Дело №5-423/22
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт- Петербург 25 февраля 2022 года
Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга Павлова Ю.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Клочковой Е.В.,
защитника Клочковой Е.В. – адвоката Алексеева М.А., представившего удостоверение № и ордер А № от 25.02.2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ в отношении:
Клочковой Екатерины Владимировны, <данные изъяты> ранее в течение года не привлекавшейся к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
25.02.2022 года в Московский районный суд Санкт-Петербурга поступил протокол АП №003122 от 25.02.2022 года и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ, в отношении Клочковой Е.В.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.
Клочкова Е.В. совершила участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте, повлекшем нарушение санитарных норм и правил, когда эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно:
24.02.2022 года около 19 часов 30 минут у дома №35 по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге Клочкова Е.В. принимала добровольное участие в одновременном массовом пребывании граждан в общественном месте, организованном «против войны с Украиной» и повлекшем нарушение санитарных норм и правил, установленных п.6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 года №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» (п.6 в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.07.2020 года №21), предписывающим гражданам соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, а также п.4.4 санитарно-эпидемиологических правил, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 года №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», предписывающим соблюдать всем физическим лицам социальную дистанцию от 1,5 до 2 метров.
В проводимой акции, организованной «против войны с Украиной», не являющейся публичным мероприятием участвовало порядка 200 человек, расстояние между участниками составляло менее 1 метра. В связи с допущенными нарушениями санитарных норм и правил, информация о выявленном нарушении была доведена до участников данного мероприятия, в том числе до Клочковой Е.В. лейтенантом полиции ФИО5 –инспектором отдела охраны общественного порядка УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга, осуществлявшим в соответствии со ст.ст.2, 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции» обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в общественных местах, а также предотвращению и пресечению административных правонарушений, который посредством громко-усиливающей аппаратуры неоднократно публично уведомил об этом всех лиц, участвующих в данном мероприятии, а также потребовал прекратить данные противоправные действия и разойтись.
Однако, Клочкова Е.В. продолжила участие в акции, не использовав возможность выполнить в отведенный разумный промежуток времени законное требование сотрудника полиции, чем допустила совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ.
Вышеуказанное административное правонарушение было выявлено 24.02.2022 года в 20 часов 50 минут в № отделе полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Клочкова Е.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала, от дачи объяснений отказалась, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ст.51 Конституции РФ.
Защитник Клочковой Е.В. – адвокат Алексеев М.А. полагал, что существо административного правонарушения, изложенное в протоколе, не соответствует его квалификации. Также обращал внимание на то, что согласно текста обращения, транслируемого путем громко-усиливающей аппаратуры, сотрудник полиции требовал прекратить участие в публичном мероприятии, в то время как Клочковой Е.В. вменяется участие в акции, не являющейся публичным мероприятием, с нарушением санитарных норм. Таким образом, просил прекратить производство по делу в отношении Клочковой Е.В. ввиду отсутствия состава либо события административного правонарушения. Вместе с тем, просил суд в случае установления в действиях Клочковой Е.В. состава административного правонарушения, назначить ей минимально возможное наказание.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, выслушав Клочкову Е.В., суд приходит к выводу о том, что вина Клочковой Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, вина Клочковой Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ подтверждается исследованными судом доказательствами:
- Протоколом об административном правонарушении АП №003122 от 25.02.2022 года, составленным УУП № отдела полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО8, в котором подробно отражено существо административного правонарушения и дана его юридическая квалификация, указаны место и время совершенного правонарушения (л.д.1).
Суд принимает данный процессуальный документ в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку, он полностью соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ. Как усматривается из указанного протокола об административном правонарушении, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также положения ст.51 Конституции РФ Клочковой Е.В. разъяснены, о чем в протоколе имеется ее подпись, право на дачу объяснений ею реализовано, объяснения написаны собственноручно. С протоколом Клочкова Е.В. ознакомлена и получила его копию, о чем свидетельствует ее собственноручная подпись.
- Рапортами сотрудников полиции ФИО8 и ФИО7 от 24.02.2022 года, в которых изложены обстоятельства выявления Клочковой Е.В. 24.02.2022 года в 19 часов 30 минут у дома №35 по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге и доставления ее в № отдел полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга (л.д.13, 14);
- Письменными объяснениями сотрудников полиции ФИО4 и ФИО7 от 24.02.2022 года, которые будучи предупрежденными об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, указали, что в ходе исполнения служебных обязанностей по обеспечению правопорядка в общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений при возможном проведении массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, 24.02.2022 года доставили в № отдел полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга Клочкову Е.В., которая 24.02.2022 года в 19 часов 30 минут у дома №35 по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге принимала добровольное участие в одновременном массовом пребывании и передвижении граждан в общественном месте, организованном «против войны с Украиной» и повлекшем нарушение санитарных норм и правил, предписывающих соблюдать социальную дистанцию до других граждан. При этом в проводимой акции участвовало порядка 200 человек, расстояние между участниками составляло менее 1 метра. В связи с допущенными нарушениями санитарных норм и правил информация о выявленном нарушении была доведена до участников данного мероприятия, в том числе и до Клочковой Е.В., путем громко-усиливающей аппаратуры, высказано требование о прекращении противоправных действий и необходимости разойтись. Вместе с тем, Клочкова Е.В. продолжила участие в акции, не использовал возможность выполнить в отведенный разумный промежуток времени законное требование сотрудника полиции (л.д.15, 16);
- Письменными объяснениями сотрудника полиции ФИО5 от 24.02.2022 года, который будучи предупрежденными об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, указал, что согласно план-расчету расстановки личного состава ГУ МВД России по СПб и ЛО 24.02.2022 года с 17 часов 00 минут заступил на службу по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан в центральной части города, где планировалось массовое скопление граждан в общественных местах «против войны с Украиной». Службу он нес у дома №35 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге. Примерно с 17 часов 00 минут начали скапливаться массы граждан, не соблюдающих между собой установленную социальную дистанцию, расстояние между участниками мероприятия составляло менее 1 метра, не все участники имели средства индивидуальной защиты. Когда количество собравшихся достигло примерно 200 человек, он путем громко-усиливающей аппаратуры начал непрерывно оповещать участников мероприятия о том, что своими действиями они нарушают санитарные правила и нормы, предписывающие всем физическим лицам в условиях возможного распространения коронавирусной инфекции соблюдать социальную дистанцию при нахождении в общественном месте. Также он, ФИО5, сообщал, что при одновременном массовом скоплении граждан за данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ и требовал прекратить противоправные действия и покинуть место сбора (л.д.22);
- Копией обращения сотрудника полиции – старшего инспектора ОООП УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга ФИО5 к гражданам при нарушении общественного порядка (л.д.21);
- Протоколом о доставлении Клочковой Е.В. в № отдел полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга 24.02.2022 года в 20 часов 50 минут за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ (л.д.3-4);
- Протоколом об административном задержании Клочковой Е.В. от 24.02.2022 года, составленным в полном соответствии с требованиями ст.27.4 КоАП РФ, в котором помимо прочего отражены также должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, а также указаны мотивы задержания. Копия протокола вручена задержанному лицу (л.д.35);
- Запросом ГУ МВД России по СПб и ЛО от 24.02.2022 года и ответом на него заместителя председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности ФИО6, из которого следует, что в комитет на 24.02.2022 года уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Санкт-Петербурга не подавалось и не согласовывалось (л.д.24-25);
- Копией книги постовых ведомостей № отдела полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга, согласно которой УУП № отдела полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО7 и ФИО8 находились при исполнении своих служебных обязанностей 24.02.2022 года (л.д.18-20);
- Телефонограммой начальникам ОООП, ОУУП и ПДН, тыла, № отделов полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга, ОИАЗ, ОУР, ОД, командиру ОР ППСП о выделении сотрудников полиции (л.д.26-27);
- Информацией по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка на случай возможного осложнения оперативной обстановки в центральной части Санкт-Петербурга 24.02.2022 года (л.д.28-30).
Таким образом, оснований не доверять документам, составленным сотрудниками полиции, в том числе УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга, а также их объяснениям, у суда не имеется.
Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, а в совокупности достаточными для установления доказанности вины Клочковой Е.В., в действиях которой усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ.
С содержанием протокола об административном правонарушении Клочкова Е.В. была ознакомлена, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ ей разъяснены, при этом никаких замечаний и заявлений на действия сотрудников полиции ею принесено не было.
Диспозицией ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе и за участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание повлекло нарушение санитарных норм и правил.
Положением ч.ч.1, 3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 настоящего Федерального закона.
В силу ч.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
На основании ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для граждан установлены следующие обязанности: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) отнесена к перечню заболеваний, представляющую опасность для окружающих.
30.01.2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 года, в связи со вспышкой нового коронавирусной инфекции в КНР и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и фиксированием новых вспышек заболеваний в разных странах, органами государственной власти принимается комплекс мер по борьбе и нераспространению эпидемии. В частности путем издания Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 года №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».
Согласно п.6.2 указанного постановления, в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии с п.6 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главным государственным санитарным врачом РФ постановлено соблюдать дистанцию до других лиц не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Впоследствии в целях установления требований к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 года №15 были утверждены Санитарные правила – СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Согласно п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в качестве мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, на физических лиц было возложено соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), а также соблюдение ими социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Таким образом, вышеуказанные санитарные нормы и правила, принятые в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленные Главным государственным санитарным врачом РФ, подлежат исполнению всеми физическими лицами на всей территории РФ.
Как усматривается из представленных материалов дела, исследованных судом в своей совокупности, 24.02.2022 года около 19 часов 30 минут у дома №35 по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге Клочкова Е.В. принимала добровольное участие в одновременном массовом пребывании граждан в общественном месте, организованном «против войны с Украиной».
Судом в соответствии с представленными доказательствами установлено, что в проводимой акции, не являющейся публичным мероприятием, участвовало порядка 200 человек, при этом расстояние между участниками составляло менее 1 метра. Информация о допускаемых нарушениях санитарных норм и правил участникам акции была доведена старшим инспектором ОООП УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга ФИО5, который с использованием громко-усиливающей аппаратуры неоднократно публично уведомил об этом всех лиц, участвующих в данном мероприятии, в том числе Клочкову Е.В., а также потребовал прекратить данные противоправные действия и разойтись.
Между тем, Клочкова Е.В. продолжила участие в акции, не использовав возможность выполнить в отведенный разумный промежуток времени законное требование сотрудника полиции, в связи с чем, была задержана и доставлена в отдел полиции.
В Определении от 24.10.2013 года №1721-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что положения ст.20.2.2 КоАП РФ, определяя через категорию «массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах» общественные отношения, на которые распространяется его действие, как по своему буквальному смыслу, так и с учетом его места в системе действующего правового регулирования относит к данной категории не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (пункты 1 - 6 статьи 2). При этом наступление ответственности связывается данным законоположением с наличием указанных в нем негативных последствий.
Таким образом, нахождение Клочковой Е.В. 24.02.2022 года в составе группы граждан общей численностью около 200 человек в общественном месте – на улице у дома №35 по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге без соблюдения требований п.6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 года №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» и п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ и подтверждается всей совокупностью исследованных судом доказательств.
С учетом вышеизложенного, вопреки доводам защитника Клочковой Е.В. – адвоката Алексеева М.А., каких-либо противоречий в представленных материалах суд не усматривает.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности представленных материалов об административном правонарушении. Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о наличии у сотрудников полиции оснований для оговора и личной заинтересованности в привлечении Клочковой Е.В. к административной ответственности в ходе рассмотрения дела не установлено.
Законность действий сотрудников полиции проверена в судебном порядке и сомнений не вызывает.
При назначении Клочковой Е.В. наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, ее личность, имущественное положение.
Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание необходимость соответствия меры наказания характеру и степени общественной опасности административного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновной, отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих наказание, принимая во внимание, что Клочкова Е.В. ранее не привлекалась к административной ответственности, учитывая ее молодой возраст, суд, руководствуясь принципом соразмерности и справедливости при назначении наказания, считает возможным назначить Клочковой Е.В. наказание в виде административного штрафа не в максимальном размере.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 25.1, 26.1, 26.2, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Клочкову Екатерину Владимировну, <данные изъяты> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня вручения либо получения его копии.
Судья: