Дело № 2а-362/2021
УИД 21RS0014-01-2021-000511-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2021 года п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Калининой Л.А.,
при секретаре судебного заседания КСГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора (адрес изъят) Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-странице https://spravkuj-vsem.com, информацией, распространение которой запрещено,
УСТАНОВИЛ:
(адрес изъят) Чувашской Республики обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском по тем основаниям, что прокуратурой (адрес изъят) (дата) проведена проверка Интернет-ресурсов на предмет соблюдения требований Федерального закона от (дата) № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон № 149-ФЗ), в ходе которой выявлен факт размещения в телекоммуникационной сети «Интернет» для неограниченного круга лиц Интернет-страницы https://spravkuj-vsem.com, на которой содержатся предложения о продаже (в том числе дистанционной) поддельных медицинских книжек, прививочных сертификатов и других видов медицинских документов без прохождения установленной законом процедуры.
Административный иск мотивирован тем, что контент сайта ориентирован на совершение покупки, для этого на страницах размещена информация о стоимости товара, указаны контактные данные, по которым возможно связаться с продавцом. Вход на указанный сайт свободный, не требуется дополнительной регистрации и пароля, любой Интернет-пользователь может ознакомиться с содержанием указанной страницы. Информация на данном сайте распространяется бесплатно. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом проверки и распечаткой скриншота указанных интернет - страниц.
Указав, что выявленные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц, поскольку потворствуют совершению правонарушений в указанной сфере, определить количество которых не представляется возможным, посчитав, что в целях ограничения доступа в сети Интернет к Интернет-страницам, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, ссылаясь на то, что по состоянию на (дата) вышеуказанный сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» не внесен, а также ссылаясь на соответствующие положения Федерального закона от (дата) № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 39 КАС РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просил:
1. Признать информацию о продаже медицинских книжек, медицинских справок, прививочных сертификатов и других видов медицинских документов без прохождения установленной законом процедуры, размещенную на интернет-странице https://spravkuj-vsem.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
2. Копию вступившего в законную силу решения суда в течение 3 дней направить оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для внесения сведений в Единый реестр.
Административный истец прокурор (адрес изъят) ЧР в лице помощника прокурора ДЕВ в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям и вновь привел их суду. Просил иск удовлетворить.
Заинтересованное лицо – Территориальный отдел в Чувашской (адрес изъят) службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечил. При этом от них в суд поступил письменный отзыв на административный иск прокурора, в котором заявлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия и указано также, что внесение в единый реестр информации по судебному решению возможно, если данное решение содержит:
заключение о том, что информация признана запрещенной на всей территории Российской Федерации;
доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, описание запрещенной информации.
- пункт о направлении копии решения суда оператору Единого реестра(Территориальный отдел в Чувашской (адрес изъят) службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу) для внесения сведений в Единый реестр.
Кроме этого отмечено, что по состоянию на (дата) доступ к Интернет-pecypcy https://spravkuj-vsem.com нe ограничен.
Изучив материалы административного дела, выслушав административного истца, суд признает административное исковое требование прокуратуры (адрес изъят) Чувашской Республики подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от (дата) N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, административное иск прокурором (адрес изъят) Чувашской Республики подан в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от (дата) N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно ч. ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от (дата) N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от (дата) N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Статьей 9 Федерального закона N 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 ФЗ N 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из материалов дела следует, что прокуратурой (дата) в ходе проверки исполнения требований законодательства о признании информации, размещенной на Интернет-странице информацией, распространение которой запрещено посредством мониторинга сети Интернет выявлен Интернет-сайт с доменным именем https://spravkuj-vsem.com, который содержит информацию о продаже (в том числе дистанционной) поддельных медицинских книжек, прививочных сертификатов и других видов медицинских документов без прохождения установленной законом процедуры.
При этом судом установлено, что вход на сайт свободный, бесплатный и без ограничения во времени, не требует регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет - пользователь. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
При проверке указанного URL-адреса через форму, размещенную на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (https://eais.rkn.gov.ru/), установлено, что в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, данные об Интернет-страницах с указанными адресами отсутствуют.
При проверке ограничения доступа к указанной странице сети Интернет через форму, размещенную на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: https://blocklist.rkn.gov.ru/ установлено, что меры по ограничению доступа к Интернет-странице с указанным URL-адресом, не принимались.
В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в сети Интернет, установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанных сайтов, его юридическом адресе отсутствуют.
Статьей 23 Федерального закона от (дата) № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрена обязанность проведения медицинского осмотра и получение на основании него медицинской справки установленного образца.
Аналогичное требование закреплено и в Приказе Минздрава СССР от (дата) № «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».
Статьей 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Абзацем 15 ст. 13 Федерального закона от (дата) № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное в установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки: противопоказаний к владению оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Более того, согласно п. 5 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от (дата) №н, для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
Статьей 213 ТК РФ установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Таким образом, действующим законодательством прямо установлена обязательность проведения медицинских осмотров у врачей при получении любого типа медицинских справок.
Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
В соответствии со ст. 11.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка обязательного медицинского освидетельствования у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых, или послерейсовых медицинских осмотров.
Приведенными положениями действующего законодательства в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже неопределенному кругу лиц медицинских книжек, медицинских справок, прививочных сертификатов, рецептов на лекарственные препараты и других видов медицинских документов без прохождения установленной законом процедуры.
Размещенная на указанном сайте информация создает предпосылки к совершению правонарушений и преступлений в рассматриваемой сфере отношений, подрывает авторитет Российской Федерации, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
На момент проверки, а также в настоящее время указанный интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен.
Учитывая, что вышеуказанный интернет-сайт не включен в Единый реестр, а установить его владельца не представляется возможным, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства информацию, распространяемую посредством сети "Интернет", размещенную на сайте https://spravkuj-vsem.com, следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с этим требования административного истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора (адрес изъят) Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети "Интернет" информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации удовлетворить.
1. Признать информацию о продаже медицинских книжек, медицинских справок, прививочных сертификатов и других видов медицинских документов без прохождения установленной законом процедуры, размещенную на интернет-странице https://spravkuj-vsem.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
2. Копию вступившего в законную силу решения суда незамедлительно направить оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для внесения сведений в Единый реестр.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 27.10.2021 г. через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Л.А. Калинина.