) дезинфекция для профилактики и борьбы с COVID-19, для проведения дезинфекции поверхностей не применяются дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (дезинфицирующие средства, применяемые при вирусных инфекциях отсутствуют (не представлены), инструкции по применению дезинфицирующих средств отсутствуют (не представлены);
в помещениях Общества по <адрес>:
- не осуществляется опрос работников о наличии в близком окружении лиц с признаками острого респираторного заболевания, госпитализированных в инфекционные стационары с занесением информации в «Журнал здоровья»;
- не проводится в течение рабочего дня измерение температуры работников с занесением информации в «Журнал здоровья» (термометрия работников проводится 1 раз в день);
- отсутствуют разметки (в помещении (коридор) около кабинетов, где осуществляется обслуживание клиентов) для соблюдения социального дистанцирования и вывески о социальной дистанции;
- не оборудованы прибором по обеззараживанию воздуха закрытого типа (Дизар или аналоги) помещения офиса, ограниченные по объему (коридор для ожидания клиентов, комната для приёма пищи), также отсутствуют спреи и аэрозоли с заявленным дезинфицирующим действием.
Данными выявленными 08 октября 2021 года нарушениями не соблюдены требования: п. 1 ст. 11, ч.ч. 1 и 3 ст. 29, ч.ч. 1 и 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 1, 4, 5 п. 4.4, п. 6.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15, абз. 2 и 3 п. 1.1.4, п. 1.1.8, п. 1.1.10, п. 1.3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае».
Защитник АО «Камчатэнергосервис» Сыч А.А. в судебном заседании поддержала представленные письменные пояснения, из которых следует, что (по помещению по <адрес>) установленное нарушение, касающееся «Журнала здоровья», проведения термометрии 1 раз в день, Обществом было устранено, данное выявленное нарушение было допущено вследствие несоответствия формы «Журнала здоровья», который велся в АО «Камчатэнергосервис», Приложению постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246; не согласна с нарушением п. 1.1.10 Постановления № 246, выраженным с отсутствием разметки социального дистанцирования, поскольку в структурном составе управления Общества по данному адресу, не предусмотрены отделы/службы, осуществляющие обслуживание клиентов, в связи с чем, необходимость наличия разметки в межкоридорном пространстве(около кабинетов) отсутствует, а в кабинетах имеется достаточное количество площади для размещения работников с учетом соблюдения социального дистанцирования. Установление социального дистанцирования при допуске и нахождении в здании определено ранее изданными организационно-распорядительными документами Общества, соответствующими Приказами № 321-пр от 07 декабря 2020 года, № 57-пр от 23 марта 2020 года, № 394-пр от 26 октября 2021 года. При проверке в фойе административного здания была в наличии наглядная и доступная агитация «Меры профилактики коронавируса на рабочем месте» с пиктограммами о необходимости соблюдения социального дистанцирования и использования масок, исключения рукопожатий и поцелуев, также сотрудниками Общества при проведении «входного фильтра» при проведении замера температуры контролируется соблюдение сотрудниками социальной дистанции. По факту нарушения положений пп. 4 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 и п. 1.3.2 Постановления № 246 сообщила, что согласно экспликации к поэтажному плану средняя площадь кабинетов составляет 25,6 м2, в кабинете могут находиться одновременно 3 сотрудника, в соответствии с положениями. Установленными в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 апреля 2020 года № 02/376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы в условиях распространения рисков (COVID-19)» в целях обеспечения соблюдения гражданами социального дистанцирования не рекомендуется допускать превышения предельного количества лиц, которые могут одновременно находятся в одном помещении: до 50 м2 не более 5 человек. В Обществе не допускается превышение предельного количества лиц, которые одновременно могут находиться в одном помещении, поэтому приобретение приборов по обеззараживанию воздуха не является обязательным к исполнению требованием. Тем не менее, Общество в добровольном порядке приобрело бактерицидный рециркулятор воздуха. Данное здание является административным, в нем находится только персонал, прием граждан не осуществляется, вместе с тем, генеральным директором ведется прием представителей иных организаций с рабочими визитами, доступ граждан в здание не ограничен. По помещениям Общества, расположенным по <адрес> г. Вилючинске, относительно нарушений, связанных с «Журналом здоровья» позиция Общества аналогична вышеизложенной, данное нарушение было незамедлительно устранено. По поводу нарушений требований пп. 1 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 и п. 1.1.8 Постановления № 246, данное не соответствует действительности, так как Обществом принимаются исчерпывающие меры по снабжению структурного подразделения г. Вилючинска необходимым количеством антисептического раствора, который закуплен 11 августа 2021 года в количестве 100 л, и в количестве 22 л передано 31 августа и 07 сентября 2021 года в данное структурное подразделение. На момент проверки в соответствии с абз. 2 п. 1.1.8 Постановления № 246 в туалетных комнатах были размещены памятки «О значении гигиенических процедур в период пандемии коронавируса». Вменяемое Обществу нарушение требований п. 6.1 СП 3.1.3597-20, не соответствует действительности, так как профилактическая и ткущая дезинфекция проводятся силами штатного работника – уборщиком служебных помещений 1 разряда ФИО3 Уборка проводится на постоянной основе с применением раствора гипохлорита натрия и раствора антисептического, график проведения дезинфекции размещен в туалетных комнатах. Очаговая (заключительная) дезинфекции проводятся силами ООО «Санитарный сервис» и ООО «Гарант ДВ» на основании заключенных договоров в помещениях, где находился во время работы или отдыха заболевший работник, что подтверждается актами выполненных работ. Текущая дезинфекция также проводится специализированной организацией во всех случаях, когда выявлялся больной сотрудник, в очаге, то есть в месте, где заболевший сотрудник осуществлял свою трудовую деятельность, при этом, практически все сотрудники не являлись работниками административных зданий, их рабочими местами являлись дежурно-диспетчерская служба, слесарная мастерская, производственно-техническая база, при этом, акты выполненных работ имелись и предоставлялись в Роспотребнадзор в рамках исполнения предписания по каждому выявленному случаю заболевания. Таким образом, единственное незначительное нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия выразилось в несоответствии «Журнала здоровья» требованиям Постановления № 246. Просила обратить внимание на противоречия в выявленных нарушениях, приведенных в акте административного расследования и вмененных в протоколе об административном правонарушении. Также полагала, что квалификация нарушений по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ является неверной, а образует объективную сторону ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Также просила учесть, что Общество осуществляет деятельность по производству и передаче тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные цены (тарифы) для потребителей АО «Камчатэнергосервис» являются единственным источником дохода предприятия, которые не покрывают расходы предприятия. В виду низкой платежной дисциплины населения, у Общества сложное финансовое состояние, иной доход у Общества отсутствует, в связи с чем, просила рассмотреть вопрос об освобождении Общества от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ по малозначительности.
Допрошенная в качестве свидетеля – специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю ФИО4, показала, что в ходе эпидемиологического расследования по факту заболевания сотрудников АО «Камчатэнергосервис», на предприятии в помещениях Управления по <адрес> г. П-Камчатском и структурного подразделения в г. Вилючинске по <адрес>, был выявлен ряд нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно положений СП 3.1.3597-20, а также Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае», перечисленные в акте административного расследования и протоколе об административном правонарушении.
Допрошенная в качестве свидетеля врач по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске ФИО5 показала, что по распоряжению и поручению руководителя Управления Роспотребнадзора в Камчатском крае по факту заболевания COVID-2019 среди сотрудников АО «Камчатэнергосервис», ею проводилось эпидемиологическое обследование помещений данного предприятия по <адрес>, при котором присутствовал начальник Вилючинского энергорайона ФИО6 По её требованию был представлен «Журнал здоровья», из которого следовало, что опрос работников при входе в организацию о близком окружении с признаками ОРЗ, не осуществляется. Также отсутствовали антисептики в целях соблюдения правил личной гигиены, поскольку на входе в учреждение имелся кожный антисептик с истекшим сроком годности. В помещениях организации, кроме кассы, отсутствовали обеззараживатели воздуха. На предприятии было обеспечено проведение обработки полов и поверхностей с использованием хлорсодержащих средств, имелся «Доместос», на который имелась инструкция. При этом, для проведения профилактической и текущей дезинфекции, по её требованию не было представлено к осмотру дезинфицирующих средств, обладающих вирулицидными свойствами, а «Доместос» в качестве такого средства, использоваться не может. Заключительная дезинфекция на предприятии проводится специализированной организацией, но актов об этом представлено не было, так как они находились в Управлении.
Выслушав защитника, допросив свидетелей, исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
В силу Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Подпунктами 1, 4 и 5 п. 4.4, п. 6.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15 (ред. от 11 октября 2021 года) предусмотрено, что мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров (пп. 1 п. 4.4); обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации (пп. 4 п. 4.4); организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу (пп. 5 п. 4.4); с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (п. 6.1).
В силу требований абз. 2 и 3 п. 1.1.4, п. 1.1.8, п. 1.1.10, п. 1.3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае», руководителям предприятий и организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Камчатского края, необходимо обеспечить соблюдение следующего комплекса мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в частности: обеспечить выявление у работников признаков острого респираторного заболевания (повышение температуры, кашель, одышка, насморк, першение и боль в горле и др.), предусмотрев организацию входной дистанционной термометрии работников при входе в организацию (предприятие, территорию) и измерение температуры тела в течение рабочего дня; опрос на входе в организацию (предприятие, территорию) о наличии в близком окружении работника лиц с признаками острого респираторного заболевания, а также госпитализированных в инфекционный стационар. Результаты термометрии и опроса заносить в "Журнал здоровья" (приложение). При проведении термометрии и опроса не допускать скопления людей путем социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга, разведения прохода работников по времени, увеличение количества проходов (п. 1.1.4); создать необходимые для соблюдения личной и общественной гигиены условия (обеспечить наличие мыла (рекомендуется в диспенсерах), кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток, предназначенных для гигиенической обработки и дезинфекции рук, бумажных и (или) электрополотенец). Информировать работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками. Разместить наглядную информацию о правилах мытья рук и профилактике новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019). (Возможно использовать информацию (памятки) на Интернет-сайтах Роспотребнадзора, Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю) (п. 1.1.8); создать условия для соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях и сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию). Обеспечить контроль соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга (п. 1.1.10); ограниченные по объему помещения, в которых может находиться значительное количество работников, оборудовать приборами по обеззараживанию воздуха закрытого типа (Дезар или аналоги) или использовать спреи и аэрозоли с заявленным дезинфицирующим действием (п. 1.3.2).
Приложением к Постановлению Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 утверждена форма «Журнала здоровья», в соответствии с которым. В нем фиксируется: Ф.И.О. работника; время и результат измерения температуры тела при входном контроле; время и результат измерений термометрии три раза в течение рабочего дня; результат опроса по ЭПИД окружению: заболевшие ОРВИ, пневмонией, госпитализированные в инфекционный стационар (да/нет); подпись работника.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что с целью установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди работников АО «Камчатэнергосервис» на основании поступивших из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске» экстренных извещений, в соответствии с распоряжением руководителя Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора) о проведении эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний от 1 августа 2021 года № 74, ведущим специалистом-экспертом ФИО7 и специалистом-экспертом ФИО4 отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, с привлечением в качестве экспертов представителей экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае», было проведено эпидемиологическое расследование причин возникновения инфекционных заболеваний в отношении АО «Камчатэнергосервис», в частности эпидемиологическое обследование здания по <адрес> г. П-Камчатском 02 сентября 2021 года и по <адрес> г. Вилючинске 17 сентября 2021 года .
По итогам проведенного эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний, был составлен акт 08 октября 2021 года, в котором зафиксировано, в частности, что:
в помещении Общества по <адрес> г. Вилючинске:
- опрос на входе в организацию о наличии в близком окружении работников лиц с признаками острого респираторного заболевания, госпитализированных в инфекционные стационары, не проводится, результат опроса не заносится в «Журнал здоровья»: на момент обследования в «журнале здоровья» отсутствуют результаты опроса на входе в организацию о наличии в близком окружении работника лиц с признаками респираторного заболевания, а также госпитализированных в инфекционный стационар;
- не соблюдаются правила личной гигиены (использование антисептиков): при входе в учреждение установлен кожный антисептик для обработки рук, имеющий вирулентное действие, дата производства 23.04.2020, срок годности 12 месяцев, антисептик просрочен;
- для профилактики и борьбы с COVID-19 не проводится профилактическая и очаговая (текущая, заключительная) дезинфекция для профилактики и борьбы с COVID-19, для проведения дезинфекции поверхностей не применяются дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях: дезинфицирующие средства, применяемые при вирусных инфекциях отсутствуют (не представлены), инструкции по применению дезинфицирующих средств отсутствуют (не представлены;
в помещении Общества по <адрес>:
- «Журнал здоровья» ведется, отсутствует регистрация данных об опросе работников о состоянии здоровья, термометрия работников проводится 1 раз в день;
- отсутствуют разметки социального дистанцирования;
- отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха.
Указанное выше является нарушением требований пп. 1, 4, 5 п. 4.4, п. 6.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15, абз. 2 и 3 п. 1.1.4, п. 1.1.8, п. 1.1.10, п. 1.3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае».
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, АО «Камчатэнергосервис» является действующим юридическим лицом с основным видом деятельности производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
По итогам проведённого эпидемиологического расследования, в связи с выявленными нарушениями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов при осуществлении деятельности, совершенных в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, специалистом-экспертом отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске ФИО4 22 октября 2021 года в отношении АО «Камчатэнергосервис» был составлен протокол № 210256 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся по делу доказательства, считаю, что вывод указанного должностного лица отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю о наличии в действиях (бездействии) юридического лица состава правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является ошибочным, исходя из нижеследующего.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Как установлено ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. «а.2» ст. 10 Федерального закона № 68-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417.
Пункты 3 и 4 указанных Правил предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны: соблюдать требования законодательства о санитарно-эпидемическом благополучии человека; выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а» статьи 10 Закона № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Распоряжением Губернатора Камчатского края от 12 марта 2020 года № 267-Р в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Вместе с тем, положения данных СП 3.1.3597-20, нарушение подпунктов 1, 4 и 5 п. 4.4, п. 6.1 которых вменено в вину АО «Камчатэнергосервис», определяя требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, обязанность по организации предусмотренных в разделе IV противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19 возлагает на территориальные органы Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1).
Поименованные в п. 4.4 санитарных правил мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, в силу прямого указания СП 3.1.3597-20 осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выполнение названных мероприятий указанными органами власти обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Таким образом, АО «Камчатэнергосервис» не может быть субъектом административной ответственности за неисполнение пп. 1, 4 и 5 п. 4.4, п. 6.1 СП 3.1.3597-20.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае», нарушение абз. 2 и 3 п. 1.1.4, п. 1.1.8, п. 1.1.10, п. 1.3.2 которого также вменено в вину АО «Камчатэнергосервис», фактически введены ограничительные мероприятия и установлены дополнительные правила поведения, которыми на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан возложены дополнительные обязанности, исполнение которых необходимо в целях ограничения распространения конкретного заболевания COVID-2019, защиты собственной безопасности, жизни и здоровья, а также жизни и здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации вследствие распространения указанного заболевания.
В соответствии с положениями ст.ст. 38, 39 Федерального закона № 52-ФЗ санитарные правила разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 санитарными правилами не является, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия непосредственно не устанавливает.
Для квалификации действий по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), необходимо установить, что допущенное действие (бездействие) состояло либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении, с учетом изложенного выше иных санитарных правил, чем СП 3.1.3597-20, которые в отношении граждан и юридических лиц не имеют прямого действия, равно как санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые бы не исполнило АО «Камчатэнергосервис», не приведено.
На основании изложенного выше следует, что условий, необходимых для квалификации действий данного юридического лица по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по настоящему делу не установлено.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос № 17).
Привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (вопрос № 22).
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, в числе иного, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на ч. 1 ст. 20.6.1 данного Кодекса (вопрос № 21).
В указанном Обзоре разъяснено, что в силу п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный Кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, она является общей нормой по отношению к ч. 2 ст. 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 указанного Кодекса.
При таких обстоятельствах, в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 данного Кодекса, будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
На основании вышеизложенного прихожу к выводу о необходимости переквалификации бездействия АО «Камчатэнергосервис» с ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях на ч. 1 ст. 20.6.1 указанного Кодекса, что не ухудшает положение юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом, решая вопрос об обоснованности вмененных АО «Камчатэнергосервис» нарушений, связанных с невыполнением правил поведения и дополнительных обязанностей, возложенных на юридических лиц в целях ограничения распространения заболевания COVID-2019, предусмотренных положениями абз. 2 и 3 п. 1.1.4, п. 1.1.8, п. 1.1.10, п. 1.3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246, прихожу к следующему.
Так, протоколом об административном правонарушении АО «Камчатэнергосервис» по помещению, расположенному по <адрес> г. Вилючинске вменено не создание необходимых для соблюдения личной и общественной гигиены условий в виде отсутствия наглядной информации о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены, в том числе режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками, что выразилось в отсутствии в туалете размещенной наглядной информации о правилах мытья рук и профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не соответствует требованиям п. 1.1.8 Постановления № 246.
Вместе с тем, указанное нарушение подлежит исключению из объема обвинения, поскольку оно не зафиксировано ни актом санитарно-эпидемиологического обследования от 17 сентября 2021 года, ни актом эпидемиологического расследования от 08 октября 2021 года, имеется указание лишь на отсутствие кожного антисептика, что также является несоответствием требованию п. 1.1.8 данного Постановления № 246 и нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства совокупностью исследованных доказательств, а также показаниями свидетеля ФИО5, оснований не доверять которым, в указанной части, у суда не имеется, и из которых следует, что на момент обследования помещений при входе в организацию был установлен кожный антисептик, однако по заявленному сроку годности, являлся просроченным.
При этом, представленные защитником документы, свидетельствующие о наличии необходимого объема закупленного антисептического раствора и передаче его для использования в августе и сентябре 2021 года в г. Вилючинск в общем количестве 22 литров, сами по себе не свидетельствуют о создании необходимых условий для соблюдения личной и общественной гигиены, поскольку не подтверждают их действительного срока годности и фактического использования на момент проверки, в связи с чем, в данной части нарушение п. 1.1.8 Постановления № 246 со стороны АО «Камчатэнергосервис» имеется.
Нарушения по несоблюдениютребований абз. 2 и 3 п. 1.1.4 Постановления № 246 по помещениям, расположенным по <адрес> г. Вилючинске и по <адрес> г. П-Камчатском, связанные с «Журналом здоровья», отсутствием опроса и проведением термометрии 1 раз в день, нашли свое подтверждение в судебном заседании, были вменены должностным лицом административного органа обоснованно, и защитником не оспаривались.
Также нашло своё подтверждение несоблюдение АО «Камчатэнергосервис» п. 1.1.10 Постановления № 246 в виде отсутствия по <адрес> г. П-Камчатском социальной разметки в помещении коридора около кабинетов, где осуществляется обслуживание клиентов, поскольку как было установлено в ходе судебного разбирательства, данное здание хотя и является административным, однако в нем имеется приемная генерального директора, доступ в здание граждан-посетителей, включая работников иных структурных подразделений АО «Качатэнергосервис» не ограничен, кроме того, как не оспаривалось защитником, генеральным директором осуществляются рабочие встречи с представителями иных организаций.
Однако, как необоснованно вмененное в вину АО «Камчатэнергосервис» подлежит исключения из объема обвинения отсутствие вывесок о социальной дистанции по <адрес> г. П-Камчатском, поскольку фиксация и указание на это в актах эпидемиологического расследования, отсутствуют, указано лишь на отсутствие разметки социального дистанцирования.
Также полагаю подлежащим исключению из объема обвинения, указанное в протоколе об административном правонарушении вмененное АО «Камчатэнергосервис» нарушение п. 1.3.2 Постановления № 246, выразившееся в отсутствии в коридоре для ожидания клиентов и комнате приема пищи в помещениях офиса по <адрес> оборудования прибором по обеззараживанию воздуха закрытого типа (Дизар или аналоги), отсутствии спреев и аэрозолей с заявленным дезинфицирующим действием, поскольку как следует из содержания данного пункта Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246, ограниченные по объему помещения, в которых может находиться значительное количество работников, следует оборудовать приборами по обеззараживанию воздуха закрытого типа (Дезар или аналоги) либо возможно использовать спреи и аэрозоли с заявленным дезинфицирующим действием. Однако, как следует из содержания акта эпидемиологического расследования от 15 сентября 2021 года и от 08 октября 2021 года, составленных по результатам, в том числе санитарно-эпидемиологического обследования АО «Камчатэнергосервис» 02 сентября 2021 года помещений по пр. Победы, д. 47, проверяющими было зафиксировано только лишь отсутствие оборудования по обеззараживанию воздуха, что вместе с тем не исключало возможности использования в указанных целях юридическим лицом спреев и аэрозолей с соответствующим дезинфицирующим действием, однако их наличие не выяснялось и соответственно отсутствие нигде не фиксировалось.
Анализ вышеуказанных правовых норм и оценка приведенных доказательств, свидетельствуют о том, что у юридического лица АО «Камчатэнергосервис» имелась возможность для соблюдения установленных в целях ограничения распространения опасного для окружающих заболевания COVID-2019 правил поведения, в период введения режима повышенной готовности на территории Камчатского края, предусмотренных абз. 2 и 3 п. 1.1.4, п. 1.1.8, п. 1.1.10 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246, однако не приняло всех зависящих мер по их соблюдению и осуществлению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения и исполнения данных правил поведения, юридическим лицом АО «Камчатэнергосервис» при осуществлении своей деятельности, не представлено, не установлено таких обстоятельств и при рассмотрении дела.
Вместе с тем, рассматривая вопрос о возможности привлечения АО «Камчатэнергосервис» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 данного Кодекса, прихожу к выводу об отсутствии такой возможности, в виду того, что установленный ст. 4.5 данного Кодекса трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по указанной категории дел, на момент рассмотрения дела истек, учитывая, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела, были выявлены в ходе санитарно-эпидемиологического обследования, проведенного в рамках эпидемиологического расследования, а именно: по помещению, расположенному по пр. Победы, д. 47 в г. П-Камчатском – 02 сентября 2021 года в период с 11.00 часов до 13.00 часов, пи помещению, расположенному по <адрес> г. Вилючинске 17 сентября 2021 года в период с 12.00 часов до 12.50 часов.
В силу п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 данного Кодекса, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Учитывая, что ко дню рассмотрения настоящего дела, срок давности привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ истек, производство по делу в отношении АО «Камчатэнергосервис» подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд,
постановил:
Переквалифицировать действия акционерного общества «Камчатэнергосервис», ИНН 4101145793, ОГРН 1114101003719, с ч. 2 ст. 6.3 на ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Камчатэнергосервис», предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Н.М. Хорхордина