Дело № 2-3519/2022
УИД 76RS0013-02-2022-002773-04
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Леоновой Е.С.,
при секретаре Букаревой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске Ярославской области 3 ноября 2022 г. гражданское дело по иску заместителя Рыбинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа город Рыбинск о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
Заместитель Рыбинского городского прокурора обратился в суд с иском (с учетом уточненного иска) к Администрации городского округа город Рыбинск о возложении обязанности в срок до 01.12.2023:
- на автомобильной дороге по <данные изъяты> обустроить регулируемый пешеходный переход через <данные изъяты> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.12.2019 № 1425-ст;
- на автомобильной дороге по ул. <данные изъяты> справа обустроить тротуары.
Исковые требования мотивированы следующим. Проведенной со специалистами отдела <данные изъяты> проверкой эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги в месте пересечения проспекта <данные изъяты> установлен ряд нарушений (акт выявленных недостатков от 24.06.2022).
В нарушение требований п. 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на перекрестке указанных дорог отсутствует пешеходный переход через улицу <данные изъяты>.
Таким образом, нормативное состояние участка автомобильной дороги в месте пересечения проспекта <данные изъяты> не обеспечено, наличие данных дефектов имеет место вследствие того, что администрация городского округа город Рыбинска не осуществляет надлежащее содержание данной автодороги.
Дальнейшее несоблюдение лицом, ответственным за содержание указанного участка автомобильной дороги, нормативных требований в сфере безопасности дорожного движения создает угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни, здоровью участников дорожного движения.
Помощник Рыбинского городского прокурора Галстян Е.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в части требований об обустройстве регулируемого пешеходного перехода. Пояснил, что 02.11.2022 был совершен совместный выезд на спорный участок автомобильной дороги, установлено, что жилая застройка по улице <данные изъяты> при движении в сторону улицы <данные изъяты> отсутствует. В связи с отсутствием жилой застройки, обустройство тротуаров нецелесообразно.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Рыбинск по доверенности Карвонен А.А. уточненные исковые требования не признала. Дополнительно пояснила, что фактически не возражает против заявленных требований. Согласно с истцом по вопросу, что обустройство тротуаров на спорном участке дороги не требуется.
Представитель третьего лица МУ МВД России «Рыбинское» по доверенности Новиков Э.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго», извещен надлежащим образом, в материалы дела представлены письменные пояснения.
Выслушав помощника прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в части.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Во исполнение ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания безопасных условий бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Так, автомобильная дорога по улице <данные изъяты> находится в собственности города и включена в перечень автомобильных дорог местного значения городского округа г. Рыбинск.
Проведенной со специалистами отдела <данные изъяты>» проверкой эксплуатационного состояния автомобильной дороги по улице <данные изъяты> установлен ряд нарушений, зафиксированных в акте выявленных недостатков от 24.06.2022.
В ходе рассмотрения дела, 02.11.2022 представители истца, ответчика и третьего лица осуществили повторный выход, в результате которого установлено, что обустройство тротуаров на спорной участке автомобильной дороги не требуется, поскольку в данном месте отсутствует жилая застройка.
Согласно требованиям п. 7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводят, если наземный пешеходный переход расположен на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для каждого направления.
В силу п. 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагаются через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов.
В нарушение указанных требований законодательства на автомобильной дороге по <данные изъяты> не обустроен регулируемый пешеходный переход через <данные изъяты>.
Вместе с тем, администрацией городского округа город Рыбинск до настоящего времени не принято должных мер по надлежащему обустройству регулируемого пешеходного перехода, расположенного на участке автомобильной дороги по улице <данные изъяты>.
Дальнейшее несоблюдение лицом, ответственным за содержание указанного участка автомобильной дороги, нормативных требований в сфере безопасности дорожного движения создает угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни, здоровью участников дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ).
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет уточненные требования истца в части, поскольку устранение выявленных недостатков входит в число вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Длительное не устранение выявленных недостатков в содержании автомобильной дороги является нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, что противоречит интересам государства и общества, поскольку создается реальная угроза для здоровья и безопасности неопределенного круга лиц.
Срок, в течение которого Администрация ГО г. Рыбинск обязана выполнить работы по обустройству искусственным наружным освещением автомобильной дороги по ул. Приборостроителей, указанный в исковом заявлении, а именно: до 01.12.2023, суд считает достаточным. Надлежащее обоснование невозможности исполнения данных работ в указанный срок, ответчиком не представлено.
В удовлетворении требований об обустройстве тротуаров суд отказывает, поскольку в данной части помощник прокурора требования не поддержал.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Администрацию городского округа город Рыбинск Ярославской области (<данные изъяты>) обязанность в срок до 01.12.2023 обустроить на автомобильной дороге по улице <данные изъяты> регулируемый пешеходный переход через улицу <данные изъяты> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.12.2019 № 1425-ст.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательном виде.
Судья Е.С. Леонова