Дело № 12-432/21
25RS0010-01-2021-003909-04
Р Е Ш Е Н И Е
31 августа 2021 года г. Находка, Приморский край
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Жила Н.Л., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Транснефть-Порт Козьмино» Чеплянского Д.П. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Шумик И.И. от 15.07.2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Транснефть-Порт Козьмино»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ДМУ Росприроднадзора от 15.07.2021 №, с учетом исправленной на основании определения должностного лица ДМУ Росприроднадзора от 09.07.2021 № описки в дате вынесения оспариваемого постановления, ООО «Транснефть-Порт Козьмино» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Транснефть-Порт Козьмино» Чеплянский Д.П. обратился в суд с жалобой, в которой указано на отсутствие состава административного правонарушения, а также на его малозначительность.
В судебном заседании защитники ООО «Транснефть-Порт Козьмино» - по доверенностям Бреус А.В. и Фатеев А.С. доводы жалобы полностью поддержали, пояснив, что магистральный трубопровод Д-1200 является линейным подземным, полностью герметичным сооружением с глубиной залегания не менее 1 м. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источники сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а также источники образования отходов на данном линейном объекте отсутствуют. Сведения об отсутствии выбросов, сбросов и отходов производства и потребления были указаны в Заявке о постановке объекта, оказывающего воздействие на окружающую среду на государственный учет, а также в Декларации о воздействии на окружающую среду объекта 05-0125-000014-Л от 10.09.2020, представленную в ДМУ Росприроднадзора.
В связи с тем, что на данном объекте НВОС источники выбросов загрязняющих веществ и источники образования отходов отсутствуют, то требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (в части инвентаризации вредных выбросов и вредных сбросов, инвентаризации отходов производства и потребления, а также сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений, планы-графики контроля и наблюдений) к Программе по данному объекту НВОС не могут быть применены. Указание на необходимость внесения в Программу сведений об отсутствии источников негативного воздействия в Требованиях отсутствует.
Кроме того, отсутствие необходимости в предоставлении Отчета ПЭК с отсутствующими данными о вредных воздействиях подтверждается также невозможностью его подачи через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора, поскольку без заполнения обязательных полей, например, таких как загрязняющее вещество, вид отходов и т.д. (которые на линейном объекте отсутствуют) отчет не проходит проверку и возвращается заявителю.
Таким образом, по мнению защиты, не предоставление отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля по данному объекту НВОС в Управление не может порождать состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Учитывая причины не предоставления отчета ПЭК в Управление Росприроднадзора, а также отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, существенного нарушения интересов общества и государства, защитники полагали, что данное правонарушение может быть признано малозначительным.
Просили постановление в отношении ООО «Транснефть-Порт Козьмино» отменить, производство по делу прекратить.
Судья, выслушав защитников ООО ««Транснефть-Порт Козьмино», изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.5 КоАП РФ, признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
По делу установлено, что ООО «Транснефть-Порт Козьмино», эксплуатирующее объект, внесенный в реестр объектов ПТО УОНВОС код объекта 05-0125-000014-Л, отнесенный ко II-ой категории негативного воздействия на окружающую среду, - магистральный нефтепровод Д-12 по адресу: Приморский край, Партизанский муниципальный район, Находкинский городской округ, согласно служебной записке начальника отдела разрешительной деятельности ДМУ Росприроднадзора от 27.05.2021, не предоставило в Управление в срок до 25.05.2021 отчет за 2020 об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля ООО «Транснефть-Порт Козьмино», чем нарушило требования ч. 1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39, ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
По данному факту 25.06.2021 ДМУ Росприроднадзора в отношении ООО «Транснефть-Порт Козьмино» был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ.
На основании постановления ДМУ Росприроднадзора от 09.07.2021 №, с учетом исправления на основании определения должностного лица ДМУ Росприроднадзора от 09.07.2021 № описки в дате вынесения оспариваемого постановления, за указанное правонарушение юридическое лицо – ООО «Транснефть-Порт Козьмино» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (ч. 2 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с ч. 7 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.
Указанные в оспариваемом постановлении обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, которым должностным лицом ДМУ Росприроднадзора при принятии решения была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вина ООО «Транснефть-Порт Козьмино» в совершении указанного административного правонарушения полностью доказана. Действия Общества квалифицированы по статье 8.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы при описании объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, в постановлении указано, что вменяемое ООО «Транснефть-Порт Козьмино» правонарушение выразилось в несвоевременном сообщении данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, поскольку обязанность по формированию отчета ПЭК в связи с отсутствием на объекте НВОС источников негативного воздействия на окружающую среду не предусмотрена, несостоятельны и основаны на неверном толковании закона.
Отсутствие на объекте НВОС источников выбросов загрязняющих веществ и источников образования отходов не освобождает юридическое лицо от производственного экологического контроля и направления соответствующей отчетности в Росприроднадзор.
Ссылка в жалобе на невозможность подачи отчета ПЭК с нулевыми данными о вредных воздействиях на окружающую среду не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Транснефть-Порт Козьмино» состава административного правонарушения, поскольку Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» предусматривает подачу отчета ПЭК как в электронном виде, так и на бумажном носителе как лично, так и почтовым отправлением.
Правоотношения в данном случае возникают в области охраны окружающей среды и природопользования, что указывает на наличие общественной опасности совершенного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Транснефть-Порт Козьмино» имелась возможность для соблюдения положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за нарушение которой ст. 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод защиты о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения не может быть принят во внимание в силу следующего.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, посягает на установленный государством компенсационно-возмездный порядок в сфере охраны окружающей среды.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству и может иметь место только в исключительных случаях.
Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Состав вмененного ООО «Транснефть-Порт Козьмино» административного правонарушения является формальным, поэтому для квалификации правонарушения не требуется наступления общественно опасных последствий. Отсутствие тяжких последствий и существенного вреда охраняемым законом интересам не свидетельствует о малозначительности совершенного Обществом правонарушения, относящегося к нарушению в области охраны окружающей среды и природопользования.
Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением юридическим лицом установленного государством компенсационно-возмездного порядка в сфере охраны окружающей среды, деяние не может быть признано малозначительным.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы генерального директора ООО «Транснефть-Порт Козьмино» и защитников Общества не опровергают правильность сделанных государственным инспектором выводов и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального или процессуального права при рассмотрении настоящего дела.
Оснований для переоценки выводов должностного лица, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется, и поводы к его отмене отсутствуют, наказание ООО «Транснефть-Порт Козьмино» назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ст. 8.5 КоАП РФ, минимальное и в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Шумик И.И. от 15.07.2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Транснефть-Порт Козьмино» оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Транснефть-Порт Козьмино» Чеплянского Д.П. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Жила Н.Л.