Решение по делу № 2-609/2024 от 15.07.2024

Дело № 2 –609/2024

33RS0010-01-2024-001068-33

Решение

именем Российской Федерации

16 октября 2024 года

Киржачский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Колокиной И.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Самохиной Е.А.,

с участием представителя истца по ордеру адвоката Малковой Т.Н., по доверенности Свиридовой С.Г., ответчика Романовой А.В., представителя ответчика Романовой А.В. по письменному заявлению Ситалиевой С.П., ответчика Романова А.Ю., представителя ответчика администрации муниципального образования сельское поселение Кипревское по доверенности Кашайкина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киржаче гражданское дело по иску Проценко С.А. к Романовой А.В., Романову А.Ю., администрации муниципального образования сельское поселение Кипревское об обязании в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить препятствия в пользовании земельным участком, путем осуществления демонтажа хозяйственных построек, ликвидации путем сбора и вывоза твердых бытовых отходов, отходов жизнедеятельности животных, расположенных в границах земельного участка, ликвидировать несанкционированное размещение строительных и твердых бытовых отходов на территории протяженностью 50 метров по направлению на северо-запад от границ земельного участка, путем сбора и вывоза строительных и твердых бытовых отходов, мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, запрещении Романовой А.В. использовать земли неразграниченной формы собственности протяженностью 50 метров по направлению на северо-запад от границ земельного участка, для содержания и выгула домашних животных (скотины),

установил:

Проценко С.А. обратился с иском к Романовой А.В., администрации муниципального образования сельское поселение Кипревское об обязании в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить препятствия в пользовании земельным участком, путем осуществления демонтажа хозяйственных построек, ликвидации путем сбора и вывоза твердых бытовых отходов, отходов жизнедеятельности животных, расположенных в границах земельного участка, ликвидировать несанкционированное размещение строительных и твердых бытовых отходов на территории протяженностью 50 метров по направлению на северо-запад от границ земельного участка, путем сбора и вывоза строительных и твердых бытовых отходов, мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, запрещении Романовой А.В. использовать земли неразграниченной формы собственности протяженностью 50 метров по направлению на северо-запад от границ земельного участка, для содержания и выгула домашних животных (скотины).

В обоснование иска указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. Ответчик Романова А.В. является собственником земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. Ответчик Романова А.В. по смежеству с земельным участком истца осуществила самозахват земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, где разместила хозяйственные постройки, теплицы, открытые загоны для животных (скотины), разукомплектованные транспортные средства, сельхозтехнику, складирует строительный мусор и бытовые отходы. Территория данного участка находится в антисанитарном состоянии. На указанном земельном участке в нарушение ветеринарных норм и правил содержится скотина (корова, осел, козы и пр.) со свободным выгулом. При выносе границ земельного участка на местность истец выяснил, что часть хозяйственных построек – два деревянных сарая, две теплицы, складируемые отходы (мешки с опилками и отходы жизнедеятельности животных) расположены в том числе в границах участка истца с кадастровым на расстоянии от 0,5 до 3 – х метров от юридически установленной границы истца. Данные хозяйственные постройки на кадастровом учете не стоят, право собственности на них не зарегистрировано, объекты находятся в полуразрушенном состоянии и фактически используются Романовой А.В. для содержания скотины. От хозяйственныз построек исходит стойкий запах аммиака, поскольку отходы животноводства складируются там же. ДД.ММ.ГГГГ по факту самовольного размещения хозяйственных построек и строительного мусора истец обратился с заявлением в Администрацию Киржачского района Владимирской области, по которому администрацией был осуществлен выезд на земельный участок, установлено наличие хозяйственных построек и мусора. Для принятия мер реагирования обращение было направлено в администрацию муниципального образования сельское поселение Кипревское. Однако надлежащих мер к ответчику Романовой А.В. принято не было. Допущенные ответчиками нарушения препятствуют истцу в реализации права собственности на земельный участок, на благоприятные условия проживания, благоприятную окружающую среду.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен Романов А.Ю.

В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали, дали пояснения аналогичные по содержанию обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Романова А.В., представитель ответчика в судебном заседании иск не признали и пояснили, что хозяйственные постройки существовали на дату приобретения земельного участка истцом в собственность были построены. Ответчику земельный участок предоставлен не был, хотя он неоднократно обращался по вопросу предоставления земельного участка. Предоставленный истцу земельный участок сформирован с нарушением закона, так как в его границы вошли частично хозяйственные постройки, в которых ответчик содержит животных и ведет сельское хозяйство. Семья ответчика многодетная. Животные основной источник средств существования.

Ответчик Романов Ю.А. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что хозпостройки были возведены задолго до предоставления земельного участка истцу. Перенести постройку для содержания животных невозможно.

Представитель ответчика администрации муниципального образования сельское поселение Кипревское в судебном заседании иск не признал, пояснил, что является надлежащим ответчиком, земельный участок в муниципальной собственности не находится, полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не имеет.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания извещен.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Проценко С.А. на праве собственности на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом, принадлежит земельный участок с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.

Из заключения кадастрового инженера ФИО20 следует, что на момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым обнаружены следующие постройки: хозяйственная постройка, располагается на земельном участке вглубь до 4,40 м от северной границы, теплица располагается на земельном участке вглубь до 0,77м от северо-западной границы.

Из объяснений сторон следует, что хозяйственные постройки возведены ответчиками Романовым Ю.А. и Романовой А.В. и используются для содержания животных и ведения сельского хозяйства до предоставления истцу земельного участка в собственность. Земельный участок, на котором были возведены хозяйственные постройки ответчикам не предоставлялся.

По показаниям свидетеля ФИО14 следует, что хозяйственные постройки не зарегистрированы. На основании сведений из кадастра по заказу истца была составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. После предоставления земельного участка в собственность его границы были вынесены на местности и выяснилось, что хозяйственные постройки частично находятся в границах земельного участка истца. Наличие незарегистрированных построек не препятствует проведению кадастровых работ.

В статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

По положениям ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом.

Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что хозяйственные постройки возведены ответчиками на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, поэтому являются самовольными. Право собственности на самовольные постройки у создавшего их лица не возникает.

Земельный участок с кадастровым номером 33:02:020817:1236 на праве собственности принадлежит истцу. Хозяйственные постройки, возведенные ответчиками, частично расположены на земельном участке истца, что подтверждается заключением кадастрового инженера. Заключение кадастрового инженера ответчиками не оспорено. Факт расположения части постройки и части теплицы на земельном участке истца ответчиками не оспаривается. Оснований сомневаться в достоверности сведений, содержащихся в заключении кадастрового инженера, у суда не имеется.

То обстоятельство, что указанные постройки существовали на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена на момент принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставление земельного участка в собственность истца за плату не свидетельствует об отсутствии у истца защищаемого права и наличии оснований для отказа в защите нарушенного права. Злоупотребления правом со стороны истца судом не установлено. Права истца на земельный участок в установленном законом порядке не оспорены.

Доказательств, свидетельствующих о нахождении на земельном участке истца иных построек и бытового мусора, суду не предоставлено. Имеющиеся в материалах дела фотографии не позволяют достоверно установить факт нахождения иных построек и бытового мусора на земельном участке истца. Демонтаж всей хозяйственной постройки и всей теплицы, в том числе в части находящейся вне границ земельного участка истца, суд полагает невозможным, поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца на пользование земельным участком постройками, теплицами, твердых бытовых отходов, отходов жизнедеятельности животных, расположенных вне границ земельного участка истца, суду не предоставлено.

То обстоятельство, что при создании хозяйственных построек, теплиц, складировании твердых бытовых отходов, отходов жизнедеятельности животных ответчиками были нарушены нормы закона, не свидетельствует о нарушении прав истца на пользование земельным участком. Доказательств иного суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд обязывает Романову А.В., Романова А.Ю. в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, принадлежащим Проценко С.А., путем осуществления демонтажа части хозяйственной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, имеющей размеры по северо-западной границе 3,24 метра, по северной границе 2,95 метра, вглубь до 4,40 метров от северной границы, части теплицы, расположенной на земельном участке с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, вглубь от 0,24 до 0,77 метра от северо-западной границы.

В остальной части исковые требования, предъявленные к Романовой А.В. и Романову Ю.А., суд полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку не доказано нарушение прав истца на пользование земельным участком действиями, совершаемыми ответчиками на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

По положениям ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:

18) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), пунктами 21, 28, 30, 33, 42 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

Из вышеуказанной нормы права следует, что полномочия администрации муниципального образования сельское поселение Кипревское на совершение действий по ликвидации несанкционированных свалок на землях, государственная собственность на которые не разграничена, а также установление ограничений по использованию земель, государственная собственности на которые не разграничена, законом не предоставлены.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований к администрации муниципального образования сельское поселение Кипревское суд не находит.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина 900 рублей, понесены почтовые расходы на направление копии искового заявления ответчику Романовой А.В. в сумме 94 рубля. Судом удовлетворено одно неимущественное требование частично. При таких обстоятельствах с ответчиков Романовой А.В. и Романова Ю.А. подлежат взысканию в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 300 рублей в равных долях по 150 рубле    й с каждого. Понесенные истцом почтовые расходы подлежат взысканию с Романовой А.В. в сумме 94 рубля.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Проценко С.А. СНИЛС <данные изъяты> к Романовой А.В. СНИЛС <данные изъяты>, Романову А.Ю. СНИЛС <данные изъяты>, администрации муниципального образования сельское поселение Кипревское ИНН 3316012640, ОГРН 1063316004608 удовлетворить частично.

Обязать Романову А.В., Романова А.Ю. в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, принадлежащим Проценко С.А., путем осуществления демонтажа части хозяйственной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> имеющей размеры по северо-западной границе 3,24 метра, по северной границе 2,95 метра, вглубь до 4,40 метров от северной границы, части теплицы, расположенной на земельном участке с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, вглубь от 0,24 до 0,77 метра от северо-западной границы.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Романовой А.В., Романова А.Ю. в пользу Проценко С.А. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 300 (триста) рублей в равных долях по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.

Взыскать с Романовой А.В. в пользу Проценко С.А. в возмещение почтовых расходов 94 (девяносто четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий судья И.И. Колокина

Мотивированное решение составлено 28 октября 2024 года.

2-609/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Проценко Сергей Александрович
Ответчики
администрация МО СП Кипревское
Романова Анастасия Валерьевна
Другие
администрация Киржачского района
Свиридова Светлана Геннадьевна
Малкова Татьяа Николаевна
Суд
Киржачский районный суд Владимирской области
Судья
Колокина Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
kirzhachsky.wld.sudrf.ru
15.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2024Передача материалов судье
17.07.2024Запрошены идентификаторы ответчика (п.3 ч.1 ст.131 ГПК РФ)
22.07.2024Получен(ы) идентификатор(ы) ответчика
22.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2024Судебное заседание
02.10.2024Судебное заседание
15.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Судебное заседание
28.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее