Решение по делу № 2-1870/2015 (2-12367/2014;) от 13.08.2014

Дело 2-1870/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2015 года                             г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Славкина М.М.,

при секретаре Мамаеве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. об оспаривании решения призывной комиссии Центрального района города Красноярска,

установил:

С. обратился в суд с заявлением (с учетом уточненных требований) об оспаривании решения призывной комиссии Центрального района г. Красноярска, мотивируя свои требования тем, что решением призывной комиссии Центрального района города Красноярска (протокол № 19 от 14.07.2014г.) С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зачислен в запас с заключением о признании заявителя не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, (п. 1.1. ст.28 ого Закона №53 от 28.03.1998). С принятым решением о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права и свободы. В соответствии с пунктом 1.1. ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву, призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, гласно Постановлению Правительства РФ от 11.11.2006 №663 ( в редакции от 20.05.2014г.) такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея законных на то оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. С., состоит на воинском учете в военном комиссариате Красноярского края по Советскому и Центральному районам города Красноярска. Согласно материалам личного дела, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, С. были вручены повестки о явке на 25.04.2014 г., 30.06.2014 г., 04.07.2014 г., 14.07.2014 г. в отдел военного комиссариата по Центральному району г.Красноярска для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу. Однако, прибыть в отдел военкомата в назначенный в повестке день 25.04.2014 г. не представилось возможным по причине утраты трудоспособности, наступившей в связи с болезнью и прохождением лечения в условиях стационара с 22.04.2014г. по 05.05.2014г. и с 22.05.2014г. по 05.06.2014г. После выздоровления, в соответствии с требованиями ст.4.3 ФЗ «Об обязательном социальном страховании» листок нетрудоспособности он передал своему работодателю в ЗАО "А", о чем 25.06.2014г. поставил в известность сотрудников отдела военкомата по Центральному району г. Красноярска, ответственных за мероприятия, связанные с призывом. Одновременно он обратился с письменным заявлением лично к начальнику отдела военного комиссариата по Центральному району г. Красноярска Г. (вх. от 24.06.2014г.) о запросе медицинских документов, характеризующих состояние здоровья заявителя, из медицинских учреждений, в которых он в последнее время проходил обследование и лечение. 14.07.2014г. копию листка нетрудоспособности, а также затребованные членами медицинской комиссии рентгеновские снимки предоставил начальнику отдела ВКК по Центральному району г. Красноярска. В соответствии с пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата по повестке являются, в том числе, заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности. В дальнейшем, после выздоровления, С. прибывал в назначенное в повестках время, а именно: 24.06.2014г., 30.06.2014г., 04.07.2014г., 07.07.2014г., 09.07.2014г., 14.07.2014г.,- в отдел военкомата. Исходя из изложенного, заключение призывной комиссии Центрального района г. Красноярска, о признании С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не соответствует положениям Федерального законодательства, является незаконным, ограничивающим трудовые права заявителя, предусмотренные Конституцией РФ, о равном доступе граждан Российской Федерации к государственной службе (ч. 4 ст.32 ). Нарушение обжалуемым решением призывной комиссии прав и свобод заявителя заключается в ограничении права на поступление на государственную гражданскую службу и муниципальную службу, так как положениями статьей 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьей 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую и муниципальную службу в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. Просит суд признать незаконным решение призывной комиссии Центрального района г.Красноярска (протокол № 19 от 14.07.2014 г.) в части заключения о признании С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Заявитель С. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заявителя адвокат Крицкая О.И., действующая на основании ордера от 04.08.2014г. требования поддержала, суду пояснила, что призывная комиссия обязана была принять решение о призыве С. на военную службу, поскольку в отдел военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г. Красноярска он явился до окончания призыва, представил все необходимы для принятия решения о призыве С. на военную службу, медицинские документы.

Представитель заинтересованного лица призывной комиссии Центрального района г. Красноярска Темеров Н.А., действующий на основании доверенности от 19.12.2014г., в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, суду пояснил, что в соответствии со ст.22 Федерального закона №53-Ф3 заявитель в период весеннего призыва 2014 г. являлся гражданином, подлежащим призыву на военную службу. Оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу, предусмотренных ст.ст.23, 24 Федерального закона №53-Ф3, заявитель не имел. Согласно ст.26 Федерального закона №53-Ф3 призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское свидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. В этих целях заявитель по месту своей работы 19.02.2014 г. под личную подпись был оповещен о явке в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска для мероприятий, связанных с призывом, к 09-00 час. 25.04.2014 г. Однако, 25.04.2014 г. заявитель в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярск не прибыл, о причинах своей неявки не сообщил, документов, подтверждающих уважительность неявки по повестке не представил. В связи с неявкой заявителя 25.04.2014 г. в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска, последним принимались предусмотренные законом меры по установлению причин его неявки в отдел, в том числе: направление запросов в адрес работодателя Заявителя - ЗАО "А" для подтверждения факта уважительной причины неявки заявителя по повестке и, при наличии возможности, оповещении заявителя о явке в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска - направление запросов в медицинские учреждения для подтверждения факта уважительной причины неявки заявителя по повестке 25.04.2014 г.: «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича», Поликлиника № 2 городской больницы № 1», Центральная городская больница г. Алушты Республики Крым; - направление запросов в адрес Красноярского городского совета депутатов, где заявитель осуществляет деятельность не на постоянной основе, о предоставлении информации по поводу неявки заявителя по повестке и оповещении заявителя о явке в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска - направление запросов в ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское» и ГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю для подтверждения информации по факту ДТП с участием заявителя. Однако, все принятые отделом ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска меры по установлению причин неявки заявителя по повестке ДД.ММ.ГГГГ и его оповещении о явке в отдел положительного результата не дали; подтвердить факт уважительности неявки заявителя по повестке ДД.ММ.ГГГГ г., ровно как и оповестить заявителя о явке в отдел, на основании полученных ответов из вышеуказанных учреждений, не представилось возможным. ДД.ММ.ГГГГ С. прибыл в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска, однако не для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу (как указывает заявитель), а для иных целей: подачи заявлений об ознакомлении с материалами его личного дела и направлении запросов в указанные им медицинские учреждения (11 медицинских учреждений), за исключением ГБУ ЦРБ Урус-Мартановского района Республики Чечня), где обследовался и наблюдался заявитель в последнее время. Согласно поступившим сведениям из медицинских учреждений заявитель в последнее время в названные им учреждения за медицинской помощью не обращался. В этот же день - ДД.ММ.ГГГГ заявителю вручена повестка с явкой ДД.ММ.ГГГГ к 9.00 час. в отдел ВККК для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу (выдача направлений для прохождения обязательных медицинских обследований и анализов). По прибытии в отдел ВККК ДД.ММ.ГГГГ Заявитель собственноручно написал объяснение по факту своей неявки по повестке ДД.ММ.ГГГГ г.: обращался в медицинское учреждение, однако, в какое именно медицинское учреждение, заявитель не сообщил, какие-либо медицинские документы, подтверждающие уважительность его неявки по повестке, предоставить отказался. Таким образом, нельзя согласиться с доводом Заявителя о том, что ДД.ММ.ГГГГ поставил в известность сотрудников отдела ВККК по Советскому Центральному районам г.Красноярск, ответственных за мероприятия, связанные с призывом, о передаче листка нетрудоспособности своему работодателю, так как данный довод не нашел своего подтверждения, письменных уведомлений заявителя по данному вопросу в книге учета входящей корреспонденции отдела ВККК по Советскому и Центральному районам г. Красноярска не зарегистрировано.

Относительно ссылок Заявителя о том, что он проходил лечение в условиях стационара с 22.04.2014 г. по 05.05.2014 г. и с 22.05.2014 г. по 05.06.2014 г. обходимо отметить, что каких-либо медицинских документов, в частности листка нетрудоспособности либо выписного эпикриза за период с 22.05.2014 г. по 05.06.2014 г. в призывную комиссию Центрального района г.Красноярска - заявителем не представлялось. Вместе с тем, согласно повестке о явке в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска 25.04.2014 г. для мероприятий, связанных с призывом, полученной заявителем под личную подпись, четко указано, что по истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно без дополнительного вызова. Данное требование в повестке лица, подлежащего призыву, полностью соответствует требованиям Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не прибывающих в запасе, утвержденной приказом МО РФ от 02.10.2007 г. №400 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. №663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2007 г. №10454). Однако, в нарушение вышеуказанных требований о немедленной явке в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска по истечении действия уважительной причины без дополнительного вызова заявитель в отдел ВККК явился ни по окончании временной нетрудоспособности - 06.05.2014 г., ни по окончании временной нетрудоспособности - 06.06.2014 г. Таким образом, заявитель проигнорировал законные требования о немедленной явке в военкомат без дополнительного вызова, изложенные в его же повестке, полученной 19.02.2014 г. под личную подпись. Прибыв по повестке на заседание призывной комиссии Центрального района Красноярска 14.07.2014 г., заявитель представил членам призывной комиссии сверенную ксерокопию листка нетрудоспособности из ГБУ ЦРБ Урус-Мартановского района Республики Чечня о его нахождении на лечении в условиях стационара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., подтверждая тем самым уважительность причины его неявки ДД.ММ.ГГГГ в отдел военного комиссариата Красноярского по Советскому и Центральному районам г.Красноярска. Согласно п.2 ст.7 Федерального закона №53-Ф3 уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата, при условии документального подтверждения причины неявки, в том числе, являются заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности. Заявитель не представил членам призывной комиссии Центрального района г.Красноярска доказательств, безусловно подтверждающих факт того, что ДД.ММ.ГГГГ он не явился к 09-00 час. в отдел военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска по уважительной причине. Обстоятельства того, что Заявитель представил членам призывной комиссии Центрального района г.Красноярска документ не имеющий юридической силы (светокопию) и, не являющийся надлежащим доказательством уважительности причины его неявки в отдел ВККК ДД.ММ.ГГГГ г., принятые отделом ВККК меры по подтверждению факта уважительности неявки заявителя по повестке данный факт не подтвердили, а сам заявитель проигнорировал требования о немедленной явке в военкомат без дополнительного вызова, были учтены призывной комиссией Центрального района Красноярска при вынесении решения в отношении заявителя 14.07.2014 г., однако, названные обстоятельства, в силу закона, не являлись основополагающими для членов призывной комиссии при вынесении решения от 14.07.2014 г. Так, в соответствии с п. 1.1. ст.28 Федерального закона №53-Ф3 «При зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьи 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не пошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Призывной комиссии Центрального района г.Красноярска 14.07.2014 г. в отношении заявителя вынесено решение: «Зачислить в запас. Согласно п. 1.1. ст.28 Ф3 №53 от 28.03.1998 г. признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Данное решение призывной комиссии является законным и обоснованным, в силу следующих оснований. Согласно п. 1.1. ст.28 Федерального закона №53-Ф3 порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, определяется «Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. №663. Так п.34 Раздела 3 «Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований» указано: «При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьи 24 Федерального закона № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в деле (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Заключение призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами. Детальный анализ данного пункта свидетельствует о том, что: а) указана категория граждан, не прошедших военную службу по призыву не имея то законные основания, которые предусмотрены пунктами 1 и 2, подпунктом пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьи 24 Федерального закона №53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии. В статье 23 Федерального закона №53-Ф3 определены категории граждан, которые освобождаются от призыва на военную службу, граждане признанные признанными к военной службе по состоянию здоровья и не подлежащие призыву на военную службу. Статьей 24 Федерального закона №53-Ф3 определены категории граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. В данном конкретном случае заявитель оснований для освобождения и предоставления отсрочки от призыва на военную службу предусмотренных пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьи 24 Федерального закона №53-Ф3 не имел, что подтверждается документами воинского учета (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга). В части отмены призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии необходимо констатировать факт того, что в весенний призыв 2014 г. решение призывной комиссии Центрального района г.Красноярска в ношении заявителя, как гражданина подлежащего призыву на военную службу, не выносилось, что также подтверждается соответствующими документами (дело с протоколами призывных комиссий Советского и Центрального районов г. Красноярска, протокол заседания призывной комиссии субъекта Федерации №37 от 15.07.2014 г., личное дело призывника). б) Заключение призывной комиссии Центрального района г.Красноярска о том, заявитель не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вынесено после 1 января 2014 г. В соответствии со ст.22 Федерального закона №53-Ф3 заявитель в период весеннего призыва 2014 г. являлся гражданином, подлежащим призыву на военную службу, что подтверждается протоколом №19 от 14.07.2014 г. Заключение призывной комиссии Центрального района г.Красноярска по рассмотрению вопроса о том, что заявитель не прошел военную службу по призыву, имея на то законных оснований, считается правомочным, так как на нем отсутствовало более половины членов призывной комиссии, что подтверждается протоколом № 19 от 14.07.2014 г.

Заключение призывной комиссии о том, что заявитель не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований принято большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день произведена запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол заседания призывной комиссии Центрального района г.Красноярска подписан председателем призывной комиссии и членами (протокол №19 от 14.07.2014 г., личное дело призывника). Таким образом, необходимо сделать общий вывод: при вынесении заключения 14.07.2014 г. о том, что заявитель не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, призывная комиссия Центрального района г.Красноярска законно установленный законом порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в силу вынесенное призывной комиссией заключение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены не имеется.

Заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 28 ст.28 Федерального закона №53-Ф3«О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п. 1.1. ст.28 Федерального закона №53-Ф3«О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, определяется «Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. №663.

В соответствии с п. 34 Раздела 3 при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьи 24 Федерального закона № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в деле (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Заключение призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

На основании ч. 7 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2014 г. N 26-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом парламента Чеченской Республики, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления в порядке главы 25 ГПК Российской Федерации обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 6 июня 1995 года N 7-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П и др.). В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Таким образом, пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" - в той мере, в какой содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования связывает действие ограничения на доступ к государственной гражданской службе для граждан, признанных не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с наличием заключения призывной комиссии, которое выносится в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву, и может быть оспорено в судебном порядке, - соответствует Конституции Российской Федерации.

Судом установлено, что С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период весеннего призыва 2014 г. являлся гражданином, подлежащим призыву на военную службу, что подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспаривалось сторонами.

19.02.2014г. С. под расписку был оповещен о явке в отдел военного комиссариата Красногорского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска для мероприятий, связанных с призывом, к 09-00 час. 25.04.2014 г. (л.д. 63).

В указанное в повестке время С. в отдел военного комиссариата Красногорского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска не явился о причинах неявки не сообщил.

В связи с неявкой заявителя ДД.ММ.ГГГГ в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска, были приняты предусмотренные законом меры по установлению причин его неявки в отдел, в том числе, в виде направления запросов по мету работы С., в медицинские учреждения г. Красноярска, органы ГИБДД.

ДД.ММ.ГГГГ С. прибыл в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска, где им было подано заявление об ознакомлении с материалами его личного дела а также заявление о направлении запросов в 11 медицинских учреждений, где он обследовался и наблюдался в последнее время, а именно: в поликлинику №2 Сибирского клинического центра ФМБА России; Городскую больницу №1, Городскую поликлинику №2; Городскую детскую поликлинику №1, Городскую детскую больницу №1; Сибирский клинический центр ФМБА России; «Арника» семейную клинику; Красноярскую краевую больницу №2; Центр здоровья АбсолютМед; Красноярскую межрайонную поликлинику №5Городская больница №1; Клинику новых технологий; Городскую поликлинику №2, Сурдологический центр; клинику вертебрологии доктора Савяка.

24.06.2014г. С. вручена повестка с явкой 30.06.2014г. к 09.00 час. в отдел военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска, как указано в повестке, на заседание призывной комиссии.

30.06.2014г. С. написал объяснение, согласно которому 25.04.2014г. он собирался прийти в военный комиссариат Красноярского края по Советскому и Центральному районов г. Красноярска, однако, 27.03.2014г. он выехал за пределы г. Красноярска по личным делам, планируя вернуться в г. Красноярск заблаговременно, до 25.04.2014г. В связи с ухудшением состояния здоровья, в этот период, находясь в поездке за пределами г. Красноярска, он обратился в медицинское учреждение, где в условиях стационара ему проводилось медицинское лечение.

Также, 30.06.2014г. С. написал заявление о выдачи копии решения призывной комиссии.

По результатам рассмотрения заявления С. от 30.06.2014г., отделом военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районов г. Красноярска дан ответ, в соответствии с которым, решение призывной комиссии Центрального района г. Красноярска в весенний призыв 2014г. в отношении С. не принято, по причине того, что он своевременно не предоставил необходимые результаты медицинских обследований (в том числе результаты анализов) для последующего заключения врачами-специалистами категории годности к военной службе.

30.06.2014г. С. вручена повестка о явке к 09.00 час. 04.07.2014г. в отдел военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска с результатами анализов, для мероприятий, связанных с призывом.

04.07.2014г. С. вручена повестка о явке к 09.00 час. 07.07.2014г. в отдел военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска.

07.07.2014г. С. вручена повестка о явке к 09.00 час. 09.07.2014г. в отдел военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска на заседание призывной комиссии.

09.07.2014г. С. вручена повестка о явке к 09.00 час. 14.07.2014г. в отдел военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска на заседание призывной комиссии.

Согласно сопроводительному письму от 14.07.2014г. С. приобщил к личному делу для рассмотрения вопроса о зачислении его в запас копию листка нетрудоспособности, снимки рентгена позвоночника в районе грудной клетки. На сопроводительном письме имеется запись: «Снимки забрал 14.07.2014г.» и подпись без расшифровки.

Согласно листку нетрудоспособности 130 995 773 340, выданного ГБУ ЦРБ Урус-Мартановского района, С. в период с 22.04.2014г. по 05.05.2014г. был освобожден от работы.

Согласно карте медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе, С. осмотрен 09.07.2014г. хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, отоларингологом, стоматологом, дерматологом, психиатром. Указан диагноз: кифоз грудного отдела позвоночника. На основании ст. 66 графы 1 расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ 2013 года №656) С. установлена категория годности к военной службе Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями 3.

14.07.2014г. призывной комиссии Центрального района г.Красноярска в отношении С. вынесено решение: «Зачислить в запас. Согласно п. 1.1. ст.28 Ф3 №53 от 28.03.1998 г. признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований».

Из представленных в материалы дела документов следует, что 11.03.2014г. С. подал заявление о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы с 21.03.2014г. по 25.04.2014г. (включительно) по семейным обстоятельствам.

Приказом №17-лс от 21.03.2014г. управляющего ЗАО "А" С., директору по стратегическому развитию предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 24.03.2014г. по 25.04.2014г.

Согласно медицинской карте стационарного больного С. в период с 22.04.2014г. по 05.05.2014г. находился на стационарном лечении в Урус-Мартановской ЦРБ с диагнозом левосторонняя нижнедолевая пневмония.

Как следует из медицинской карты стационарного больного, С. в период с 22.05.2014г. по 05.06.2014г. находился на стационарном лечении в ГКБ им. С.П. Боткина в г. Москве с диагнозом атеросклеротический стеноз артерий голени. Хроническая ишемия нижних конечностей 2 А. Артериальная гипертензия.

В рамках проверки, проводимой следственным отделом по Советскому району г. Красноярска Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю по сообщению о преступлении, поступившему из Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю об обнаружении признаков преступления, Суртаев С.Н. дал объяснения, из которого следует, что 25.04.2014г. он собирался прийти по повестке в военный комиссариат Красноярского края по Советскому и Центральному районам г. Красноярска, однако, примерно 27.03.2014г. он выехал за пределы г. Красноярска по личным делам, комментировать которые не пожелал, планировал вернуться в г. Красноярск заблаговременно, до 25.04.2014г. В связи с ухудшением здоровья, в этот период, находясь в поездке за пределами г. Красноярска он обратился в медицинское учреждение, где в условиях стационара ему проводили медицинское лечение. При этом, он незамедлительно принял меры для уведомления о данном факте военный комиссариат Красноярского края по Советскому и Центральному районам г. Красноярска, о чем он оповестил своих родственников.

Исследовав по существу фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, позволяющие, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении С. заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период весеннего призыва 2014 г. являлся гражданином, подлежащим призыву на военную службу, при этом предусмотренные законом основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности призыва на военную службу или отсрочки от призыва, отсутствовали. Получив под расписку повестку о явке к 09-00 час. 25.04.2014 г. в отдел военного комиссариата Красногорского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска для мероприятий, связанных с призывом, в указанное время не явился. В период с 22.04.2014г. по 05.05.2014г. С. находился на стационарном лечении в ГБУ «Урус-Мартановская ЦРБ» с диагнозом с диагнозом левосторонняя нижнедолевая пневмония, в период с 22.05.2014г. по 05.06.2014г. находился на стационарном лечении ГКБ им. С.П. Боткина в г. Москве с диагнозом атеросклеротический стеноз артерий голени. Хроническая ишемия нижних конечностей 2 А. Артериальная гипертензия.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснила, что после выписки из Урус-Мартановской ЦРБ, С. в г. Красноярск не поехал, а по совету знакомых, направился в г. Москву для прохождения лечения, поскольку качественную медицинскую помощь в связи с его заболеванием, могли оказать только в Москве. По мнению представителя заявителя, С. после выписки из Урус-Мартановской ЦРБ 05.05.2014г. не обязан был направиться в г. Красноярск для явки в военкомат без дополнительного вызова, поскольку такой обязанности законом не предусмотрено.

В отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г.Красноярска, С. прибыл 24.06.2014г.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013г. №565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», организация обследования и освидетельствования граждан при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию. До начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C". Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II "Расписание болезней" приложения к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.

Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Контроль за своевременным завершением обследования граждан осуществляется соответствующими военными комиссариатами.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013г. №565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», при явки в отдел ВККК по Советскому и Центральному районам г. Красноярска, С. были выданы соответствующие направления для прохождения диагностических исследований.

До 07.07.2014г. результаты диагностических исследований, необходимых для освидетельствования врачами-специалистами и даче заключения о годности к военной службе С. представлены не были. 07.07.2014г. С. исполнилось 27 лет.

14.07.2014г. призывной комиссии Центрального района г.Красноярска в отношении С. вынесено решение: «Зачислить в запас. Согласно п. 1.1. ст.28 Ф3 №53 от 28.03.1998 г. признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований».

Суд считает несостоятельным довод представителя заявителя о том, что до окончания весеннего призыва 2014г. призывная комиссия Центрального района г. Красноярска имела возможность принять решение о призыве С. на военную службу, поскольку для принятия данного решения необходимо заключение врачей-специалистов, принятого по результатам освидетельствования гражданина при призыве на военную службу. Однако, до 07.07.2014г., то есть до исполнения 27 лет, заявителем не были представлены необходимые результаты диагностических исследований, что подтверждается картой медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе, из которой следует, что освидетельствование С. врачами-специалистами, производилось 09.07.2014г., а согласно материалам дела, для проведения мероприятий, связанных с призывом, после прибытия 24.06.2014г., С. вызывался на 30.06.2014г., 04.07.2014г., 07.07.2014г., и 09.07.2014г., 14.07.2014г.

Кроме того, довод представителя заявителя об отсутствии у С. обязанности после прохождения лечения в Урус-Мартановской ЦРБ явится в отдел ВККК по Центральному и Советскому районам г. Красноярска без дополнительного вызова, суд также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании закона.

В соответствии с п. 10 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663", оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится на основании именных списков повестками военного комиссариата в соответствии с приложением N 10 к настоящей Инструкции (далее именуются - повестки), учет которых ведется в книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток согласно приложению N 11 к настоящей Инструкции.

Согласно приложению 10 указанной инструкции, на оборотной стороне повестки указываются обязанности гражданина, подлежащего первоначальной постановке на воинский учет: 1. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание комиссии по постановке на воинский учет, имея при себе документы, указанные в повестке. 2. В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, он привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уважительной причиной неявки по вызову (повестке) военного комиссариата, при условии документального подтверждения, является: заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными комиссией по постановке граждан на воинский учет или судом. По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно без дополнительного вызова.

Таким образом, С. был поставлен в известность о необходимости, после истечения действия уважительной причины явиться в военный комиссариат немедленно без дополнительного вызова.

Кроме того, на вышеназванную обязанность указывает постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 3 от 3 апреля 2008 года "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы", согласно п.4 которого, уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание тот факт, что С. по истечении действия уважительной причины, нахождения на стационарном лечении в период с 22.04.2014г. по 05.05.2014г., не явился в отдел военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г. Красноярска для мероприятий, связанных с призывом, в период весеннего призыва 2014г., до исполнения ему 27 лет, не представил в военный комиссариат результаты обязательных диагностических исследований, необходимых для освидетельствования при призыве граждан на военную службу, суд приходит к выводу о том, что у призывной комиссии Центрального района г. Красноярска имелись все законные основания для вынесения в отношении гражданина С. заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и полагает, что в удовлетворении заявления С. о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального района г. Красноярска от 14.07.2014г. в части заключения о признании заявителя не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления С. о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального района г. Красноярска от 14.07.2014г. в части заключения о признании С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий             М.М. Славкин

Мотивированное решение составлено 20.02.2015г.

2-1870/2015 (2-12367/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
СУРТАЕВ С.Н.
Другие
ПРИЗЫВНАЯ КОМИССИЯ СОВ. И ЦЕНТР. Р-НА
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
13.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2014Передача материалов судье
20.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2014Судебное заседание
19.12.2014Судебное заседание
06.02.2015Судебное заседание
13.02.2015Судебное заседание
20.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее